Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2007

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет "Первое сентября"


Нарушевич Андрей Георгиевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического образования Южного федерального университета, учитель русского языка и литературы Таганрогского муниципального общеобразовательного лицея. Автор научных и методических статей, учебных пособий по русскому языку, постоянный автор газеты «Русский язык». Победитель финального тура Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной речи» для работников учреждений высшего профессионального образования РФ (Белгород, 2006).
C 2002 г. участвует в подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку, является экспертом по проверке задания С1 (сочинения).

 

А.Г. НАРУШЕВИЧ

Методика подготовки к ЕГЭ
по русскому языку: планирование занятий,
организация урока, система упражнений

Учебный план курса

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Фонетика. Орфоэпия. Типология заданий. Современные орфоэпические нормы. Фонетико-графические упражнения и тесты. Акцентологический минимум.
18 Лекция 2. Лексика. Фразеология. Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексико-фразеологический анализ. Лексико-фразеологические упражнения и тестовые задания.
19 Лекция 3. Морфемика. Словообразование. Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения и тестовые задания.
Контрольная работа № 1.
20 Лекция 4. Морфология и культура речи. Типология заданий. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические упражнения и тесты.
21 Лекция 5. Синтаксис и культура речи. Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения и тесты.
22 Лекция 6. Орфография и пунктуация. Типология заданий. Принципы русской орфографии и пунктуации. Организация обобщающего повторения. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения и тестовые задания.
Контрольная работа № 2.
23 Лекция 7. Работа с текстом. Смысловой и композиционный анализ текста. Стиль и тип речи. Типичные случаи анализа текста. Анализ выразительных средств текста. Упражнения и тестовые задания.
24 Лекция 8. Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку.
  

Итоговая работа.

ЛЕКЦИЯ № 5.  Синтаксис и культура речи

Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения

Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), т.е. являются заданиями повышенной сложности. Например:

• Из предложения … выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управление, примыкание).

• Среди предложений … найдите простое односоставное безличное (сложное, в состав которого входит неопределенно-личное, и т.п.).

• Среди предложений … найдите предложение с обособленным определением (приложением, обстоятельством).

• Среди предложений … найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное (места, условия, причины и т.п.).

• Среди предложений … найдите сложноподчиненное предложение с однородным (неоднородным, последовательным) подчинением придаточных.

• Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Сгруппировав материал заданий по темам, получаем содержательные блоки, которые следует повторить:

I. Cинтаксические нормы.

II. Типы связи слов в словосочетании.

III. Простое осложненное предложение.

IV. Односоставное предложение.

V. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.

VI. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

Рассмотрим важнейшие из них.

Словосочетание

Словосочетание это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: зеленые глаза; писать письма; трудно передать.

Некоторые ученые выделяют два типа словосочетаний: подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово, и сочинительные, в которых объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня. Эта точка зрения представлена в учебном комплексе под ред. В.В. Бабайцевой. В большинстве учебных пособий сочинительные сочетания слов не рассматриваются.

Не являются словосочетаниями:

1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.;

2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.;

3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;

4) составные словоформы: более светлый, будет ходить.

Способы подчинительной связи
между словами

Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Согласованием называется такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, кипящая вода, наш друг, первый снег и т.п.

Главное слово: существительное.

Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.

Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них (из пяти) и т.п.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу и т.д.

В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование.

Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться и т.п.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).

Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, вызвал их.

Можно дать следующие практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:

1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;

2) поиск словосочетания с управлением – это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

Нужно обратить внимание учеников на то, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением – созданный (для чего?) для песен.

Трудные случаи управления

В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);

3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф).

Обратите внимание на следующие конструкции1 (см. таблицу на стр. 5):

СХОДНЫЙ с чем-либо
сходный с прежним

ОБИЖЕН чем-либо
обижен упреками

ОБРАДОВАН чем-либо
обрадован встречей

УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ чему-либо
уделять внимание каждому

БАЗИРОВАТЬСЯ на чем-либо
базироваться на фактах

РЕЦЕНЗИЯ на что-либо
рецензия на книгу

ПРЕИМУЩЕСТВО перед чем-либо (кем-либо)
преимущество перед другими

ПРЕДУПРЕДИТЬ о чем-либо
предупредить об опасности

ТОРМОЗИТЬ что-либо
тормозить развитие

ОТЛИЧАТЬ что от чего
отличать плохое от хорошего

РАССЕРЖЕН чем-либо
рассержен шуткой

ВЕРА во что-либо
вера в победу

УДИВЛЕН чем-либо
удивлен успехами

ОПЛАТИТЬ что-либо
оплатить проезд

ИДЕНТИЧНЫЙ чему-либо
идентичный прежнему

ОБИДЕТЬСЯ на что-либо
обиделся на эти слова

ОБРАДОВАТЬСЯ чему-либо
обрадовался встрече

ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ на что-либо
обращать внимание на мелочи

ОПИРАТЬСЯ на что-либо
опираться на факты

ОТЗЫВ о чем-либо
отзыв о книге

ПРЕВОСХОДСТВО над чем-либо (кем-либо)
превосходство над другими

ПРЕДОСТЕРЕЧЬ от чего-либо
предостеречь от опасности

ПРЕПЯТСТВОВАТЬ чему-либо
препятствовать развитию

РАЗЛИЧАТЬ что и что
различать плохое и хорошее

РАССЕРДИТЬСЯ на что-либо
рассердиться на шутку

УВЕРЕННОСТЬ в чем-либо
уверенность в победе

УДИВЛЯТЬСЯ чему-либо
удивляться успехам

УПЛАТИТЬ за что-либо
уплатить за проезд

Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.

Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т.д.

Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что-либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкции по + существительное в дательном падеже: *по завершению работы.

В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: *Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Определите способ связи и средства ее выражения:

1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас; 5) любить рыбалку;
6) любя рыбалку; 7) очень любя; 8) весело шагать; 9) вместе шагать; 10) шагать по пригоркам; 11) по крутым пригоркам; 12) не слишком крутым; 13) не совсем таким; 14) совсем не крутым.

2. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.

1) Обидеться... – обида...…;

2) образоваться... – образован...…;

3) обосновываться... – обоснование...…;

4) наполнить... – наполнять... …;

5) уверенность…... – увериться... .

3. Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение.

ТЕСТ

1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) В соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;

2) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

3) первый снег, из всего сказанного, под белыми березами;

4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.

2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего;

2) коричневый забор, всей улицы, улыбающегося лица;

3) через всю реку, по светлым коридорам, его ответ;

4) веселую компанию, моей книги, скользнул по окнам.

3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1) Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа;

2) янтарные бусы, дежурной улыбкой, окруженный забором;

3) за тонированными стеклами, песцовой шубы, упругие мышцы;

4) яркой искрой, известные фермеры, ее ресницы.

4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) Сижу за столом, вижу их, этот номер;

2) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;

3) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь;

4) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.

5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки;

2) передает новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне;

3) казалось нам, выражением лица, испанская шаль;

4) перельется через край, фонтанами брызг, театральный занавес.

6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

1) Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал;

2) с зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза;

3) поражен красотой, вглядывался в небо, в этот час;

4) вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы.

7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну;

2) давно забытый, когда-то нашел, на это место;

3) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;

4) стремиться туда, тихо летали, помнил их.

8. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) Гораздо меньше, искренне полюбил, этой новости;

2) глубоко несчастлив, однажды решил, мое сердце;

3) заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его;

4) его слова, шел не спеша, очень важно.

9. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) Собрались вместе, шепотом повторял, читавшего стихи;

2) проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал;

3) вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке;

4) вновь повторил, была там, не глядя на него.

10. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

1) Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи;

2) желание вернуться, заново родившимся, всегда поражала;

3) сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки;

4) цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди.

11. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

12. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

13. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

14. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица.

15. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорбленного самолюбия.

16. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Люси поняла, что нужно искать то, что может спасти.

17. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

А однажды даже показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе.

18. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

19. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

И мы искренне привязались к маленькому хромому утенку.

20. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Кто знает, какая циклопическая сила разрушила древние постройки.

Ключ к тесту

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ 3 2 3 4 1 2 3 4 2 2
11 12 13 14 15
Ответ эту поступь что-то
сочиняли
по-весеннему
зеленели
мою тележку готовность
задушить
16 17 18 19 20
Ответ искать то однажды
показалось
мечтали
о будущем
привязались
к утенку
разрушила
постройки

 

Оценка Количество
правильно выполненных заданий
5 (отлично) 18–20
4 (хорошо) 15–17
3 (удовлетворительно) 12–14

Предложение.
Односоставное предложение с главным членом – сказуемым

Односоставные предложения следует отличать от двусоставных неполных. В неполных предложениях отсутствующие члены предложения обычно восстанавливаются из контекста: Река вышла из берегов. Забурлила, широкой грязной полосой растеклась по равнине (пропущенное во втором предложении подлежащее восстанавливается из первого).

При повторении материала можно использовать следующие таблицы:

Определить тип односоставного предложения может помочь метод трансформации – подстановка подлежащего. Так, определенно-личные предложения можно превратить в двусоставные с подлежащим я, мы, ты, вы: Стою у окна – Я стою у окна; Приходите к нам – Вы приходите к нам.

Неопределенно-личным предложениям соответствуют двусоставные с подлежащим, выраженным неопределенным местоимением (некто, кто-то, кто-либо и др.): Мне об этом уже говорили – Мне об этом уже кто-то говорил.

Подстановка подлежащего в безличное предложение, как правило, невозможна. Следует обратить внимание на конструкции с дательным субъекта (Мне хотелось вернуться), которые часто ошибочно принимают за определенно-личные (по сходству с двусоставными: Я хотел вернуться).

ТЕСТ

Определите тип односоставного предложения:

А – определенно-личное;

Б – неопределенно-личное;

В – обобщенно-личное;

Г – безличное;

Д – назывное.

1. Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

2. У въезда в усадьбу всегда многолюдно.

3. Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками.

4. Страшный треск... Крики...

5. У нас сорвало обе мачты и все паруса.

6. Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит.

7. Бывает, зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь.

8. Однажды у нас во дворе полоскали белье и оставили корыто.

9. Чужим умом умен не будешь

10. Снявши голову, по волосам не плачут.

11. Можно несколько дней путешествовать по лесу и не увидеть ни одного зверя.

12. Хочу записаться в секцию плавания.

13. Мне выгоднее всего было остаться при вашей больнице.

14. Вот и весна.

15. Перелетным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой.

16. Примите дивное посланье из края дальнего сего.

17. От его слов становится Никите нестерпимо жутко.

18. Уверенным шагом вступаю в лесок, двигаюсь не торопясь.

19. Ночью холодом веет с земли.

20. За одного битого двух небитых дают.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ Б Г Г Д Г А В Б В В
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ Г А Г Д Б А Г А Г В

Сложноподчиненное предложение.
Типы придаточных

Наибольшую сложность при определении типа придаточного предложения представляет многозначность союзов и союзных слов. Очень часто тип придаточного пытаются определить только по союзу (союзному слову): «когда – обстоятельственное придаточное времени»; «чтобы – придаточное цели» и т.п. Поэтому важно нацелить учеников на установление смысловых отношений между главным и придаточным предложениями с помощью вопроса. Практическая работа с этим материалом должна включать анализ предложений с многозначными союзами (союзными словами). Например:

Определите тип придаточного предложения.

1. Наступила та короткая весенняя пора, когда солнце еще не обжигает, а ласково греет землю (определительное).

2. Она не любила, когда ее тревожили утром (Д.Мамин-Сибиряк) (изъяснительное).

3. Как видите, оказывается невозможным сделать дело даже тогда, когда все препятствия устранены (Г.Успенский) (обстоятельственное времени).

4. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (М.Лермонтов) (обстоятельственное условия).

Особое внимание следует уделить изъяснительным и определительным придаточным. Важно подчеркнуть, что эти придаточные относятся к одному слову в главном предложении.

Придаточные изъяснительные чаще всего связаны с глаголом со значением мысли, чувства, восприятия (знать, понимать, чувствовать, любить, видеть, слышать и т.п.). Так, сказуемое предложения Я знаю предопределяет связь с придаточным изъяснительным:

Я знаю (что?), что ты скажешь.

кто приходил.

как это сделать.

какой сегодня день.

когда он вернется.

где он живет.

почему ты молчишь.

зачем он приходил.

Придаточные определительные относятся к существительному или местоимению и также могут быть связаны с главным предложением с помощью различных союзных слов. Например:

Мы вошли
в ту комнату (какую?),
которая была ярко освещена.

что находилась справа.

куда нас пригласила хозяйка.

откуда доносились голоса.

где были сложены вещи.

Придаточные обстоятельственные.Обстоятельственные придаточные следствия с союзом так что следует отличать от придаточных степени, осложненных оттенком следствия: Неужели твой прекрасный друг настолько ослепил тебя своими достоинствами, что ты не видишь даже самых простых вещей? (А.Чехов) Подобные предложения выражают степень при помощи указания на следствие, а не собственно следствие. Сравните предложения: Было очень темно, так что приходилось нащупывать дорогу (придаточное следствия) – Было так темно, что приходилось нащупывать дорогу (придаточное с союзом что выражает степень при помощи указания на следствие).

Обращаем внимание на различие придаточных причины и цели: Мы остановились (с какой целью?), чтобы набрать водыМы остановились (почему?), потому что нужно было набрать воды.

Не всегда рассматриваются придаточные присоединительные:

1) обозначают добавочные сведения, замечания к тому, о чем говорится в главном предложении;

2) конкретный вопрос поставить невозможно;

3) относятся ко всему главному предложению;

4) присоединяются союзными словами что, чем, о чем, оттого, зачем, почему и др.

Например: Пала роса, что предвещало завтра хорошую погоду (Д.Мамин-Сибиряк); Вода в заливе имеет чрезвычайную соленость и плотность, почему удары волн гораздо сокрушительнее, чем в море (К.Паустовский).

ТЕСТ

Определите тип придаточного предложения.

1. Одно из противоречий, какими живо творчество Мандельштама, касается собственной природы этого творчества.

2. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.

3. Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.

4. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне...

5. Он работал всюду, где заставала его жажда творческого труда.

6. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда дает его в переносном значении.

7. Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться.

8. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих произведений Куприна.

9. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался.

10. В степи было тихо, несмотря на то что солнце поднялось.

11. Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме.

12. Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать.

13. Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод.

14. Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки.

15. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.

16. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

17. Как ни интересен труд режиссера, актерская работа все же интереснее.

18. Стало так тихо, что со своего балкона я слышал голоса в саду.

19. Если начнешь усиленно заниматься, то успеешь подготовиться к экзамену.

20. И я вижу во сне, как на волке еду я по тропинке лесной.

21. И вот наступила та долгожданная пора, когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.

22. Мне хотелось, чтобы эта книга была интересна всем.

23. Статья оказалась настолько сложной, что смысл ее был понятен только специалистам-филологам.

24. Всякий раз, как только показывалось солнце, замерзший пруд блестел, как только что вымытое зеркало.

25. Чтобы не сказать ничего лишнего, Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.

26. Дорогу по требованию горожан расширили, так что проблема с заторами на перекрестках была решена.

27. Если в ясный день подойти к окну, то вдалеке будут видны очертания города.

28. Поскольку дом был окружен высоким забором, нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки.

29. Можно только предполагать, как долго продлится его путешествие.

30. Вывеска должна быть расположена так, чтобы каждый прохожий обращал на нее внимание.

Ключ к тесту

Ответ Ответ
1 определительное 16 определительное
2 уступки 17 уступки
3 сравнения 18 меры и степени
4 изъяснительное 19 условия
5 места 20 изъяснительное
6 времени 21 определительное
7 изъяснительное 22 изъяснительное
8 цели 23 меры и степени
9 причины 24 времени
10 уступки 25 цели
11 сравнения 26 следствия
12 следствия 27 условия
13 времени 28 причины
14 образа действия 29 изъяснительное
15 изъяснительное 30 образа действия 

 

Оценка Количество
правильно выполненных заданий
5 (отлично) 26–30
4 (хорошо) 21–25
3 (удовлетворительно) 17–20

Синтаксические нормы

В предложениях с однородными членами встречаются следующие ошибки:

1) соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: *В вольере содержались обезьяны и шимпанзе;

2) соединение в одном ряду скрещивающихся понятий: *По улице шли солдаты, мужчины и женщины;

3) соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: *Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами;

4) смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов: *Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге (правильно: …не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге);

5) пропуск предлога: *Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: ...на улицах, площадях, в скверах);

6) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: *В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия (правильно: ...…Англии, Франции, Бельгии);

7) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение:*Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока (правильно: ...…учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих... или …...учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют...…).

Имена собственные в предложении

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты» Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

Предложения с причастным оборотом

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например:

*Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем (причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; правильно: …испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем).

* Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним (неверно выбран падеж причастия; правильно: …к друзьям, пригласившим…).

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, например: *Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас. Определяемое слово должно находиться после причастного оборота или перед ним: Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас.

Употребление деепричастного оборота

При использовании деепричастного оборота следует помнить, что он, как правило, обозначает добавочное действие подлежащего: Приехав в Москву, я отправился на Красную площадь (я приехал и отправился).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.

Деепричастный оборот не употребляется:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): *Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу… или Подъезжая к городу, мы почувствовали, что…);

2) если в безличном предложении нет инфинитива: *Приехав в Москву, ему стало грустно (правильно: Когда он приехал в Москву… или Приехав в Москву, он загрустил);

3) в пассивной конструкции: *Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).

Форма сказуемого при
подлежащем-местоимении

Местоимения кто, никто требуют после себя глаголов в единственном числе в прошедшем времени в форме мужского рода (даже если речь идет о лице женского пола) или среднего рода для местоимений что и ничто. Кто голосовал против? Кто из сестер вам об этом сказал? Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать соревнованиям.

В придаточной части конструкций типа те, кто и все, кто также следует употреблять глагол в единственном числе: те, кто пришел...; все, кто пришел... Например: Те, кто поехал на экскурсию, остались очень довольны. Не следует забывать о согласовании подлежащего и сказуемого в главном предложении. Неправильно: Многие из путешествующих, кто был на русском Севере, стремится еще раз посетить Кижи.

Замена придаточной определительной части
сложноподчиненного предложения
причастным оборотом

Придаточное определительное обычно присоединяется относительными местоимениями который, что или наречием где. Эти союзные слова являются членами предложения придаточной части. Замена придаточной части причастным оборотом с действительным причастием возможна в том случае, если союзное слово стоит в именительном падеже и выполняет функцию подлежащего: Уважаю людей, которые предпочитают не говорить, а делать – Уважаю людей, предпочитающих не говорить, а делать. Заменить придаточное определительное причастным оборотом со страдательным причастием можно, если союзное слово стоит в винительном падеже: Я увижу первоклассника, которого обвиняют во всех смертных грехах – Я увижу первоклассника, обвиняемого во всех смертных грехах. В остальных случаях замена невозможна: Женщина, о которой ты говоришь, живет в нашем доме. Невозможна также замена придаточной части, присоединяемой союзным словом где: Трудно забыть места, где прошло твое детство.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Укажите номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1. Образ Кутузова появляется в романе Л.Н. Толстого, который восхищается и обдумывает его.

2. Образ поэта-пророка, созданного А.С. Пушкиным, определил и его собственную жизнь.

3. Блок хотел, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах.

4. Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.

5. Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.

6. В картине Сурикова «Боярыня Морозова» отразился один из сюжетов истории раскола.

7. По приезде в город мы первым делом отправились в гостиницу.

8. Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто-то есть.

9. Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры.

10. Музей-квартира М.А. Булгакова приобрел личные вещи писателя.

Ответ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9.

2. Укажите номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1. У картины есть одна особенность, которая отличает ее от других шедевров этого ряда.

2. Надя повела ребят светлым коридором, окна которого выходили в город.

3. У каждого должен быть друг, с которым можно поговорить обо всем на свете.

4. Юпитер – это планета-гигант, которая содержит в себе более 2/3 массы всей нашей планетной системы.

5. Мне знакомы эти дворы, где весной так сладко пахнет сиренью.

6. Приходится строить специальные телескопы, объектив которых состоит из линзы и зеркала.

7. Совокупность разных организмов и неживых компонентов среды, которые тесно связаны между собой потоками вещества и энергии, называется экосистемой.

8. С первых же дней войны на территории, которая была оккупирована вражескими войсками, начали стихийно возникать партизанские отряды.

9. Непривычным для читателя был и язык поэмы, в которой звучали совершенно новые ритмы.

10. Труднее было ликвидировать безграмотность в республиках, где русский язык был иностранным.

Ответ: 2, 3, 5, 6, 9,10.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Назовите основные содержательные блоки для повторения материала по синтаксису.

2. Назовите основные трудности, связанные с определением типа придаточной части сложноподчиненного предложения.

3. Перечислите основные синтаксические нормы.


1 Уточнить сложные случаи управления можно по книге: Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. М., 2002.

Литература

1. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2007. Вступительные экзамены. Р/Д: Легион, 2006.

2. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Кохтев Н.Н. Русский язык для школьников 5–9-х классов. Путешествие в страну слов. М.: Дрофа, 1995.

3.Чупашева О.М. Трудности синтаксического анализа. М.: Русск. яз. – Медиа, 2004.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru