Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2008

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Оцениваем экзаменационные сочинения
девятиклассников

Некоторые регионы нашей страны уже не первый год осваивают новую форму аттестации по русскому языку в 9-м классе. (Наша газета писала о ней в № 3, 8, 23/2007). Большие затруднения у учителей вызывает проверка экзаменационных работ по множеству критериев. Предлагаем вашему вниманию материалы из практики словесников г. Сочи – экзаменационные сочинения девятиклассников и рецензии проверяющих. Материалы предоставила Галина Сергеевна Капитонова – методист по русскому языку и литературе Сочинского центра развития образования.

Напоминаем, что на экзамене учащиеся пишут подробное изложение прослушанного текста, читают другой текст и на основании прослушанного и прочитанного пишут собственное сочинение. Исходные тексты, знакомые учителям по известным сборникам, не приводятся.

Милосердие – черта настоящего врача

1

Когда человек решает стать врачом, он обязан дать клятву Гиппократа о том, что будет бескорыстно помогать людям, пытаться помочь им сохранить жизнь до последней минуты.

Доктор Янсен и Федор Петрович Гааз были врачами в разные времена, но были одинаково милосердны и добры к людям, как, впрочем, настоящие врачи. Их жизнь была чередой подвигов, беспрестанной помощи окружающим. Таким людям, конечно, не без оснований, приписывали мудрость, граничащую со святостью. И вправду, только Божий человек, как называли доктора Гааза, может настолько сильно стремиться спасти ближнего и быть настолько милосердным.

(88 слов)

Содержание работы соответствует предложенной теме, но сочинение представляет собой пересказ исходных текстов. Учащийся владеет достаточным словарным запасом, но работа отличается однообразием грамматического строя речи. (4 балла)

2

Если я вижу во враче милосердие, то знаю, что ему можно довериться, но есть и такие врачи, которым на все чихать. Это не врачи. Мне нужно находиться с милосердным врачом, и если от врача нет никакой доброты, то я никогда не подойду к такому врачу. Все милосердные врачи будут бороться за твое здоровье до конца, хоть на это понадобится два дня, не спать, а стоять около хирургического стола. Без отдыха любой добрый врач не оставит человека в плохом состоянии. Врач взбодрит, развеселит, никогда не скажет обидного, а только будет говорить, что все хорошо. Врач будет стараться оправдать надежду. Мне еще не встречался плохой врач. Мне бы хотелось, чтобы все врачи были добрыми, милосердными, как Янсен.

Написанный учеником текст не соответствует предложенной теме. Ученик не высказывает своего мнения по поводу прочитанного и прослушанного текстов. Нарушено абзацное членение, не используются языковые средства логической связи между предложениями. Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. (1 балл)

3

Каждая профессия необходима обществу. Нужно быть хорошим инженером, учителем, строителем, врачом.

Но есть и другое определение для профессии врача: врач от Бога, врач-подвижник. Именно о таких врачах рассказывают нам Б.Васильев и А.Кульба.

Ценность содержания обоих текстов отражается в основной мысли, объединяющей их: милосердие и самопожертвование являются отличительными качествами настоящего врача. Б.Васильев рассказывает о докторе Янсене. Писатель подчеркивает, что главное, что определяло характер доктора, – это осознание своего долга перед народом. Он посвятил свою жизнь борьбе за человеческие жизни.

Легко ли быть врачом, подобным доктору Янсену? Таким же самоотверженным, целеустремленным, забывающим порой о себе? Легко ли жить во имя людей, во имя спасения их? Конечно, нет. Такими людьми руководят истинная доброта, милосердие, любовь к людям, к своей профессии.

Труд Янсена, Врача-подвижника, бесценен. За его бескорыстное служение жителям Смоленска «людская благодарная молва приписывает ему мудрость, граничащую со святостью».

Такое же восхищение вызывает и знаменитый хирург Пирогов, о котором рассказывает А.Кульба. Автор восхищается его милосердием и способностью к самопожертвованию. Пирогов жертвовал собой, проводил на себе опыты, и делал он это ради людей. Его стремление помочь людям, быть им полезным нельзя ни с чем сравнить. Любовь к людям, бескорыстная доброта, милосердие – вот что руководило Пироговым в его научных экспериментах, в его служении людям. Только человек с большим сердцем способен так жить, так относиться к своей профессии.

Каждый из нас обращался к врачам и прекрасно знает, что не только глубокие медицинские знания, но и добрый, внимательный взгляд, ласковое слово, заботливость помогают нам выздороветь, почувствовать себя лучше. Только истинная доброта, милосердие, любовь к людям делают обычного врача Врачом-подвижником, Врачом от Бога.

Содержание работы соответствует предложенной теме. Позиция ученика выражена четко. Сочинение соответствует заданному типу речи: текст подчинен основной мысли (тезису). Приведены аргументы. В работе отсутствуют логические ошибки, правильно используются языковые средства логической связи между предложениями. Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль. (10 баллов)

Статья опубликована при поддержке медицинского центра реконструктивной хирургии и лазерной коррекции ЦРЧ, специализирующегося на лечении вросшего ногтя и стоп, а также оказывающего услуги в области лазерной эстетики, включая удаление с тела пигментов и татуировок. Уникальные специалисты, постоянно повышающие свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации и на стажировках за границей, а также оснащение клиники лучшим медицинским оборудованием от ведущих зарубежных производителей – гарантия того, что все пациенты, обратившиеся за помощью в ЦРЧ, останутся довольны результатами лечения. С подробной информацией об услугах, оказываемых центром, и их стоимости Вы можете ознакомиться на сайте rubca.net.

Типичные ошибки, допущенные учащимися

Речевые ошибки (примеры)

Мы с замирающим видом летели в зловонные ямы.

Они делают настоящие подвиги.

Доктор Янсен был святым города Смоленска, поэтому и обреченным на мучительную смерть.

С мнением писателей мне как человеку нельзя не согласиться.

Поэтому Смоленский народ считал его святым.

Хороший врач обязательно будет милосерден, так как если он не будет иметь этого, то он не будет считаться мастером своего дела.

Врачебным и человеческим авторитетом можно себя изобразить в наше время.

Истинная доброта проявляется в проступках.

Часть этого чувства можно назвать добротой и состраданием.

Николай Иванович сделал очень многое для развития медицинских знаний.

По тому, как человек относится к окружающим, можно определить его доброту.

Мы идем к врачу с целью выздоровления и по острой надобности.

Грамматические ошибки (примеры)

Весь Смоленск от мала до велика хоронили своего Святого.

Они делают много добра, лечат людей, помогают с решением проблем.

В основном они бездушные мясники, не заботящейся о будущем пациенте.

Народ хранит память тех врачей, которые, не щадя себя, оберегали жизнь человека и его здоровье.

И мы, сдерживая дыхание, замирающим сердцем летели в смрадные дыры.

Мне кажется, что вышеперечисленное является милосердие.

От того, сколько мы сделаем благотворительных дел, на столько мы можем помочь обществу и друг другу.

Он отдал свою жизнь взамен на две другие.

Я благодарна этому человеку за его доброту, умение в своей работе.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru