Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Имя существительное.

Правописание окончаний
и суффиксов существительных

1

Вставьте пропущенные буквы. Рядом с отмеченными существительными укажите склонение и падеж. Образец: без крышки (1, Р).

На в_йне нет места богатству и нажив_ ( ). Чтобы спартанцы не к_пили богатств, в Спарт_ ( ) деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: для неб_льшой покупк_ ( ) их надо ве_ти целый воз. Железные деньги бесп_лезны: их нарочно закаливали в уксус_ ( ), чтобы железо стало хру_ким и его нельзя было ни во что перек_вать. Спартанцы не к_пили денег.

(М.Гаспаров)

2

Вставьте пропущенные буквы.

Антиох, царь Сири_, вел войну с племенем галатов. Войска пр_тивников сошлись во Фриги_. Галаты были лучше вооружены. Царь уже подумывал об отступлени_, когда его п_мощник пос_ветовал ему пр_бегнуть к хитрост_: пустить на врага слонов, спрятанных в отдалени_. Шеренги сирийц_в расступились, осв_б_ждая дорогу для слонов, покрытых медными щ_тами. Кони галатов в смятени_ бросились прочь, и победа в сражени_ досталась Антиоху. Но, когда царю сообщили о поражени_ галатов, он не зах_тел уча_твовать в общем ликовани_. «Можно ли горди_я победой, если ее од_ржали животные, а не мои воины?» – сказал он.

3

Вставьте пропущенные буквы. Найдите в каждом предложении разносклоняемые существительные. Запишите их в той форме, в какой они стоят в предложении.

1) Соседи рады были угождать малейш_м его прихотям; губернские ч_новники тр_петали при его имен_; Кирила Петрович пр_нимал знаки подобострастия как надлежащ_ дань.

2) Он написал довольно дельную бумагу, но впоследствии времен_ оказавшуюся недостаточной. Дело стало тяну_я. Уверенный в своей пр_воте Андрей Гаврилович мало о нем беспокоился. И хоть он, бывало, всегда первый трунил над продажной совест_ю ч_рнильного племен_, но мысль содела_я жертвой ябеды не пр_ходила ему в голову. С своей стороны Троекуров столь же мало заботился о выигрыш_ им затеянного дела – Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имен_, стращая и подкупая судей.

3) Кузнец уш_л, пожар св_репствовал еще несколько времен_. Наконец унялся, и груды углей без пламен_ ярко г_рели в темноте ноч_, и около них бр_дили пог_релые жители Кистеневк_.

(А.Пушкин)

4

Вставьте пропущенные буквы.

Историческая наука нач_на_тся с хронологи_. Это, может быть, самая ску_ная часть истори_, но и самая необходимая. Если не знать, что было в прошлом раньше и что потом, то все ост_льные знания т_ряют всякий смысл. Греки это пон_мали и заучивали хронологию ст_рательно. На остров_ Паросе ст_рание дошло до того, что большая хронологическая таблица по греческой истори_ была выр_зана на мрамор_ и выст_влена на площад_, чтобы прохожие см_трели и просв_щались.

(М.Гаспаров)

5

Вставьте пропущенные буквы.

После убийства Цезаря Брут скрывался в восточной провинци_ Рима. Здесь он соб_рал войско и г_товился к схватк_ с цезарианцами – Антонием, Октавианом и Лепидом.

Чтобы запл_тить солдатам, Брут пр_казал ч_канить новые золотые и серебр_ые монеты, которые напом_нали бы о побед_ во имя свободы и изб_вления от тирани_. Вот почему на монет_ Брута изобр_жены два кинжала, а между ними – шапка, так называ_мый «фригийский к_лпак». Этот г_ловной убор н_сили жители одной из стран Малой Ази_ – фригийц_. В Рим_ он стал символом св_боды: если раба отпускали на волю, то во время ц_ремони_ «осв_бождения» ему на г_лову над_вали войлочную шапку красного цвета. В эпоху Великой францу_кой революци_ красный фригийский к_лпак был признан главной _мблемой республик_. На картин_ Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», посв_щенной Париж_ому восстанию 1830 года, женщина, с_мволизирующая свободу, – в красном фригийск_м к_лпаке.

(По Книге для чтения по истории Древнего мира)

6

Вставьте пропущенные буквы. Впишите на месте пропусков подходящие по смыслу существительные из списка: венгерка, голландка, испанка, полька.

1) При Петр_ Первом в Росси_ по_вились голландские мастера, которые изготавливали комнатные печи, украшая их гладк_ расписными кафельными плитками – изразцами, привозимыми из Голланди_ . Речь идет о _.

2) После Польского восстания 1831 года в Праг_ по_вился быстрый легкий танец, названный в знак сол_дарност_ с угнетенным польск_ народом. В 1840-х годах он стал особенно популярен в Росси_. Речь идет о _.

3) Отставные офицеры, осевшие в провинци_, часто н_сили расшитую спереди шнурами, зауженную в тали_ и отделанную мехом куртку, заимствованную у венгерских гусар. Такую куртку надева_т, пр_ехав из арми_ в отпуск в Москву, Николай Ростов в «Войне и мире». Речь идет о _.

4) В 1918–1919 годах эта особо тяж_лая форма гриппа охватила весь мир: от Аляск_ до Южной Африк_. Наибольший процент пострадавших насчитывался в Испани_, откуда вирус и получил свое название. Речь идет об _.

7

Вставьте пропущенные буквы.

а) В 1810 году в Санкт-Петербург_ на стрелк_ Васильевского острова по сторонам полукруглой площад_ перед зданием бирж_ были установлены две колонны, которые служили маяками для кораблей, идущих к торговой пристан_: в чашу на вершин_ каждой из колонн наливали смолу и подж_гали ее. По замыслу арх_тектора Тома де Томона, колонны должны были напом_нать о морском могуществ_ Российской импери_, поэтому они были украшены мета_ическими изобр_жениями ростр – носовых частей кораблей. Отсюда и название – р_стральные. Традиц_я сооружения таких пам_тников возникла в Древн_м Рим_: первая р_стральная колонна была поставлена на римск_м форум_ в 260 году до н.э. после пор_жения Карфагена в морском сражени_ при Милах.

б) Интересно, что в том же 1810 году в мир_ появилась еще одна колонна, св_детельствующая о мощ_ и величи_ еще одной импери_ – Францу_кой. Выиграв битву под Аустерлицем в 1805 году, Наполеон пр_казал возвести на Вандомской площад_ в Париж_ мраморный столп в честь Франци_ и украсить его фигурами прославле_ых францу_ких героев нач_ная с Карла Великого. Однако скоро замысел изм_нился, и в 1810 году на площад_ была уст_новлена каме_ая колонна, покрытая барел_ефами, отлитыми из бронзы тр_фейных пушек и изобр_жавш_ победы великой арми_ над войсками Росси_ и Австри_. В_нчала сооружение бронз_вая статуя самого императора в вид_ римского цезаря. В руке Наполеон д_ржал крылатую Нику.

Правописание суффиксов

1

Вставьте пропущенные буквы. Укажите, в какой строчке на месте всех пропусков пишется одна и та же буква.

1) Вот и чайн_к за кофейн_ком б_жит, таратор_т, таратор_т, др_безжит.

2) Вдруг из мам_ной из спальн_, кр_воногий и хромой, выбега_т умывальн_к и кача_т головой.

3) Я усадил стар_ка на д_ванч_к, дал ему сладкого чаю стаканч_к.

4) Вот и стал Таракан поб_дит_лем и л_сов и полей пов_лит_лем.

5) В Африк_ разбойн_к, в Африк_ злодей, в Африк_ ужасный Бармалей!

(К.Чуковский)

2

Вставьте пропущенные буквы.

1) Вдруг откуда-то л_тит мал_нький комар_к, и в рук_ его горит мал_нький фонар_к.

2) А кузнеч_к, а кузнеч_к, ну совсем как ч_ловеч_к, скок, скок, скок, скок – за кусток, под мосток и молч_к!

3) Взял бараш_к карандаш_к, взял и нап_сал: «Я – Бебека, Я – Мемека, Я м_дведя забодал!».

4) И выв_хнуто плеч_ко у бедного кузнеч_ка. Не прыга_т, не скач_т он, а горько-горько плач_т он.

5) Он на мор_ из Африк_ без отдыха гл_дит: не ед_т ли в корабл_к_ доктор Айболит?

6) И б_жит Айболит к б_г_мот_кам, и хлопа_т их по ж_вот_кам, и всем по порядку дает ш_коладку, и став_т и став_т им градусн_ки!

(К.Чуковский)

3

Вставьте пропущенные буквы.

1) И сказал Крокодил: «Ты меня поб_дил! Не губи меня, Ваня Васильч_ков! Пожалей ты моих крокодильч_ков! Крокодильч_ки в Нил_ пл_скаются, со слезами меня дож_даются. Отпусти меня к дет_чкам, Ван_чка, я за то подарю тебе прян_чка».

2) Прыгнул в Нил Крокодил, прямо в ил уг_дил, где жила его жена Крокодил_ца, его детуш_к кормил_ца-поил_ца.

3) Таракан, таракан, таракаш_чка, жидконогая козяв_чка-букаш_чка.

4) Только за_нька был па_нька: не м_укал и не хрюкал – под капустою л_жал, по-заячьи лоп_тал и зверюш_к неразумных уг_варивал.

5) Наступила темн_та. Не х_ди за ворота: кто на ул_цу попал – заблудился и пропал.

6) Марьюшка, Марус_нька, Маш_нька и Ман_чка зах_тели сладкого сахарного прян_чка. Бабушка по ул_ц_? стар_нькая шла, дев_чкам по денежк_ бабушка дала.

7) Но пап_чка и мам_чка уснули в_ч_рком, а Тан_чка и Ван_чка – в Африку бегом.

(К.Чуковский)

4

Вставьте пропущенные буквы.

Наш дом – тоже большой п_р_ход. Папин врачебный каб_нет – кап_танский мост_к. Гост_ная – рубка первого класса. Кухня – третий класс, машинное отд_ление.

Кухня – главный и_юминатор нашего п_р_хода. Туда вечно заходят люди, про которых нам раз и навсегда сказано, что это – неподх_дящее зн_комство. Неподх_дящим зн_комством называются: старьевщ_ки, точильщ_ки, шарманщ_ки, разно_ики, черкесы-слес_ри, стекольщ_ки, почтальоны, дворн_ки, соседские кухарки, угольщ_ки, цыганки-гадалки, ломовые изво_ики, бонд_ри, кучера, дровоколы. Все это – па_ажиры третьего класса. Вероятно, они – самые лучшие, самые инт_ресные люди в мире. Но нас ув_ряют, что вокруг них так и реют, так и к_шат всякие м_кробы и зловредные баци_ы.

(Л.Кассиль)

5

Вставьте пропущенные буквы.

Гришка Федоров, воспита_ик Второй гимнази_, лучший уче_ик класса, племя_ик управляющего городской гости_цы, в которой однажды останавливался следовавший к месту службы иностра_ый посла_ик, сидит с утра за поле_ицей дров, прячась от назойливого вн_мания многочисле_ых родстве_иков, приехавших на дачу, чтобы поздравить дес_тилетнего имени_ика с первым юбилеем.

Гришка занят важным делом – он рисует. В альбом_, купле_ом вчера за гриве_ик в Гости_ом Дворе, один за другим появляются герои учебника по русской истори_, лучшей, по мнению Гришки, книги на свет_: дружи_ики в остроконеч_ых шлемах, с дли_ыми пиками в руках, разб_гающиеся перед л_тящей ко_ицей усатые половецкие ханы, пле_ики, м_лящие о пощад_ воинов с т_желыми м_чами, поверже_ые знамена, сундуки, кубки, шубы – добыча, захваче_ая в бою.

Гришка слюнявит карандаш и рядом с фигурой Великого князя пишет слова – предупреждение, которое чес_ый вождь посылает врагам: «Злодеи! Моше_ики! Иду на вас!».

Анна ВОЛКОВА,
школа № 57,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru