Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2008

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Материалы для подготовки к экзамену
по новой форме в 9-м классе

Данный материал может быть полезен учителям, готовящим девятиклассников к экзаменам по русскому языку по новой форме. Предложенные варианты экзаменационных работ включают тексты из «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы». Авторы-составители: Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова (М.: Дрофа, 2006 г.). К каждому из вариантов следует прилагать инструкцию для учащихся по выполнению работы.

Инструкция для учащихся по выполнению работы

Эта инструкция поможет вам правильно организовать свое время и успешно справиться с работой.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей.

Часть 1 подробное изложение прослушанного текста. Рекомендуем отвести на выполнение первой части экзаменационной работы 75 минут.

Часть 2 – чтение предложенного текста и выполнение заданий. Сначала вам будут розданы бланки с текстом и заданиями.

Вам предлагается сравнить содержание прослушанного и прочитанного текстов. Для этого внимательно прочитайте текст, стараясь понять его содержание. Затем приступайте к выполнению заданий с выбором ответа (таких заданий 10). Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из них правильный. Отвечайте только после того, как вы поймете вопрос и проанализируете все варианты ответа.

Обведите цифру правильного ответа кружочком. Рекомендуем отвести на выполнение второй части экзаменационной работы 45 минут.

Часть 3 написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов. Рекомендуем отвести на выполнение этой части работы 120 минут.

Это задание выполняется на отдельном листе.

Все три части работы нужно выполнить обязательно и в том порядке, в котором они предлагаются.

Во время экзамена вы можете пользоваться словарями.

Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо. Будьте уверены в своих силах!

Приступайте к выполнению работы.

ВАРИАНТ I

Часть 1

1.1. Прослушайте текст и напишите его подробное изложение

Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу. На его уроках меня поражало то, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что все-то можно постичь с помощью слова, и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.

Когда у нас пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки, открытки и обязательно читал нам вслух минут десять – пятнадцать, и мы все чаще и чаще просиживали даже перемены, слушая его.

Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а сочинять, творить самим.

Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно влетел в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провел летние каникулы. Класс заскрипел ручками.

Не далее месяца назад я заблудился в заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток, смертельно испугался поначалу, потом опомнился, держался по-таежному умело, стойко, остался жив и даже простуды большой не добыл. Я назвал свое школьное сочинение «Жив».

Никогда еще я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа. С таким волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. Кипа тетрадей на классном столе становилась все меньше и меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. «Моя!» Учитель взял ее, бережно развернул – у меня сердце замерло в груди, жаром пробрало. Прочитав вслух мое сочинение, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго пристально вглядывался и наконец тихо молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!».

Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

(284 слова)
(По В.Астафьеву)

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2.1–2.10

1) Давно мне хочется написать о школе. 2) Книг об этом, и хороших, написано немало, но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме – что остается от учителя, от класса в характере человека. 3) Кроме знаний. 4) В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе.

5) Талантливых учителей не так уж много. 6) Талант – всегда редкость. 7) Но, кроме таланта, что, как говорится, от человека не зависит и отпускается ему свыше, есть и другое – есть еще любимые учителя.

8) Может, наиболее важная составляющая нашего чувства возникала из нравственного облика учителя. 9) Вернее, не облика, а нравственного содержания учительства. 10) Наши учителя математики и литературы преподавали нам, кроме своих предметов, какие-то нравственные начала. 11) Самые простейшие – аккуратность, правдивость, точность, терпение – словом, то, что называлось прописями. 12) Это по-своему входило в математику и по-своему – в географию.

13) И впоследствии я замечал в школьной жизни моей дочери, что понятие любимого учителя всегда было связано и с нравственным учительством, с теми людьми, которые учат, «как жить». 14) И наоборот: отсутствие этого нравственного начала характерно для «нелюбимых» учителей.

15) Я говорю об этом потому, что проблемы того же порядка возникают в нашей писательской работе. 16) Можно писать вещи занимательные, остросюжетные, описательные, и книги такого рода существуют, читаются и делают свое полезное дело. 17) Обеспечивают «информацией», которую ценит нынешний читатель. 18) Однако я уверен: такого рода книги не могут стать сколько-нибудь заметным явлением в духовной жизни общества. 19) Русская литература всегда была сильна своими нравственными исканиями. 20) В ней, если угодно, всегда звучала нота проповедничества. 21) И Толстой, и Чехов, и Горький каждый по-своему, но проповедовали. 22) И учитель для меня – это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник.

(По Д.Гранину)

2.1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Любимые учителя надолго остаются в нашей памяти.

2) Только любимые учителя учат, как жить.

3) Выбор дальнейшего жизненного пути может подсказать школьный учитель.

4) Тот, кто полюбил в школе литературу, обязательно станет писателем.

2.2. Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

1) Талантливых учителей, как и талантливых учеников, не так уж мало.

2) Отношение к учителю зависит от его внешнего облика.

3) Учитель – это прежде всего воспитатель и проповедник.

4) От учителя и от класса в человеке остается только хорошее.

2.3. К какому стилю и типу относится текст?

1) Разговорный стиль, рассуждение с элементами повествования;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) художественный стиль, описание с элементами рассуждения;

4) научно-популярный стиль, повествование с элементами описания.

2.4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью однокоренного слова?

1) 2; 2) 6; 3) 12; 4) 18.

2.5. Какое значение имеет слово проповедник в прочитанном тексте (предложение 22)?

1) Священнослужитель;

2) воспитанник;

3) наставник;

4) преподаватель.

2.6. В каком из слов букв меньше, чем звуков (предложение 7)?

1) Кроме;

2) говорится;

3) ему;

4) есть.

2.7. Каков способ образования слова остросюжетный (предложение 16)?

1) Приставочный;

2) суффиксальный;

3) бессуффиксный;

4) сложение.

2.8. Какой частью речи является слово по-своему (предложение 21)?

1) Наречие;

2) причастие;

3) прилагательное;

4) местоимение.

2.9. Какое из предложений не осложнено вводным словом?

1) 4; 2) 8; 3) 9; 4) 18.

2.10. Какая характеристика предложения 18 является верной?

1) Сложноподчиненное;

2) сложносочиненное;

3) простое;

4) сложное бессоюзное.

ВАРИАНТ II

Часть 1

1.2. Прослушайте текст и напишите его подробное изложение

Жизнь была уже полна звуков. Густо населенные зверьем, птицами и насекомыми леса клокотали от нестройного хора голосов. Человек жил тут же рядом, внушая к себе уважение и вызывая страх. Однако его голос почти не выделялся из разноголосицы природы, частью которой он себя считал.

Но однажды, как рассказывает предание, на поляну вступил юноша. Он расположился на камне и снял с плеча предмет, незнакомый обитателям леса. Его можно было принять за лук, со свистом выпускающий жалящие и пронизывающие насквозь стрелы. Но на луке была одна тетива, а здесь семь, и укреплены они так, что для стрелы нет упора. Юноша ударил пальцами по натянутым нитям своего странного лука и исторг звуки, каких никогда не слышали ни один зверь и ни один человек. Они напоминали что-то, давно забытое или потерянное, что-то, разлитое в самой природе, но еще никем не извлеченное. Словно бы пчелы, вместо того чтобы собирать сладость цветов, решили нанизывать все лучшее, что содержал мир звуков, и юноша услышал это и воспроизвел. И хотя это не напоминало знакомые голоса или шумы природы, но будило какой-то странный отзвук и властно тянуло к себе, заставляя презреть выработанные веками осторожность, страх и вражду.

Уйдя с головой в божественные звуки, юноша не замечал ничего вокруг. Он выливал из себя все, что его переполняло, не заботясь о слушателях. А их с каждым мгновением прибывало все больше и больше. Царственно прошагал лев и лег, склонив огромную голову на скрещенные лапы. Рядом с ним замер пугливый олень, закинув ветвистые рога. Тут же пристроился заяц. Деревья привстали – и, казалось, вот-вот шагнут навстречу певцу.

Музыканта звали Орфей. Он не мог похвастаться знатностью своего рода. Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава.

(284 слова)
(По А.Немировскому)

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2.1–2.10

М.Шагал
М.Шагал

1) Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. 2) Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. 3) Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. 4) Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. 5) Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. 6) Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. 7) Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. 8) Однако странник не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. 9) Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. 10) Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. 11) Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно…

(А.Платонов)

2.1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Звуки музыки приятны лишь на фоне естественной природы.

2) Музыка – это огромная эстетическая сила, воздействующая на слушателя.

3) Слава музыканта всегда выше любого подвига.

4) Музыка – это одно из надежных средств материального обеспечения человека.

2.2. Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

1) Музыка способна увлечь жить высшей и прекрасной жизнью.

2) Вечером музыку люди слушают всегда внимательнее, чем днем.

3) На бульваре музыка сильнее воздействует, чем в концертном зале.

4) Музыка вызывает только горькие слезы.

2.3. К какому стилю и типу относится текст?

1) Художественный стиль, повествование с элементами рассуждения;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) разговорный стиль, описание;

4) научно-популярный стиль, описание с элементами рассуждения.

2.4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью указательного наречия?

1) 2; 2) 5; 3) 8; 4) 10.

2.5. Какое значение имеет слово прекрасная в прочитанном тексте (предложение 5)?

1) Материально обеспеченная;

2) интеллектуально развитая;

3) духовно богатая;

4) беззаботно веселая.

2.6. В каком слове звуков больше, чем букв (предложение 8)?

1) Свою;

2) счет;

3) деньги;

4) землю.

2.7. Каков способ образования слова изредка (предложение 5)?

1) Приставочный;

2) суффиксальный;

3) бессуффиксный;

4) приставочно-суффиксальный.

2.8. Какой частью речи является слово однако (предложение 8)?

1) Прилагательное;

2) наречие;

3) союз;

4) числительное.

2.9. В состав какого сложного предложения входит простое, осложненное обособленным обстоятельством?

1) 2; 2) 4; 3) 10; 4) 11.

2.10. Какая характеристика предложения 4 является верной?

1) Сложное бессоюзное;

2) сложноподчиненное;

3) сложносочиненное;

4) сложное с подчинительной и сочинительной связью.

Ответы к тестовым заданиям

Вариант I2.1 – 1; 2.2 – 3; 2.3 – 2; 2.4 – 2; 2.5 – 3; 2.6 – 3; 2.7 – 4; 2.8 – 1; 2.9 – 3; 2.10 – 4.

Вариант II

2.1 – 2; 2.2 – 1; 2.3 – 1; 2.4 – 2; 2.5 – 3; 2.6 – 1; 2.7 – 4; 2.8 – 3; 2.9 – 3; 2.10 – 4.

М.А. БУСЫГИНА,
школа № 1,
пос. Тисуль,
Тисульский р-н,
Кемеровская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru