Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Уважаемая редакция!

По результатам ЕГЭ, проведенного в 2007 году, можно сказать, что наиболее трудными заданиями стали те, которые были направлены на проверку теоретических знаний учащихся. Наименее успешно были выполнены следующие задания:

– нахождение основы предложения (особенно односоставного);

– определение вида односоставного предложения;

– определение вида придаточного предложения;

– нахождение СПП с однородным и последовательным подчинением придаточных;

– определение слова как части речи (особенно при омонимии частей речи);

– определение способа словообразования (особенно приставочно-суффиксального).

Все эти знания учащиеся получают на протяжении 5–9-х классов, и к концу 11-го класса без системного повторения этот материал частично забывается. Существуют многие приемы для активизации этих сведений в памяти учеников. Мы предлагаем использовать для этого большие по объему предложения, насыщенные орфографическими и пунктуационными трудностями. На материале этих предложений можно не только отрабатывать навыки грамотного письма, но и одновременно тренировать учеников в определении наиболее трудных грамматических явлений.

Нам кажется, что работа с одним многочастным предложением для обучающих целей более удобна, чем работа с большим текстом, ведь сокращается время на поиск тех предложений, в которых находятся указанные явления, однако сами эти явления отнюдь не упрощаются.

Предлагаемая нами система упражнений состоит из следующих элементов: диктанты-предложения и вопросы-задания преимущественно грамматического характера. Хочется обратить внимание на то, что эти задания направлены не только на проверку знаний и умений учащихся находить те или иные грамматические явления, но и на отработку этих навыков за счет многократного повторения заданий одного и того же типа на материале разных предложений.

Использовать предложенные материалы можно по-разному. Во-первых, можно диктовать данные предложения и после объяснения орфограмм и пунктограмм выполнять грамматические задания.

Во-вторых, можно дать ученикам те же предложения с пропущенными орфограммами и пунктограммами, а затем задания для самостоятельной работы с последующей проверкой. Таким образом, напечатанные на одном листе предложение и задания к нему выглядят как листы из рабочей тетради, которая может быть использована во время классных, факультативных или домашних занятий. Первое предложение оформлено именно как задание такого типа.

Таким образом, предложенная нами система заданий направлена на комплексное повторение грамматики перед Единым государственным экзаменом и, надеемся, поможет и ученикам, и учителям сделать этот процесс более успешным.

Предложения для работы взяты из рассказов замечательного прозаика XX века Юрия Казакова, что даст возможность нашим ученикам познакомиться с этим писателем.

С уважением,

Т.Н. Назарова,
Московский институт
лингвистики;
Е.Н. Скрипка,
Классическая гимназия
при Греко-латинском кабинете
Ю.А. Шичалина

 

11-й класс

 

Комплексное повторение грамматики
перед экзаменом

I

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРОПУСКАМИ

Задания (грамматика)

1. При звук_ выстрела белки пугаясь мгнове(н,нн)о р_няли ш_шки и в_л_тали на в_рхушку дер_ва что(бы) огл_нут_ся с безмерным люб_пытством зайц_ вст_вали столб_ками лоси наст_роже(н,нн)о пр_подняв уши м_нуту слушали и бе(з,зз)вучно передв_гались на другое место рыси дремл_щие в ч_щ_бах пр_открывали др_мучие ж_лтые глаза и нервно потрях_вали кисточ(?)ками на ушах и только волки луч(?)ше всех зн_комые с ч_ловеком бр_сали все серыми бе_шумными тенями в_бегали на ближний бугор и долго пр_нюх_вались ст_раясь и б_ясь одновреме(н,нн)о поймать с ветерком ненавис_ный зап_х ч_ловека.

(По Ю.П. Казакову)

 

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу второй части. Определите тип этого предложения как простого.

4) Напишите номер придаточной части. Определите ее тип.

5) Напишите номера частей, осложненных обособленным определением.

6) Напишите номера частей, осложненных обособленным обстоятельством.

7) Выпишите из пятой части словосочетание со связью примыкание.

8) Выпишите из предложения все деепричастия.

9) Определите способ образования следующих слов: мгновенно, настороженно, беззвучно, нервно, долго, одновременно.

10) Определите значение приставки при- в следующих словах: приподняв, приоткрывать, принюхиваться.

2. За две недел_ медведь многому н_учился он теперь (не)ж_вал без ра_бору все что поп_дет как в первые дни он узнал что самые вкус(?)ные соч(?)ные к_рен_я р_стут в сырых м_стах он стал пить только чистую пр_точ(?)ную воду чут_е его стало (не)много луч(?)ше и он уже мог ощ_щ_ть очень тонкие или старые зап_хи он узнал ещ_ на горьком опыт_ что д_леко не все р_стущее в лесу с_едобно что есть яг_ды и грибы к_торые луч(?)ше (не)трогать.

(По Ю.П. Казакову)

 

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу третьей части. В чем ее особенность как простого предложения?

4) Напишите номера придаточных частей, определите тип каждой.

5) Напишите номера придаточных частей, которые связаны однородным подчинением.

6) Напишите номера придаточных частей, которые связаны последовательным подчинением.

7) Напишите номер части, в которой есть сравнительный оборот.

8) Определите способ образования следующих слов: научился, узнал.

9) Выпишите из предложения все местоимения.

10) Выпишите из второй части словосочетание со связью согласование.

3. И пока мы устраивались в к_ютах к_п_тана и старшего меха(н,нн)ика р_шая кому где ж_ть пока лазили в машину н_полне(н,нн)_ жаром гулом дизеля масл_нистым светом ламп масл_нистыми бликами на мета(л,лл)е пока я _доровался узн_вал кого(то) и меня узн_вали пока мы щ_пали т_ж_лые в_нтовки и ра(с,сс)матр_вали ж_лтые ящики с п_тронами пока з_гляд_вали в рубку к штурману и р_дисту и в камбуз на корме и в (полу)бак где свале(н,нн)ы были и крепко разнообразно пахли сети попл_вки буи багры доски (полу)шубки телогрейки рук_виц_ краска и где ш_пел пар в душ_вой пока п_гляд_вали на алое ночн_ небо на полирова(н,нн)_ ширь Двины на выпукл_ огромность рейда с застывш_ кораблями с движ_щим_ к_терами и моторками ост_влявш_ за собой оглушительный бе_пр_рывный треск м_торов и ч_рный на золотом след дли(н,нн)_ волны судно наше тронулось (по)тихоньку отделилось от пирса и пошло (не)спеша заб_рая (в)лево от берега вых_дя на стрежень на ф_рватер.

(Ю.П. Казаков)

 

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу пятой части. Определите ее вид как простого предложения.

4) Напишите номера частей, в которых есть обособленные обстоятельства.

5) Выпишите из четвертой части словосочетание со связью управление.

6) Напишите номера придаточных частей, которые связаны однородным подчинением.

7) Напишите номера частей, не осложненных однородными членами предложения.

8) Выпишите из данного предложения все причастия.

9) Определите способ образования слова поплавок.

10) Определите лексические значения слов: каюта, камбуз, буй, рубка, штурман, рейд, пирс, фарватер.

Сравните ваши определения с теми, которые даны в толковом словаре.

4. Наконец все с_дят_ся пр_щаясь о(т,тт)алк_ваются от берега моторы бе_перебойно разноголосо тр_щат и жу(ж,жж)ат и целая фл_тилия уход_т как она ух_дила и в прошлом и в позапрошлом году и ран_ше уходит на двадцать дней на озера а нам как(то) сразу грус_но ст_новит_ся пусто потому(что) пр_ш_л наш срок и надо д_мой...

(По Ю.П. Казакову)

 

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основы всех односоставных частей. Определите их тип.

4) Напишите номера частей, осложненных однородными членами предложения.

5) Напишите номера придаточных частей, которые связаны однородным подчинением. Определите их тип как придаточных.

6) Выпишите из предложения все союзы.

7) Определите способ образования слов: уходим, пришли, позапрошлый.

8) Напишите номер части, осложненной обособленным обстоятельством.

9) Из шестой части выпишите словосочетание со связью согласование.

10) В каких словах из предложенных (грустно, пусто, бесперебойно, разноголосо) есть два суффикса? Отметьте эти слова.

5. М_тор как часто быва_т (не)зав_дился и хоть вышли мы (не)поз_но но уже установился жаркий штиль со_нце (не)щадно п_лило небо на юг_ поб_лело а на г_ризонт_ (с)зади м_ячил ч_рнея буй мимо к_торого х_дили мы вчера (не)пр_ста(н,нн)о при встреч(?)ном ветр_ и от к_торого как (н_)ст_рались (н_)как (н_)м_гли уйти.

(По Ю.П. Казакову)

 

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу второй части. Определите ее тип как простого предложения.

4) Напишите номера придаточных частей, связанных однородным подчинением.

5) Напишите номера придаточных частей, связанных последовательным подчинением.

6) Напишите номер части, осложненной обособленным обстоятельством.

7) Выпишите из пятой части словосочетание со связью примыкание.

8) Можно ли восьмую часть заменить причастным оборотом?

9) Какой частью речи является слово мимо в восьмой части?

10) Подберите синоним к слову маячил из седьмой части.

6. Веч_ром ели мы уху но штук пять х_роших л_щей и суд_ков у нас ещ_ ост_валось р_шили мы их з_вялить а(к,кк)уратно сл_жили в ведро з_сыпали каме(н,нн)ой сол_ю и вот се_одня рыба наша пустила уже сок и теперь в шлюпк_ пахло как в рыбацком карбас_.

(По Ю.П. Казакову)

 

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Выпишите основу второй части. Определите, чем выражено подлежащее.

4) Напишите номера частей, осложненных однородными членами.

5) Чем выражено обособленное обстоятельство в пятой части?

6) Выпишите из четвертой части словосочетание со связью согласование.

7) Каким способом образованы данные слова: аккуратно, каменной, рыбацком?

8) Выпишите из данного предложения все наречия.

9) Какой частью речи является слово вот в четвертой части?

10) Объясните значение следующих слов: уха, шлюпка, карбас.

Сравните ваши определения с теми, которые даны в толковом словаре.

7. Мчиш_ся (не)уста(н,нн)о поч(?)ти (в)ровень с ветром п_руса туго н_тянуты напр_ж_(н,нн)ые мач(?)ты поскрип_ывая выг_бают_ся слегка (в)перед в_лна с (бело)снежным бе_конеч(?)но з_кручи_ающ_мся гребнем долго ш_лестит (с)зади медле(н,нн)о пр_бл_жает_ся постепе(н,нн)о подход_т под корму шлю_ка (чуть)чуть пр_подн_мает_ся потом вн_запно ос_да_т (с)легка свал_вает_ся (на)лев_, ты поч(?)ти л_жиш_ся на руль выпр_вляя судно по курсу и (тот)час(же) под кормой нач_на_т петь журчать как(бы) ручеек по камушкам в_да шлю_ка дела_т носом медле(н,нн)ый плавный мах (на)прав_ а ты мгнове(н,нн)о бр_саеш_ руль что(бы) ее ветром и в_лной пов_ло опять (на)лев_.

(По Ю.П. Казакову)

 

1) Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.

2) Определите тип этого сложного предложения.

3) Напишите номер придаточной части, определите ее тип.

4) Выпишите основу первой части. Определите ее вид как простого предложения.

5) Напишите номера частей, осложненных однородными членами.

6) Напишите номер части, в которой есть сравнительный оборот.

7) Выпишите из предложения все деепричастия.

8) Определите способ образования следующих слов: слегка, сзади, налево, направо.

9) Выпишите из восьмой части словосочетание со связью примыкание.

10) Определите значение следующих слов: гребень (предложение 4), сваливается (предложение 5), петь (предложение 7), нос (предложение 8).

Придумайте словосочетания, в которых эти слова употребляются в прямом значении.

II

КЛЮЧИ

1. 1*При звуке выстрела белки, пугаясь, мгновенно роняли шишки и взлетали на верхушку дерева, 2*чтобы оглянуться с безмерным любопытством; 3*зайцы вставали столбиками; 4*лоси, настороженно приподняв уши, минуту слушали и беззвучно передвигались на другое место; 5*рыси, дремлющие в чащобах, приоткрывали дремучие желтые глаза и нервно потряхивали кисточками на ушах; 6*и только волки, лучше всего знакомые с человеком, бросали все, серыми бесшумными тенями взбегали на ближний бугор и долго принюхивались, стараясь и боясь одновременно поймать с ветерком ненавистный запах человека.

(По Ю.П. Казакову)

 

1) 6 частей;

2) сложное предложение с союзной и бессоюзной связью;

3) односоставное, безличное;

4) 2; придаточное цели;

5) 5, 6;

6) 1, 4, 6;

7) нервно потряхивали;

8) пугаясь, приподняв, стараясь, боясь;

9) суффиксальный;

10) неполнота действия.

2. 1*3а две недели медведь многому научился: 2*он теперь не жевал без разбору все, 3*что попадет, 2*как в первые дни; 4*он узнал, 5*что самые вкусные, сочные коренья растут в сырых местах; 6*он стал пить только чистую, проточную воду; 7*чутье его стало немного лучше, 8*и он уже мог ощущать очень тонкие или старые запахи; 9*он узнал еще на горьком опыте, 10* что далеко не все, растущее в лесу, съедобно, 11*что есть ягоды и грибы, 12*которые лучше не трогать.

(По Ю.П. Казакову)

 

1) 12;

2) сложное предложение с союзной и бессоюзной связью;

3) нераспространенное;

4) 3, 5, 10, 11 – изъяснительные; 12 – определительное;

5) 10, 11;

6) 11, 12;

7) 2;

8) приставочный

9) он, всё, что, его, которые;

10) в первые дни.

3. 1*И пока мы устраивались в каютах капитана и старшего механика, решая, 2*кому где жить, 3*пока лазили в машину, наполненную жаром, гулом дизеля, маслянистым светом ламп, маслянистыми бликами на металле, 4*пока я здоровался, узнавал кого-то и 5*меня узнавали, 6*пока мы щупали тяжелые винтовки и рассматривали желтые ящики с патронами, 7*пока заглядывали в рубку к штурману и радисту, и в камбуз на корме, и в полубак, 8*где свалены были и крепко, разнообразно пахли сети, поплавки, буи, багры, доски, полушубки, телогрейки, рукавицы, краска и 9*где шипел пар в душевой, 10*пока поглядывали на алое ночное небо, на полированную ширь Двины, на выпуклую огромность рейда с застывшими кораблями, с движущимися катерами и моторками, оставлявшими за собой оглушительный, беспрерывный треск моторов и черный на золотом след длинной волны, 11*судно наше тронулось потихоньку, отделилось от пирса и пошло не спеша, забирая влево от берега, выходя на стрежень, на фарватер.

(Ю.П. Казаков)

 

1) 11;

2) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью;

3) односоставное, неопределенно-личное

4) 1, 11;

5) узнавал кого-то;

6) 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10; 8, 9;

7) 2, 5, 9.

8) наполненную, свалены, полированную, застывшими, движущимися, оставлявшими;

9) приставочно-суффиксальный;

10) Каюта – небольшая отдельная комната на судне.

Камбуз – кухня на судне.

Буй – сигнальный поплавок на реке для обозначения отмели.

Рубка – надстройка на палубе судна для управления.

Штурман – специалист по вождению судов.

Рейд – водное пространство, удобное для стоянки судов.

Пирс – портовое сооружение, род дамбы для причала судов с двух сторон.

Фарватер – часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов.

4. 1*Наконец все садятся, прощаясь, отталкиваются от берега, 2*моторы бесперебойно, разноголосо трещат и жужжат, и 3*целая флотилия уходит, 4*как она уходила и в прошлом, и в позапрошлом году, и раньше, – 3*уходит на двадцать дней на озера, а 5*нам как-то сразу грустно становится, пусто, 6*потому что пришел наш срок и 7*надо домой...

(По Ю.П. Казакову)

 

1)7;

2) сложное предложение с союзной и бессоюзной связью;

3) 5 – односоставное, безличное;

7 – односоставное, безличное;

4) 1, 2, 3, 4, 5;

5) 6, 7; придаточные причины;

6) и, как, а, потому что;

7) приставочный;

8) 1;

9) наш срок;

10) грустно, бесперебойно.

5. 1*Мотор, 2*как часто бывает, 1*не заводился, 3*и 4*хоть вышли мы не поздно, 3*но уже установился жаркий штиль, 5*солнце нещадно палило, 6*небо на юге побелело, 7*а на горизонте сзади маячил, чернея, буй, 8*мимо которого ходили мы вчера непрестанно при встречном ветре и 9*от которого, 10*как ни старались, 9*никак не могли уйти.

(По Ю.П. Казакову)

 

1) 10;

2) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью;

3) односоставное, безличное;

4) 8, 9;

5) 9, 10;

6) 7;

7) нещадно палило;

8) нет;

9) производным предлогом;

10) появлялся, виднелся, показывался.

6. 1*Вечером ели мы уху, 2*но штук пять хороших лещей и судаков у нас еще оставалось, 3*решили мы их завялить, аккуратно сложили в ведро, засыпали каменной солью, 4*и вот сегодня рыба наша пустила уже сок, 5*и теперь в шлюпке пахло, как в рыбацком карбасе.

(По Ю.П. Казакову)

 

1) 5;

2) сложное предложение с союзной и бессоюзной связью;

3) словосочетанием;

4) 2, 3;

5) сравнительным оборотом;

6) суффиксальным;

7) вечером, еще, аккуратно, сегодня, уже, теперь;

8) рыба наша;

9) частицей;

10) Уха – суп из свежей рыбы.

Шлюпка – лодка с прочным широким корпусом.

Карбас – большая лодка для рыбного промысла, перевозки грузов (на Севере).

7. 1*Мчишься неустанно, почти вровень с ветром, 2*паруса туго натянуты, 3*напряженные мачты, поскрипывая, выгибаются слегка вперед, 4*волна с белоснежным, бесконечно закручивающимся гребнем долго шелестит сзади, медленно приближается, постепенно подходит под корму, 5*шлюпка чуть-чуть приподнимается, потом внезапно оседает, слегка сваливается налево, 6*ты почти ложишься на руль, выправляя судно по курсу, 7*и тотчас же под кормой начинает петь, журчать, как бы ручеек по камушкам, вода, 8*шлюпка делает носом медленный, плавный мах направо, 9*а ты мгновенно бросаешь руль, 10*чтобы ее ветром и волной повело опять налево...

(По Ю.П. Казакову)

 

1) 10;

2) сложное предложение с союзной и бессоюзной связью;

3) 10; придаточное цели;

4) односоставное, определенно-личное;

5) 1, 4, 5, 7, 8, 10;

6) 7;

7) поскрипывая, выправляя;

8) приставочно-суффиксальный;

9) мах направо;

10) Гребень – верхушка волны; гребень для волос.

Сваливаться – обрушиваться; сваливаться со стула.

Петь – издавать звуки, напоминающие музыкальные; петь песни.

Нос – передняя часть судна; нос человека.

Т.Н. НАЗАРОВА,
Е.Н. СКРИПКА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru