Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

5–6-е классы

 

«Ребята, давайте жить дружно!»

(Урок риторики по теме «Спорить или ссориться?»)

Цели урока:

1. Научить видеть различия между понятиями «спор», «ссора».

2. Познакомить с простейшими, но необходимыми правилами ведения спора.

3. Показать возможности и особенности споров со взрослыми.

4. Научить подбирать аргументы в защиту своей позиции.

5. Воспитать уважение к мнению своего оппонента, интерес к предмету.

6. Развивать речь учащихся в процессе общения.

Оформление: изображения героев мультфильма «Ребята, давайте жить дружно», кроссворд, ключевые понятия урока «спор», «ссора».

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон.

ХОД УРОКА

1. Дыхательная гимнастика.

Как обычно, урок риторики мы с вами начнем с дыхательных упражнений. Представим, что мы попали в цветочный магазин. Сколько запахов кругом! Вдохнем глубоко... еще! А сейчас каждый из вас стал именинником. Задуем на торте одну свечу... пять свечей... десять свечей. Молодцы! Вспомним стихотворение «Кто такой ритор?» Д.Н. Александрова:

По-латыни орис – рот,
И оратор – это тот,
Кто под действием светил –
Пришел,
.......сказал
..............и убедил.
Ну, а ритор – кто такой?
Он такой же и другой:
Ритор может преподать –
Что, когда
..............и как сказать.
Цицерон для них – основа –
И для плана, и для слова:
Стройно – планы составлять,
Их – изящно излагать,
Доказав по ходу речи,
Что к нему для новой встречи
Повалит честной народ,
Чтоб внимать,
..............разинув
............................рот.

– Молодцы. Садитесь.

2. Просмотр отрывка из мультфильма «Ребята, давайте жить дружно!», разгадывание кроссворда, сообщение темы и целей урока.

– Ребята, прежде чем мы с вами определим тему и цели урока, посмотрите отрывок из известного всем вам мультфильма. Скажите, пожалуйста: какими словами заканчивается каждая серия этой истории?

– Удалось ли Леопольду и мышатам научиться жить дружно? Сегодня мы попробуем помочь героям мультфильма. А для этого нам предстоит стать строителями и воздвигнуть Дом мира и согласия. И я надеюсь, что наш урок поможет не только Леопольду, но и всем вам.

– А для того, чтобы узнать тему нашего занятия, вам придется ответить на вопросы кроссворда, в котором спрятаны ключевые слова урока.

1. Человек, общающийся с нами в обычной, спокойной обстановке.

2. Положение, истинность которого нужно доказать.

3. Побудительное речевое действие повелительного характера.

4. Учитель практического красноречия.

5. Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

6. Речь, которую нельзя понять неправильно или по-разному.

– Какие слова были спрятаны в кроссворде? (Ссора, спор.)

– Слова спор, спорить, кажется, всем понятны. Однако употребляют их довольно часто для обозначения совершенно разных действий. Так, выражение мы поспорили иногда значит просто «подрались». Так что же такое настоящий спор? Можно ли научиться спорить? На эти вопросы мы ответим на уроке, тема которого – «Спорить или ссориться?». Цель урока – научиться видеть различия между спором и ссорой, познакомиться с простейшими, но необходимыми правилами ведения спора.

Статья опубликована при поддержке компании "СтройКомплект", предлагающей к реализации различные строительные материалы и конструкции. В ассортименте компании кровельные материалы, крепеж, профилированный и гладкий лист, водосточные системы, оборудование для монтажа, а также сэндвич-панели, фасонные элементы и доборные элементы. Последние, помимо применения в декоративном оформлении сооружений и использования для придания зданиям законченного вида, несут на себе еще и серьезную функциональную нагрузку. Именно ими закрываются стыки между панелями или участки примыкания к другим частям здания, обрамляются проемы окон, дверей и ворот, парапеты, оформляется цоколь, технологические выходы и другие части ограждающей конструкции. Фасонные и доборные элементы дополнительно обеспечивают герметичность и теплоизоляцию стыков и углов конструкции, защищают места креплений, защищая тем самым от промерзания, попадания воды и грязи, а также повышают огнестойкость сооружения. С подробной информацией о предлагаемой к реализации продукции и ее технических характеристиках можно ознакомиться на сайте stkomplekt.ru.

3. Можно ли научиться спорить?

Строительство «Дома»

– Начнем строительство «Дома мира и согласия». Мой дом появится на доске, а кирпичики вашего дома находятся в конвертах, которые лежат на партах.

– Положите перед собой лист бумаги, возьмите в руки клей и будьте внимательны – работать будем все вместе. В конце урока у каждого из вас появится красивый дом, который поможет вам избежать ненужных ссор.

– С чего начинается строительство дома? Конечно, сначала мы должны заложить фундамент. Фундаментом нашего дома будет определение слова общение. Что же такое общение? Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия личностей или групп, во время которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками. Это реальная форма нашего человеческого существования.

– «Отец риторики» софист Протагор говорил, что о каждой вещи, о каждом предмете есть (по крайней мере) два мнения. Борьбу, столкновение этих разных мнений об одном предмете он назвал диалогом. А что мы с вами называем диалогом? (Разговор двух и более лиц.) Что является самым главным при общении людей друг с другом? (Контакт, взаимодействие, взаимопонимание.)

– О чем мы всегда должны помнить, когда ведем беседу друг с другом? (Правила для собеседников.) Перечислите эти правила.

– Ну что, фундамент мы заложили. Поставили столбы, на которых будет держаться наш дом. Начнем строить первый этаж.

– У меня на доске и в ваших листочках на партах написаны значения слов спор и ссора, взятые из словаря В.И. Даля. Как вы думаете, какое из них определяет спор, какое – ссору? Соедините стрелочками слова с их лексическими значениями.

Спор – словесное состязание, устные или письменные прения, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает свое.

Ссора – несогласие, раздор, вражда, неприязнь.

– Какое из этих слов имеет положительную оценку?

– Прочитайте, пожалуйста, значение глагола спорить, которое дает в своем словаре В.И. Даль. Возможно, с некоторыми из этих значений вы даже незнакомы.

Спорить кому, чему, чемпомогать, приносить пользу, счастье, удачу.

Спорить с кем, против кого, о чемне соглашаться, опровергать, оспаривать, быть противного мнения, доказывать свое.

– Какое из этих слов станет первым кирпичиком в строительстве «Дома»?

– Ребята, может быть «Спор ради истины» (средство проверки какой-либо идеи)?

«Спор ради победы» (цель спора – победа), «Спор ради зрителей» (убеждение оппонента в том, что сам спорящий уверен в истинности отстаиваемой позиции).

«Спор ради спора» (своего рода «искусство для искусства», спорт).

– Позже вы познакомитесь с такими видами спора, как

Полемика – острый спор, столкновение мнений по какому-либо вопросу.

Дискуссия – корректное по форме публичное обсуждение какого-либо спорного, обычно научного, вопроса.

Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему.

Дебаты – обсуждение какого-либо вопроса, обмен мнениями, обычно после доклада.

– В строительстве «Дома» нам решили помочь герои произведения Н.Носова Незнайка, Гунька и Кнопочка. Познакомьтесь с двумя историями, произошедшими с ними. Ваша задача – определить, где произошла ссора, а где вышел спор. Объясните свое мнение.

(Учебник, упр. 87, 89.)

Исход первой ситуации – малыши подрались. И у Незнайки, и у Гуньки не было серьезных аргументов в защиту своей позиции. И то и другое характерно для ссоры. Кнопочка заставила Незнайку задуматься и изменить мнение. Такой исход типичен для спора.

К какому типу речи относится вторая сценка? (Рассуждение.)

Что характерно для текста-рассуждения? (Тезис, аргументы, доказательство, вывод.)

Именно композиционная схема текста-рассуждения поможет вам правильно вести спор.

Продолжаем строительство дома. Что же есть в споре?

1. Участники спора: оппонент – участник спора, опровергающий тезис; выдвинутый другой стороной; пропонент – участник спора, выдвигающий и защищающий тезис.

2. Предмет спора. Вопрос, по которому собеседники выражают разные точки зрения. Тезис – положение, истинность которого должна быть доказана.

3. Доказательства, объяснения, доводы, аргументы, которые приводит каждый с целью убедить другого в своей правоте. Эти доказательства, объяснения должны быть убедительными.

– В русском переводе популярной детской книги Киплинга «Маугли» среди ее животных-героев действует и стая обезьян-бандерлогов. Часто манера поведения некоторых спорщиков напоминает повадки бандерлогов, когда спорящие не слушают друг друга.

Для человека монолог –
Основа рассуждения,
А добрый, честный диалог
Раскроет все сомнения...
Я вижу бандерлогов там,
Где люди суетятся,
Кричат все хором, злобный гам
Толкает их подраться.
У бандерлогов есть мечта –
Болтать, искать изъяны,
Считать, что глуп и тот, и та... –
Так спорят обезьяны.

Для того чтобы не быть бандерлогами, нужно соблюдать правила поведения в споре. Прочитаем эти правила в учебнике на стр. 105.

1. He спорь по пустякам!

2. Приводи убедительные доводы!

3. Слушай внимательно доводы собеседника!

4. Ищи то, с чем можно согласиться!

5. Не обижай собеседника своими словами, тоном, жестом!

6. Не превращай спор в ссору!

– Посмотрим отрывок из мультфильма про Черепаху и Львенка и ответим на вопрос: спорят или ссорятся герои мультфильма? Свое мнение обоснуйте.

– Отстаивать свое мнение, свою точку зрения приходится не только в разговоре со своими сверстниками, но и в разговоре со взрослыми, а это задача непростая.

– Посмотрим, как справился с ней Волька Костыльков, герой повести Л.И. Лагина «Старик Хоттабыч». Ответьте на вопрос после просмотра отрывка: чем же отличается спор со сверстниками от спора со взрослым человеком? (Вежливость, корректность, убедительность доводов.)

– «Дом мира и согласия» почти готов. Для того чтобы появилась крыша, послушайте и запомните такие слова: «Вы можете победить в споре, но потерять друга». (Д.Лондон); «Из двух спорщиков горячится тот, кто не прав». (Ч.Лэм); «Ссора до добра не доводит». (Русская пословица); «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении». (Цицерон)

Итог урока. Домашнее задание

– Вот и построили мы с вами «Дом мира и согласия». Если каждый кирпичик этого дома будет крепко держаться на своем месте, то в окнах этого дома всегда будет царить радость, понимание. Я надеюсь, что мы помогли Леопольду и мышатам найти возможность решить их спор. В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать продолжение мультфильма и помирить его героев.

С.Л. УРЕКЕ,
учитель года–2007,
гимназия № 5,
г. Мурманск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru