Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2008

НАШИ РЕЦЕНЗИИ

 

И снова об учебниках…

Передо мной два учебника для пятого класса. Один – изданный в 1995 году в издательстве МИКО «Коммерческий вестник» под редакцией М.В. Панова (и достаточно потрепанный, потому что уже два поколения школьников по нему учились). Другой – новенький, с иголочки, «Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. В трех частях» авторов С.И. Львовой и В.В. Львова. Выпущен в издательстве «Мнемозина» в 2006 году уже с исправлениями и дополнениями (как же первое издание мимо нас проскочило?). Первый так и не приобрел заветного грифа Министерства образования и науки Российской Федерации «Допущен» или «Рекомендован», в отличие от второго.

Сравним эти два учебника, чтобы понять, какой из них более интересен детям, какой больше отвечает новым образовательным стандартам, развивает речь и мышление, поддерживает интерес к изучению родного языка, открывает в нем новые глубины и высоты.

В оформлении выигрывает учебник Львовых. В нем все картинки цветные, много фотографий.

Почти каждая страница учебника снабжена наглядным материалом. Какова их методическая цель? Во-первых, видимо, старое как мир «сочинение по картинкам». Вот, например, упражнение 420 из части 1 – «Рассмотрите картинки и напишите рассказ о том, как дети помогают птицам зимой. Озаглавьте текст». Не скрою, для моих пятиклассников такое сочинение интереса не представило. Мы его пропустили. Во-вторых, многие фотографии сопровождаются заданием «Составьте предложения». Например, «Составьте несколько повествовательных предложений по фотографии «В аптеке», затем переделайте (как вам термин – «переделайте»? – Прим. автора) их в вопросительные. Прочитайте получившиеся предложения, ставьте логическое ударение на разных словах».

В учебнике Панова тоже есть картинки, но они все рисованные (иллюстрации Ю.М. Аратовского) в стиле юмористических картинок Х.Бидструпа с использованием только синего и черного цветов. Вот, например, картинка, иллюстрирующая омонимы. Две лисицы (достаточно условные) смотрят задумчиво на две лисички и задаются вопросом: не родственники ли они? А вот лодка, у которой есть почти человеческий нос, а у Пети – звериный хвост (иллюстрация многозначности слов).

А теперь о содержании учебников. Учебник Панова построен по линейному принципу: лексика, фонетика, морфология, синтаксис; учебник Львовых – по концентрическому: 1-я часть – введение в лингвистику, где всего понемногу: два параграфа фонетики, два – орфоэпии, три – графики, два – морфемики, два – лексикологии, два – морфологии, два – культуры речи, более обширно представлена орфография – четыре параграфа, текстоведение – четыре параграфа и синтаксис с пунктуацией – одиннадцать параграфов; 2-я часть – основные разделы лингвистики: словообразование, лексикология и фразеология, морфология: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Объем знаний в учебнике Панова – 396 стр., в учебнике Львовых – 384 стр.

Есть различия в методике изложения материала. Начнем с условных обозначений.

По количеству условных обозначений первый учебник превосходит второй. Однако создается впечатление, что обозначения в учебнике Львовых больше предназначены для учителя, нежели для ученика. Все типы работ запланированы и расписаны так, будто учебник создавался специально для ленивых учителей.

Ключ – «Теоретические сведения»;

ЗП – информация о том, как применять ТС;

ОВ – рубрика «Обратите внимание!» – дополнительный материал;

? – вопросы и задания.

Типовые упражнения: «Пишем творческую работу»; «Проводим наблюдение»;

«Русский язык на других уроках»; «Речевой этикет»; «Конкурс художников».

Отмечено, что номера упражнений повышенной сложности выделяются в учебнике цветом.

Идея дифференцированного подхода, заявленная в программе Львовой, выражается в наличии дополнительного материала. Если что-то дается дополнительно, тогда зачем называть рубрику «Обратите внимание»?

А вот обозначения в учебнике Панова:

«Внимание! Трудное правило орфографии»;

«Только для любознательных! Нелюбознательные могут не читать».

Призыв к школьнику в учебнике Панова – признать себя любознательным и прочесть что-то дополнительно – кажется более удачным и действенным.

К заданиям повышенной трудности в учебнике Львовых относятся и почти все письменные работы: «Письмо по памяти» (задания 31, 82, 231 и др.), сочинения (задания 88, 124, 218, 298 и др.). В таком случае о каком развитии речи каждого ученика можно говорить?

В учебнике Панова почти каждый параграф, содержащий лингвистический материал, предлагает творческое задание по развитию речи, предусматривающее отработку словарных слов. Вот, например, задание на стр. 44: дается перечень трудных для написания слов из тематической группы «Морские обитатели» (акула, дельфин, кашалот, медуза и др.) и предлагается по началу рассказа придумать продолжение, используя слова из приведенного списка. А в конце учебника приведен и весь словарь, что упрощает работу как ученика, так и учителя.

И в учебнике Львовых в конце каждой темы приводится задание «Орфографический минимум», однако чаще всего работа с приведенным материалом не связана тематически с творческими заданиями. Так, на стр. 81 (ч. 1) приведен орфографический минимум с написаниями «трудных» корней с проверяемыми безударными гласными: удивительное происшествие, разрядить обстановку, престарелые родители и др., а творческие работы – на тему «Осенний дождь» (задания 218), изложение – «Добрая береза» (задания 206). Создается впечатление, что работа над орфографическим минимумом проводится чисто механически.

Сравним подачу материала на одну и ту же тему, например, самую первую. Что предлагает сделать пятикласснику на самом первом уроке учебник Львовых? Познакомиться с лингвистикой – наукой о языке. До сих пор выпускник начальной школы не встречался с этим термином – «лингвистика». Может быть, есть объяснение, что такое «лингва» и на каком языке? Нет. Хотя приведены два синонима этого термина – языкознание и языковедение (в теоретическом материале). Перед текстом – задание: сначала рассказать, что знает пятиклассник о науке, которая изучает устройство языка (это в первый день после долгих летних каникул, вот все лето думал об этой науке!), а затем вдумчиво прочитать текст, который приведем с купюрами: «Понять тайны языка человек мечтал с незапамятных времен... Из этих волнующих людей вопросов и родилась лингвистика... Первые сочинения по языкознанию появились в глубокой древности, примерно в V веке до нашей эры... Например, вам известно, что изучают фонетика, графика, орфография. В этом учебном году вы подробнее познакомитесь с орфоэпией, фразеологией, текстоведением и другими разделами…». Научно? Несомненно. На глубокую научность указывает обилие научных терминов, незнакомых пятикласснику или давно забытых. Доступно? Сомнительно. Занимательно? Вовсе нет.

Надо сказать, что все статьи, содержащие теоретические сведения в учебнике Львовых, научны, но далеки от занимательности и доступности для пятиклассников.

Гораздо более доступен для пятиклассников научный язык учебника Панова, хотя он содержит подчас такие изыски, которые по плечу только студентам-филологам. Вот как звучит статья, посвященная науке лингвистике (сам термин не упоминается). Статья называется «Из чего состоит язык»: «Прочтите любой текст. Или послушайте любую речь (даже теоретические сведения содержат опору на практический опыт ребенка. – Прим. автора). Она состоит из предложений, слов, морфем, звуков. Предложение передает смысл. Слово называет. Морфемы – мельчайшие единицы смысла (далее идет пример). …Звуки для того, чтобы мы могли воспринимать единицы языка» (стр. 11).

Если в учебнике Львовых преобладают задания к теоретическим статьям типа: прочитайте, ответьте на вопросы, перескажите, – то в учебнике Панова таких заданий почти нет. Зато в практической части темы обязательно дается такое задание, в процессе выполнения которого нужны знания теории. А в конце каждой темы есть вопросы для повторения и обобщения. Вот, например, в теме «Лексика» есть глава 9: «Почему слов в языке много, но не бесконечно много?» (Кстати, названия глав занимательного характера не исключение в учебнике Панова, но совершенно отсутствуют в учебнике Львовых). После этой главы предлагается найти в классе разные предметы, которые называются одним и тем же словом.

Формулировки заданий в сравниваемых учебниках резко отличаются друг от друга. Задания в учебнике Львовых пусть и методически грамотные, но слишком скучны: приведите примеры, перескажите текст, спишите текст, определите тему текста, выпишите слова, образуйте слова (стр. 67–69 ч. 1) – и только одно «веселое», № 180: «Придумайте веселые рассказы о том, как из-за неправильного написания одинаково звучащих слов (приводятся примеры) возникают ошибки и недоразумения в письменном общении» (каково?).

Задания в учебнике Панова не оставляют места для скуки. Вот разговаривают Настя Кувшинчикова и Вова Бутузов о паронимах, следующее задание предлагает поиграть, далее подключается Корней Чуковский со своими замечательными наблюдениями над детской речью, потом думаем, почему М.Горький рассердился, когда получил строчку «Вернее ставь ступень ноги!» (стр. 78 – 80). Это не значит, что нет «серьезных» заданий, вот оно, домашнее: из ряда паронимов выбрать 1–3 пары, объяснить значение, придумать предложение с каждым словом
(№ 71). Но и «занимательные» задания не так просты, какими кажутся на первый взгляд, они будят мысль как учителя, так и ученика.

Как хочется, чтобы учебник для детей был и доступным языком написан, и не грешил «невнятностями», и был красочным, увлекательным, развивающим. Вот если бы к носу Ивана Ивановича да приложить уши Ивана Никифоровича…

Конечно, для проверки того, какой учебник лучше, стоило бы поставить масштабный эксперимент: подобрать классы с примерно одинаковым стартовым уровнем детей, выпустить их в 9-м классе, но проверку устроить не с помощью ЕГЭ (на этот тип теста можно и за месяц натаскать), а проверить именно развитие детей, их мышление, художественный вкус, языковое чутье, отношение к родному языку.

С.В. СТОЛБУНОВА,
кандидат филологических наук,
НОУ «Гуманитарный колледж»,
г. Ярославль

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru