Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2008

ИНФОРМАЦИЯ

 

День учителя русского языка
на Марафоне­2008

Л.А. Гончар

Л.А. Гончар

В этом году традиционная встреча учителей, проводимая ежегодно Издательским домом «Первое сентября», проходила в московском лицее № 1535. В Большом зале лицея Ирина Петровна Цыбулько, ведущий научный сотрудник Института педагогических измерений (ФИПИ), два с половиной часа говорила об особенностях итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах.

Можно отметить две основные тенденции развития ЕГЭ по русскому языку: во-первых, с каждым годом экзамен в 11-м классе совершенствуется, во-вторых, теперь он будет коррелировать с ЕГЭ в 9-м классе. Именно взаимодействовать, а не воспроизводить одну модель на разных уровнях сложности. На экзамене в 9-м классе осуществляются новые подходы к отбору текстов: отдается предпочтение прагматическим и нравственно-оценочным текстам. Но все-таки остается большой проблемой качество текста.

Сначала И.П. Цыбулько рассказала о результатах прошлогодних экзаменов, сделала выводы, что и как можно изменить, улучшить в работе учителя, готовящего выпускника к итоговой аттестации.

И.П. Цыбулько

И.П. Цыбулько

Докладчик привела интересные и поучительные статистические данные по результатам ЕГЭ за 2006/07 учебный год и напомнила, что в прошлом году экзамен был еще по выбору, его сдавали = 73% от общего числа выпускников и не во всех регионах страны. В 2007/08 учебном году ЕГЭ сдают все регионы.

Показательно, что в процентном отношении количество двоечников (8,8%), хорошистов (= 13%), отличников (38,8%) остается постоянным в течение нескольких лет.

Графики, которые были продемонстрированы на экране, говорили об определенных тенденциях усвоения разных разделов школьного курса русского языка.

Экзамен обозначил проблемы современных старшеклассников: не умеют думать, с трудом строят собственные высказывания, не владеют культурной информацией (фоновыми знаниями).

И.П. Цыбулько, в частности, обратила внимание на такой критерий оценивания части С, как убедительность приводимых аргументов. Оказывается, старшеклассники не понимают, что это конкретность, простота, достоверность, что, аргументируя, пишущий может опираться на собственный жизненный опыт или привлекать примеры из классической и современной художественной литературы.

И.П. Цыбулько, отвечая на многочисленные вопросы слушателей, предлагала обращаться к информации на сайте ФИПИ, а также советовала познакомиться с Методическим письмом Минобразования и науки, составленным с учетом результатов экзаменов в 2007 году.

Т.М. Пахнова

Т.М. Пахнова

Почти на всех площадках Марафона-2008 шел разговор на одну тему – как подготовить выпускников 9-х и 11-х классов к ЕГЭ.Так, автор известного учебника для старшеклассников, профессор МПГУ Татьяна Михайловна Пахнова рассказала, как на основе работы с текстом можно готовиться не только к текстовой форме ЕГЭ, но и к изложению и сочинению. Ее книга «Готовимся к устному и письменному экзамену», существенно дополненная, выходит в издательстве «Экзамен».

Учитель-словесник культурологического лицея № 1310 г. Москвы Ирина Геннадиевна Добротина на площадке издательства «Просвещение» провела мастер-класс «Как подготовиться к ЕГЭ», опираясь на другой известный учебник для 10–11-х классов – А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой.

Л.М. Рыбченкова

Л.М. Рыбченкова

Участники Марафона-2008 отметили выступление учителя-практика Галины Егораевой о типичных ошибках в части С на ЕГЭ. Отрывки из ее пособия «Русский язык. Выполнение задания 3 (С)» были опубликованы в газете «Русский язык» в 2007 году.

Что еще было на нашем Марафоне в этом году?

Е.А. Виноградова представила новый проект издательства «Русское слово» – начал выходить в свет учебник под редакцией М.В. Панова. Это очень важная новость, особенно для тех, кто давно интересуется этим учебником или работает по нему: учебник получил гриф Минобразования и теперь, как и все современные учебники, будет обеспечен методическими рекомендациями, книгой для учителя, дидактическими материалами, рабочими тетрадями.

И.А. Громов

И.А. Громов

Автор рабочих тетрадей для 5–6-х классов этого учебника, учитель из Владимирской области Иван Анатольевич Громов работает по пановским учебникам уже 10 лет. Он обозначил разницу между учебником под ред. М.В. Панова и другими, которые построены в основном по принципу репродуктивной передачи знаний. Вот часть его выступления.

«Работа по пановским учебникам позволяет вести с детьми убедительный, доказательный, заинтересованный разговор об устройстве русского языка, силе его “законодательной базы”, просторе для творческого использования, скрытых резервах, открывающихся только людям ищущим, неравнодушным и терпеливым. На страницах этих учебников представлена современная – начала XXI века – лингвистическая наука. Подача материала ведется не на репродуктивном уровне: «Слушайте (читайте) и запоминайте», а на исследовательском.

Благодаря опоре на единую теорию в учебнике построен непротиворечивый, логичный школьный курс, что дает простор для интеллектуального развития ребенка, позволяет формировать у детей умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать.

На переднем плане В.В. Дибобес и В.В. Луховицкий

На переднем плане В.В. Дибобес
и В.В. Луховицкий

Фонемный подход, принятый в этом учебнике, объясняет большинство русских написаний, и ни к чему зубрить многие правила. В традиционных же учебниках даны именно правила (печально известная цифра 71 – именно столько орфограмм дано в учебнике Баранова…)».

Н.А. Борисенко

Н.А. Борисенко

И еще одна интересная новость. Н.А. Борисенко сообщила о выходе в свет учебника под редакцией Г.Г. Граник, профессора Психологического института РАО (об этом подробно см. № 12/2008 газеты «Русский язык»).

Привлекло внимание сообщение А.М. Камчатнова, председателя олимпиадной комиссии, о подготовке школьников к Всероссийской олимпиаде по русскому языку (в этом году она проходила в г. Кисловодске): в частности, он разобрал олимпиадные задания, рассказал о структуре олимпиады – устных и письменных турах.

О.И. Северская

О.И. Северская

Лекция «Языковые новшества: ошибки или изменение нормы» Ольги Северской, старшего научного сотрудника Института русского языка РАН, ведущей программы «Говорим по-русски» на радио «Эхо Москвы» была посвящена актуальным тенденциям в современном русском языке. Она обратила внимание слушателей на такие явления, как изменение значений привычных слов, изменение в управлении и сочетаемости, на орфоэпические и орфографические новшества. Очень полезными для учителей-словесников оказались сделанные лектором отсылки к новым словарям, отражающим изменения, происходящие в языке.

РЕДАКЦИЯ

Фотографии
Владимира Строковского

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru