Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2008

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

 

Открытка в контексте
повседневной культуры

Феномен повседневности не может быть описан полно и изучен исчерпывающе без учета малого по размерам, но не по своему значению текста, каким является открытка, в последнее время все более привлекающая внимание не только страстных собирателей – филокартистов, но и исследователей современной массовой культуры семиотики коммуникации.

История открытки убеждает в том, что, изобретенная для экономности почтовых сообщений, она очень скоро усложняет свою семиотическую природу, обретя наряду со словесной стороной визуальную, и оказывается на перекрестке самых актуальных тенденций искусства рубежа веков, политики и идеологии (это убедительно показано для социокультурных ситуаций довоенной Польши и Советского Союза после Отечественной войны).

Эволюция открытки как формы письменной коммуникации определяется не только возможностями техники (печать, фотография, тиражирование), но и направлениями, в которых развиваются элитарная эстетика, поэтическое творчество, эпистолярная культура и языковой вкус эпохи. История открытки позволяет увидеть и то, как утонченная эстетика модернизма, тиражируясь, превращается в китч и оказывается в одном ряду с другими предметами «мещанского быта», как, например, фарфоровые слоники или лебеди на ковриках. Китчевость открытки зафиксирована в русском языке семантикой прилагательного открыточный, которое толкуется в словарях как «подчеркнуто красивый, избитый, трафаретный, слащаво-приторный» и иллюстрируется примерами типа «он был красив той открыточной красотой, что нравится большинству женщин».

Культура открытки оказывается связанной с праздничной культурой, культурой путешествий, культурой чувств и другими составляющими культуры повседневности, а также идеологией, определяющей политическую культуру общества. Все это делает открытку важным историческим свидетельством, как только между ее получением и изучением возникает ощутимая историческая дистанция. Сегодня такими историческими свидетельствами становятся советские открытки (так, в январе 2005 г. в Детском музейном центре Великого Новгорода открылась выставка «Три щита», посвященная русской воинской славе, самые многочисленные ее экспонаты – открытки из собрания Детского музея открытки в Гатчине, руководитель – В.П. Третьяков). Существование школьного музея открытки представляется фактом весьма показательным и отрадным.

Жанровый репертуар открытки соотносим с репертуаром жанров обыденного общения, но не повторяет его полностью, а отбирает наиболее значимые, подлежащие письменной «открыточной» фиксации. Основные жанры, освоенные открыткой, – напоминание, приветствие, поздравление, сообщение об интересном факте. Отсюда разновидности открыток: видовая для приветов из своего города или путешествия; поздравительная со своим набором праздников; просветительская, воспроизводящая произведения искусства, а также изображения, связанные с историческими событиями, предметами и персонами. В последние годы открытка осваивает пространства бытового юмора, соотносясь с жанром шутки, часто оказываясь на грани вульгарности (открытка-прикол).

Отбор жанров для открытки специфичен для страны и эпохи. Так, в современной польской повседневной культуре есть открытки для благодарности и извинения, у нас же если кто и захочет поблагодарить или извиниться с помощью открытки, то ему придется поискать какую-то нейтральную, без специальной надписи. Иначе говоря, использовать открытку для выражения благодарности или извинения – индивидуальный речевой поступок.

Современная открытка отошла почти от всех заданных ей почтовым союзом свойств – открытости и стандартного размера, разграниченности визуального и вербального начал по разным сторонам листа, но сохранила одно качество – миниатюризации: она представляет собой эпистолу в миниатюре, живописное полотно в миниатюре, плакат в миниатюре, город в миниатюре. Именно это ее качество делает открытку артефактом и культурным фактом личной сферы человека, интимного пространства его общения с другими и большой культурой. Наибольшую выразительность и ценность в этом отношении приобретают открытки, не тиражированные, а приготовленные отправителем для единственного адресата в одном экземпляре. Но и отпечатанная открытка несет в себе печать единственности, поскольку отправитель выбирает ее из множества, думая об адресате, и создает собственноручно текст, предназначенный только адресату.

Возможно, именно это свойство «выводит» открыточную коммуникацию в поэтический текст, что иллюстрируют стихотворения И.Бродского «Открытка из города К.», «Открытка из Лиссабона» и «Ниоткуда с любовью», которые были проанализированы в этом аспекте.

Симптоматично, что открытка как вид послания очень быстро появилась и в Интернете. Современные технологии позволяют к ее словесной и визуальной сторонам прибавить звуковую, а изображение заставить двигаться (открыточная анимация?). Выходит, открытка как форма общения «переросла» рамки почты и вошла в современную коммуникативную культуру, что делает ее рассмотрение актуальным не только в ретроспективе, но и в перспективе изучения культуры повседневности.

Т.В. ШМЕЛЕВА,
г. Новгород

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru