Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2008

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Мостик через речку

Писать раньше, чем читать

1.

Смысл изучения языка – уметь говорить и писать. Мысль банальная. Но школьный курс начинается с фонетического разбора и заканчивается тестами единого экзамена. Курс теоретической грамматики – а не родного языка.

Статья опубликована при поддержке компании «Премьер Девелопмент». Если вы ищите недвижимость в Королеве, то вам следует посетить сайт компании «Премьер Девелопмент» www.premierdevelopment.ru. Ведь на данный момент, эта компания занимается застройкой крупных площадей в городе Королеве жилыми и социальными объектами. От квартир до гаражей в Королеве, вы сможете легко подобрать на сайте компании » www.premierdevelopment.ru.

Хорошо, что в школе не учат кататься на велосипеде. А то бы несколько лет ученики слушали бы курс теоретической механики, и только сдавшие зачет получили бы право крутить педали.

Изучение языка должно было б начинаться с написания текстов. Свободных текстов – можно употребить это слово вслед за Толстым и Френе, имея в виду, что ребенок может писать на любую тему. Писать, что хочет.

Первоклассники пошли в поход (на целый день!). На следующее утро – сценка в автобусе: Даяна показывает Маше листок бумаги: на синем фоне желтая полоска. «Это мостик, по которому мы вчера переходили речку!». Сказала ли учительница нарисовать дома картинку или девочка сама захотела? В любом случае, Даяна переполнена чувством: она не дождалась начала учебного дня, в автобусе достает рисунок из портфеля...

Это событие. Со-бытие – то, что имеет отношение к жизни, к бытию семилетнего ребенка. Восторг от того, что в первый раз классом ходили в лес, и гордость, что хоть страшно было, но перешла по бревну речку Баньку, и нетерпенье – рассказать и показать это подружке!

Что дальше? На уроке русского языка учитель предлагает написать рассказ о переходе отряда первого класса через речку Баньку. Несколько фраз. Если трудно – даже одна фраза, подпись к картинке: «Мы были в походе. По мостику мы перешли речку». Это и есть Свободный текст.

Я вчера видел дятла, на каникулах мы ездили к бабушке. Я ходил с папой в кино – неважно что. Главное, чтобы это было «по правде», чтобы ребенок писал то, что его волнует, что переполняет.

Есть и другие тексты. Дети на уроках естествознания читают книжки про крокодилов и слонов. Смотрят фильмы, читают книги, рассказывают друг другу о прочитанном. И в итоге делают Газету. Газета – это картинки и тексты. Значит, надо рисовать и писать. Это, конечно, не «мостик через речку». Но тоже хорошо.

Ребенок пишет то, что имеет смысл для него. Смысл – ключевое слово. То-что-с-мыслью.

2.

Ученик пишет текст. Пишет – чтобы его кто-то прочитал. Не правда ли, странная мысль? Писать, чтобы кто-то прочитал... Отсюда – жесткое и естественное требование – в тексте не должно быть ошибок. Текст будет вывешен на стенку, если это газета; напечатан в школьном журнале или это письмо будет другу... Неважно, писать надо грамотно. Не для учителя и не для оценки. Чтобы тебя правильно поняли! Учитель правит черновик: подчеркивает ошибки. Что потом? Переписать текст или набрать его на компьютере.

100 лет назад Селестен Френе, молодой учитель начальной школы в деревне на юге Франции, принес в класс «типографский станок». И этот станок стал символом новой педагогики. Надо уточнить, что станок этот – две деревянные дощечки, умещающиеся на обычном школьном столе и набор буковок-литерок. Эти дощечки изменили школу...

Дети очень любят «делать газеты». Они готовы делать газеты на уроках, между уроками, после уроков. «Мне больше всего нравится пицца на завтрак по пятницам, и еще я люблю делать газеты». Пицца и Газеты...

Таня Лисютенко, два года назад, когда мы только начинали «рисовать газеты», большая уже, в 7-м классе: «Вот мы в школе начали делать то, что всегда хотелось дома делать». Эта фраза заслуживает восклицательного знака. Делать в школе то, что и дома делать хотелось!

3.

Свободные тексты можно писать на первой неделе сентября в 1-м классе!

То есть тогда, когда ученик еще не умеет писать.

Ребенок нарисовал картинку: свою собаку, дерево, портрет друга. Все рисунки будут на стенке – чтоб все видели – выставка! Учитель спрашивает, как бы понимая: «А что это такое, кого ты нарисовал?..».

Если ребенок не боится подписать картинку – он пишет. Если с ошибками, учитель пишет слово правильно и ученик переписывает.

А если совсем писать не умеет и боится? Пишет учитель, под диктовку ученика! Ученик потом переписывает – копирует слово, написанное учителем.

Это дерево.

Вчера мы ходили в поход.

Это моя мама...

Рисунки с подписями вывешиваем на стенку. Каждый ребенок может подойти и прочитать, что написали другие. Так он учится читать. Письмо и чтение из школьной работы становятся для ученика естественным делом. Все по-настоящему, все – как в жизни. Писать – чтобы тебя поняли. Читать – чтобы понять другого.

Конечно, подписи к рисункам – это один из вариантов. Таких вариантов – бесконечно много. Дело учителя – придумать разные реальные ситуации, когда надо писать и читать.

Газета для родителей по пятницам.

Стенная газета.

Переписка с учениками другого класса.

Лучше – другой школы.

Конечно, недостаточно один раз прочитать 15 слов (фраз), чтобы научиться читать. Учитель может напечатать эти предложения на листе бумаге. Это будут упражнения для чтения, своего рода учебник по чтению. Важное преимущество его – это настоящие тексты. Тексты детей этого класса.

Когда ребенок читает свои фразы и фразы друзей – это не просто школьная работа. Эта работа имеет для ребенка смысл, и мы можем ждать от него усердия...

Рустам КУРБАТОВ,
директор,
лицей «Ковчег-XXI»,
г.Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru