Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2008

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Работа со словарными словами

В работе над словом может быть несколько этапов.

Первый этап – знакомство со словами при обращении к этимологическому, орфографическому, толковому и др. словарям.

Второй этап – самостоятельная работа творческого характера: составить кроссворд, сочинить рассказ с использованием этих слов.

Третий этап – диагностический словарный диктант, который позволяет выявить слова, трудные для запоминания.

Четвертый этап – использование творческих работ детей для проведения словарной работы.

Пятый этап – промежуточный контроль, индивидуальная работа над ошибками.

Шестой этап – итоговый контроль в форме словарного диктанта с грамматическим заданием.

Орфография и этимология

Сделать работу со словом интересной и увлекательной помогает этимология. Ведь движущей силой познания является удивление, а элемент открытия и новизны присутствует в работе над этимологией слова. Ребята удивились – значит, запомнили слово. Именно в этимологии мы чаще всего можем найти ответ на вопрос о правописании слова.

Очень важно, чтобы дети различали исторический и современный состав слова. Можно показать исторический корень в слове пунктирной линией, а сплошной – современный корень. Иногда знание исторического корня открывает секрет орфографии: непроверяемую гласную можно проверить.

О.Н. Лёвушкина в статье «Виды словарных диктантов с опорой на этимологический анализ “трудных слов”» («Русский язык в школе» № 2/1999) приводит примеры словарных диктантов.

• «Узнай слово по толкованию его лексического значения». Данный диктант вносит элемент занимательности, помогает учащимся закрепить в памяти не только орфограммы, но и лексическое значение слова, что пригодится при выполнении заданий в егэ.

• «Узнай слово по полной этимологической справке к нему»: по историческому корню, по его происхождению и родству со словами из других языков, на основе звукового и смыслового сходства.

Практическая работа со словарными словами

Используя толковый словарь и словарь иностранных слов, выполните следующие задания.

Карточка 1. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

1. Экспромт – речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки.

2. Ностальгия – неприятные воспоминания.

3. Геральдика – составление, истолкование и изучение гербов.

4. Икебана – искусство составления букетов из живых или засушенных растений, культивируемое в Японии.

Карточка 2. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

1. Адекватный – вполне соответствующий чему-либо, тождественный, совпадающий.

2. Закоснелый – утративший подвижность, гибкость; устарелый, отсталый.

3. Криминальный – относящийся к преступлению, уголовный.

4. Сентиментальный – тщательный, до мелочей точный.

Карточка 3. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

1. Невежа – малообразованный, малосведущий человек.

2. Буклет – печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.

3. Скипетр – символ царской власти – жезл, украшенный драгоценностями, резьбой, чеканкой.

4. Меморандум – дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по какому-либо вопросу.

Орфография и орфоэпия

Карточка 1. С помощью транскрипции покажите, какие согласные – мягкие или твердые – обозначают выделенные буквы. Запомните написания слов. Используя словарь иностранных слов или толковый, объясните значение подчеркнутых слов.

ТелеаТелье, беРет, конкРетизация, буТерброд, дефицит, деликаТесы, деТектив, акаДемия, делегаты, каФе, коФе, эФФект, дефект, детали, девиз, телеграмма, морФема, поэТесса, фоНетический.

Карточка 2. Расставьте в словах ударение.

Кухонный, замкнутый, свекла, овен, звонит, гербовый, гусеничный, процент, ревень, портовый, лыжня, лгала, цемент, тортов, шофер, звала, добыча, ждала, дефис, статуя, рвалась, приняли, сливовый, эксперт.

Лексика и орфография

Интересно проходит работа над лексическим значением слова.

Одновременно повторяются орфография и знание лексического значения слова.

Карточка 1. Найдите соответствие между словом и его лексическим значением. Запишите слово, вставляя пропущенные буквы.

 

 

Акв_ланг открытый или в закрытом помещении искусственный водоем, специально сооруженный для плавания, купания, для декоративных целей
Аквар_ум сплетенные в виде цепи цветы и зелень, а также орнамент такой формы
Акв_рель устройство для дыхания человека под водой при погружении на сравнительно небольшую глубину
Б_ссейн искусственный водоем или стеклянный ящик с водой для содержания рыб, водных животных или растений
Г_л_рея 1) клеевые краски, разводимые в воде;

2) картина, написанная такими красками

Г_мнаст_ка 1) узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания;

2) верхний ярус театра;

3) длинный подземный ход в военных сооружениях, при горных работах

Г_рлянда совокупность упражнений для физического развития организма

Придумайте с выделенными словарными словами предложения или словосочетания, запишите однокоренные слова.

Карточка 2. Прочитайте синонимы к слову подарок.

Презe'нт – слово произошло от французского, где оно обозначало «подарок, подношение». Преподнеси кому-нибудь презент.

Презентоватьустар., шутл. подарить, преподнести в подарок. Позвольте презентовать вам мою книгу.

Презентация – публичное представление чего-либо созданного (фильма, печатного издания, предприятия и т.п.).

Сувенир – во французском языке означало: 1) подарок на память; 2) художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города и т.п. Привезти из Москвы сувенир отцу. Магазин сувениров.

Выполните задания.

1) Спишите словосочетания, вставляя буквы.

Необыкновенный сув_нир, пр_з_нтация новой книги, присутствовать на пр_з_нтации.

2) Исправьте речевые ошибки.

Памятный сув_нир привез мой брат из Одессы. Нам в подарок преподнесли пр_зент и сув_нир.

Карточка 3. Познакомьтесь с новой тематической группой словарных слов. Какой темой они объединены?

Памятник – скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь.

Обелиск – памятник, сооружение в виде суживающегося кверху столба.

Постамент – основание памятника, колонны, статуи.

Пьедестал – подножие статуи.

Стела – каменная плита или столб с надписью или рельефным изображением.

Мемориал – архитектурное сооружение, в память о ком-либо, о чем-либо.

Монумент – памятник значительных размеров.

Публикация статьи произведена при поддержке компании "AllPrint". Воспользовавшись услугами компании "AllPrint", Вы сможете по выгодной цене заказать изготовление сувениров к любым мероприятиям, а так же бизнес и промо продукцию, будь то подарочные магниты, часы, постеры, значки, пазлы, кружки, визитки, календари, мячи, подушки и многое другое. Подробнее ознакомиться с перечнем предлагаемых услуг, увидеть фотографии готовых изделий и оформить заказ, не покидая кресла за Вашим компьютером можно на официальном сайте компании "AllPrint", который располагается по адресу http://www.allprint-service.ru

 

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru