Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2008

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

ЕГЭ. Подготовка к выполнению части С.
Опыт учителя-практика.

Части С цена большая – 20 баллов!
Подготовка к ней меня уже достала:
Битый час, наморщив лоб, ищу проблему,
Комментирую ее (боюсь, опять не в тему)!
С аргументами вообще завал полнейший:
Как их выстроить, какой из них главнейший?..
Точку зрения свою на все имея,
Изложить ее, как надо, не умею:
На полях и Р, и Л, и Г!!!
Угоди-ка этой бабе ЕГЭ!

не без отчаяния написал один выпускник накануне экзамена. Сам того не подозревая, он определил общий круг самых сложных проблем, решение которых вызывает затруднения у большинства учащихся. Как же помочь школьнику получить заветные двадцать баллов за часть 3 на ЕГЭ?

У Конфуция есть мудрая мысль, которая помогает понять, как лучше всего чему-либо научиться: «Послушайте – и вы забудете, посмотрите – и вы запомните, сделайте – и вы поймете».

«Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С)» (М.: Экзамен, 2008) создавался как своего рода рабочая тетрадь для старшеклассника. В этом пособии десять вариантов текстов, содержащих основной круг проблем, предлагаемых для анализа выпускникам к ЕГЭ по русском языку. В каждом из вариантов предложено по двенадцать заданий с учетом критериев оценки части С: они позволяют ученикам работать с текстами по заданным параметрам, помогают уяснить понятия «проблема», «комментарий», «позиция», «аргументация». Кроме того, выпускник приобретает навыки работы с информацией, раскрывающей суть коммуникативной задачи, стоящей перед ним. Причем задания, содержание которых формирует у учащихся представление о том, что требуется от них при написании сочинения-рассуждения, изложены в такой последовательности, что, выполняя их, старшеклассник учится поэтапно, продуманно и грамотно выстраивать свои рассуждения, создавать черновик будущего сочинения.

На чем сделан основной акцент в пособии?

Не секрет, что большинству наших учеников порой просто «не хватает слов», чтобы прокомментировать проблему, изложить свою точку зрения, аргументированно возразить автору. Предлагаемые варианты языковых клише на первоначальном этапе помогут учащимся (особенно слабым) справиться с этой проблемой и станут основой для собственных свободных размышлений.

Известно также, что часто понятие об аргументации как системе логических доказательств, подкрепленных примерами из жизненного и читательского опыта, экзаменуемые подменяют перечислением ряда примеров, которые не доказывают высказанную мысль. Задания тетради-практикума, справочный материал, памятки по способам аргументации, несомненно, окажут помощь в формировании правильного представления о логической форме обоснования высказанной точки зрения, а ряд упражнений поможет избежать наиболее типичных ошибок – речевых, логических, грамматических – и в короткий срок избавиться от них.

На собственном опыте убедилась, что подобная практика работы позволяет научить даже самых слабых учеников.

А познакомиться с моим опытом работы поможет книга «ЕГЭ. Часть 3. Методические рекомендации по выполнению задания» (М.: Экзамен, 2008).

Главы пособия помогут педагогу решить ряд самых острых вопросов, связанных с экзаменом (как научить ученика правильно понимать содержание исходного текста; как формулировать и комментировать основную проблему; как увидеть авторскую позицию в текстах, особенно художественного стиля; как изложить личностное отношение к поставленной проблеме, аргументировать его и т.д).

Предлагаемая методика подготовки может быть использована не только опытными, но и начинающими учителями: в конце каждой главы даны дополнительные варианты различных заданий для отработки тех или иных умений и навыков, разнообразный дидактический материал. Значительное место в пособии отведено основным типам ошибок в части С, их классификации, различным упражнениям, позволяющим ученикам логически связно, грамотно выстраивать композицию письменного высказывания.

В книге также есть подробно разработанные варианты уроков по подготовке к написанию части С, тексты и задания к ним для самостоятельной работы учащихся.

Успехи и неудачи наших выпускников во многом зависят от нас, учителей-словесников, и хочется надеяться, что содержание данных пособий облегчит работу всех, кто готовит школьников к серьезному испытанию – сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Г.Т. ЕГОРАЕВА,
учитель-практик, автор пособий

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru