Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

6-й класс

Урок-исследование по теме:
Знаки препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах

Цели: • дать понятия «деепричастный оборот» и «одиночные деепричастия»;

• выработать умение видеть их в предложениях, правильно интонировать, выделять знаками препинания на письме;

• обучать элементам исследования при изучении данной темы.

I. Разминка. Целеполагание.

(Цель: определить, при каких условиях выделяются запятой одиночные деепричастия и деепричастные обороты.)

II. Основное понятие – деепричастный оборот, значение деепричастий.

– Что надо знать, чтобы обнаружить деепричастный оборот?

(Деепричастия, к каким словам относятся, их роль в предложении.)

III. Исследование в парах.

ИНСТРУКЦИЯ

1) Убедиться по лексическому значению, морфологическим признакам, суффиксу, роли в предложении, что это деепричастие (есть добавочное значение).

2) Определить слово, от которого зависит сочетание: сказуемое + деепричастие; деепричастие + сказуемое.

3) Определить зависимое слово, выделить деепричастный оборот.

4) Убедиться, не является ли деепричастный оборот устойчивым сочетанием?

5) У одиночного деепричастия определить вид, роль и место в предложении.

6) Есть ли однородный член деепричастию или деепричастному обороту? Чем выражен? Есть ли между ними союз и, да, или, либо?

7) Обратить внимание на интонацию. Попробовать опустить слово, оборот без искажения смысла высказывания.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ

1) Вода с грохотом падала, вращая мельничное колесо.

С грохотом падая вниз, вода вращала мельничное колесо.

Вода, вращая мельничное колесо, ревела внизу.

2) Малыш, испугавшись, громко расплакался.

Испугавшись, малыш громко расплакался.

Малыш громко расплакался, испугавшись.

3а) Сергей кивнул и ушел посвистывая.

Это упражнение делают стоя на вытянутых носках.

Она сидела откинув голову.

(Как? Каким образом? В каком положении?)

3б) Лена молча пожала плечами. Разговаривали сидя в углу.

(Сидя, не смолкая, лежа, не спеша, не шутя...)

3в) И день и ночь спешу к вам голову сломя.

Ушли не солоно хлебавши.

(Спустя рукава, не смыкая глаз, не переводя дыхания.)

3г) Быстро собрался, скомкав одежду и запихнув ее в чемодан, и уехал.

IV. Выступления пар.

(Поэтапно – запись на доске и в ОС.)

1) Х , / _ . _ . _ . _ . / , ...

/ _ . _ . _ . _ . / , Х

Х , / _ . _ . _ . _ . / .

2) ..., / _ . _ . _ . / , ...

/ _ . _ . _ . / , ...

... , / _ . _ . _ . / .

3) / _ . _ . _ . /.

Не выделяются одиночные деепричастия

1) выступающие в роли наречий (т.е. нет значения добавочного действия) и стоящие после сказуемого в конце предложения;

2) перешедшие в наречия (лежа, сидя, молча, стоя, шутя...);

3) входящие в состав фразеологического оборота

4) перед и (да, или, либо) между однородными деепричастиями и деепричастными оборотами.

V. Создайте в парах текст (тип – повествование, стиль – художественный), используя деепричастные обороты. Запишите, устно обсудите постановку знаков препинания.

VI. Алгоритм правила.

VII. Диктант с проверкой по алгоритму и коллективным обсуждением.

Садилось солнце, освещая убранные поля. Татьяна любит не шутя. Мария стояла подле, прислонясь к березе и улыбаясь. Наездники, рассеясь, тотчас ускакали, и степь опустела. Волнуясь, он говорил торопливо и непонятно.

VIII. Домашнее задание.

Выучите ОС, примеры в тетради, алгоритм.

С.В. ГРОМОВА

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru