Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2009

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

5–6-е классы

Урок письма, или
О чем рассказали папирус и бумага…

2 часа

Цели: расширение знаний учащихся о письменности, развитие и формирование навыков написания личного письма, активизация познавательной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, исследование текстов.

Виды работ учащихся: исследование предложенных текстов, участие в инсценировках.

Оборудование для учащихся: раздаточный материал – фрагмент рассказа А.П. Чехова «Ванька» (письмо); письмо греческого мальчика и перевод письма из книги С.Я. Лурье; греческий алфавит и славянская азбука; демонстрационный материал см. в Приложении.

ХОД УРОКА

I. Определение темы урока

– Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие – путешествие во времени. А чему оно будет посвящено, вы должны определить, отгадав загадки.

Загадки

1. Грамоты не знаю,
    А весь век пишу. (Карандаш)

2. Поле белое, овцы черные. (Бумага, карандаш)

3. Носила меня мать,
    Уронила меня мать,
    Подняли меня люди,
    Понесли на торг торговать,
    Отрезали мне голову,
    Стал я черную воду пить
    И ясно говорить. (Гусиное перо)

4. Черные, кривые,
    От рождения немые,
    Встанут в ряд –
    Сразу заговорят. (Буквы)

– Чему же будет посвящено наше путешествие во времени? Истории возникновения письма, разным алфавитам, орудиям письма.

В школе учат читать и писать. Без грамоты мы были бы неучами, невеждами, да и просто людьми без памяти, не могли бы делиться опытом, передавать информацию. А когда-то давно никто не умел писать. Все, что было изобретено человеком, хранилось только в его голове, и знания передавались устно. Трудно было запомнить все. Письменность – это настоящее сокровище, удивительное изобретение человека. Чтобы понять это, попробуем перенестись на 2,5 тысячи лет назад, к людям, которые не знали письма.

Представим себе далекое прошлое.

ИНСЦЕНИРОВКА

(Действующие лица: скифский гонец; Дарий, персидский царь; Гобрий, военачальник персидского войска.)

Скифский гонец. Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и пять стрел.

Царь. Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что желают сообщить мне скифские вожди?

Скифский гонец. Мне велено передать тебе эти дары молча и вернуться обратно. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит.)

Царь.Что ж, Гобрий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили покориться? Мышь... она живет в земле. Лягушка живет в воде, а птица – в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства, а вместе со стрелами отдают нам свою храбрость и силу.

– А вы, ребята, как думаете? Что могут обозначать эти предметы? (Высказываются предположения.)

Гобрий.Нет, Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам, в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не спрячетесь, подобно лягушкам, в воду, то падете под ударами наших стрел». (Оба, недоуменно поглядев на предметы и пожав плечами, уходят.)

Учитель.Видите, ребята, как неудобно было обмениваться информацией, посылая с гонцами разные предметы или целые наборы предметов.

Представляете, как изменилась жизнь людей с изобретением письменности? Когда-то люди придумали знаки, чтобы записывать и передавать сообщения не только от одного человека другому, но и от одного поколения другому.

Обратимся к двум текстам, дошедшим до нас из далекого прошлого (см. Приложение).

II. Исследование предложенных текстов

(На партах учеников лежат распечатанные тексты: письмо греческого мальчика (перевод раздается позже) и фрагмент письма (объем на усмотрение учителя) Ваньки Жукова из рассказа «Ванька» А.П. Чехова; два алфавита для сравнения.).

Беседа.

– Попробуйте прочесть данные тексты.

– Что представляет собой один текст? (Письмо дедушке.) А другой?

– Почему вы не смогли прочитать второй текст? (Неизвестные буквы.)

Учитель. Этот текст написан греческими буквами. А был он найден профессором Найтом в Египте много лет назад.

– Есть ли сходство в начертании букв? (Какие буквы одинаковы в том и другом тексте?)

Почему? (Предположения учащихся.)

Чтобы ответить на вопрос, почему греческие буквы похожи на русские, нужно перенестись в 863 год. В этом году просвещенные братья Кирилл и Мефодий прибыли из Византии в земли славян.

Они составили первую славянскую азбуку, в которой оказалось 40 букв, – кириллицу, названную в честь Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля... Может, кто-то продолжит? Создатели азбуки старались сделать буквы простыми в написании. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Вот почему начертание славянских букв схоже с греческими буквами. Убедитесь в этом сами. (Сравнение двух алфавитов.)

О чем же могут рассказать греческие буквы? Находя при раскопках древние тексты, ученые по начертанию букв могут многое определять. Известно, что раньше книги писали от руки: так же, как письма и документы. Книги писали специалисты – переписчики, они тщательно выводили каждую букву и не соединяли их между собой. Так же заставляли писать учеников в школе. Рассмотрим неразгаданный текст.

– Кто бы мог быть автором греческого текста?

– Почему он так неаккуратно написан?

– Что можно сказать о характере этого человека?

– Что скрывает в себе текст?

(Это обычный человек; не переписчик книг, т.к. он не позволил бы себе такой неаккуратности; возможно, школьник, он торопится, нетерпеливый, неаккуратный; это письмо, записка, черновик и т.п.)

По тому, каким шрифтом выведены буквы, ученые определяют время написания текстов. Если буквы остренькие – писали до нашей эры, если округлые – то его писали во II и III веках нашей эры, т.е. 1700 (1800) лет назад.

Кто писал греческий текст, мы не знаем пока, но предположили, кто это мог бы быть. А об авторе письма дедушке читаем следующее: «Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в учение к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать...». Он писал письмо дедушке.

– На чем могли быть написаны письмо Ваньки и греческий текст, которому более 18 веков?

ИНСЦЕНИРОВКА

(Действующие лица: ассириец, египтянин, житель Пергамского царства, китаец, русич.)

Ассириец. Я из Ассирии. Это государство расположено там, где протекают две реки – Тигр и Евфрат. Мы писали на глиняных табличках тонкой палочкой из тростника. Выцарапывали на них клинышки. Это такие значки, рисунки. Такой способ письма называли клинописью. Чтобы знаки не смазывались, не потеряли форму, письмо обжигали в печи, и оно становилось твердым, прочным. Такие письма назывались таблетками.

(Демонстрирует рисунки с изображением глиняных табличек.)

Египтянин. У нас в Египте рисовали иероглифы. (Показывает или рисует иероглифы.) Сначала их рисовали на камне, потом использовали для письма папирус, а еще позже – пергамент. Папирус приготавливали из водяных растений, растущих по берегам Нила. Трехгранные стебли этого растения расщеплялись острым ножом на длинные волокна. Эти волокна расстилали рядами, а сверху клали тяжелые камни. Из волокон выделялся клей, который соединял их в плотные шероховатые листы. Эти листы затем выглаживали раковинами и склеивали в длинные трубки – готовые листы – папирусы. Папирус очень прочен. В сухом месте он сохраняется неповрежденным тысячи лет. Теперь папирус очень дорог.

Житель Пергама. (У него с собой мед, рамка для натягивания кожи, раствор извести.) Царь Пергама решил создать библиотеку, которая затмила бы одну из самых больших и известных библиотек Древнего Египта, принадлежащую фараону Рамзесу II. Узнав об этом, египтяне запретили вывозить папирус в Пергам. И тогда мы научились делать свой собственный писчий материал. У меня с собой то, что было необходимо для его изготовления. Как вы думаете: что это за материал? Он был прочнее папируса. Изготавливали его так: кожу овцы или теленка вымачивали в растворе извести, потом натянутую на раму кожу разглаживали и втирали в кожу мед. Получался очень прочный материал, который можно было сгибать. А название этот материал получил по месту своего рождения. Вы уже догадались. Это... пергамент.

Русич. На Руси довольно долго писали на бересте. Будущую березовую «страницу» очищали от жесткой коры, распрямляли, подсушивали. Заостренной палочкой – ее называют писало – можно не спеша процарапывать буквы на бересте, а тупым концом палочки-писала нетрудно затереть случайную ошибку.

Китаец. Бумага была изобретена в Китае во II веке. Китайские летописи называют имя её создателя – Чай (Цай) Лунь. Сначала мы рисовали иероглифы на шелке. Но он был очень дорогим. Первую бумагу получили из древесной коры и старых рыбных снастей, потом способ усовершенствовали, используя тряпье. Долго мы сохраняли этот способ в тайне. В Европе научились делать бумагу лишь в X веке.

Учитель. Ванька Жуков писал письмо в XIX веке, значит, оно должно быть на бумаге. Читаем начало рассказа Чехова: «Ванька, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать». Вы не ошиблись.

Попытаемся понять, чем могли быть написаны эти тексты? (Гусиным пером, ручкой, карандашом и др.)

– Кто прав?

В Египте писцы наносили на папирус иероглифы, макая кисточку в черную или красную краску. В Греции на деревянных дощечках, залитых воском, выцарапывали буквы заостренной палочкой (показывает рисунок с их изображением) или тростниковым пером на папирусе. Египетские перья мало похожи на ваши перья. Это просто заостренные и расщепленные концы тростника.

Пушкин, живший в первой половине XIX века, писал гусиными перьями.

Хорошее гусиное перо не скрипело. Его нужно было выдернуть из левого (!) крыла птицы. Оно не должно было быть кривым. Кончик пера опускали в горячую воду, срезали наискось и осторожно расщепляли посередине острым ножом. Вот откуда выражение перочинный нож.

А шариковую ручку изобрели в 1938 году в Венгрии. Чем же писал Ванька?

(Ответы учащихся.) Читаем у Чехова: «Он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером...».

Демонстрирую изображение орудий письма разных времен и народов (см. Приложение).

Чтение письма греческого мальчика Феона

1. Прослушаем перевод текста на русский язык (раздать перевод). Начало его в переводе звучит так: «Феон Феону отцу радоваться». Что это может означать? На что похоже? (Дети предполагают.) Так начинались греческие письма. Это то же, что по-русски: «Феон шлет привет своему отцу Феону» (отец и сын имели одно и то же имя); или проще: «Здравствуй, дорогой папа!».

2. Адрес, который был на задней стороне папируса, звучал так: «Передай Феону от Феоната сына». Значит, это точно письмо сына отцу. Посмотрим: а какой адрес написал Ванька Жуков? («На деревню дедушке. Константину Макарычу».)

– Как вы думаете: чье письмо дойдет до места назначения? Почему? (Возможные ответы: ничье, потому что на них нет точного адреса – ни города, ни улицы, ни дома, ни индекса, ни фамилии.)

Греческий мальчик. В древности в Греции почты не было и письма передавали через знакомых. Писать точный адрес тогда не было необходимости. А фамилия отца не указана, потому что тогда фамилий не было, а людей называли по имени и отчеству.

Почтальон в одежде почтового служащего XIX века. А письмо В.Жукова не дойдет до дедушки, потому что в XIX веке нужно было указывать точный адрес, ведь письма уже доставляли по почте, а возле Москвы было много деревень.

Вопросы для обсуждения основного содержания письма:

– Каким вы представляете себе внешность греческого мальчика Феона?

– Почему он пишет отцу?

– О чем он мечтает?

– Что вы можете сказать о характере Феона?

– Какими способами он стремится к достижению своей цели?

– Каково его поведение?

(Феон обижен на отца, т.к. надеялся, что тот возьмет его с собой, а отец этого не сделал. Мальчик угрожает отцу, что не будет с ним больше разговаривать. Он думает, что испугает отца и тот пошлет за ним. Когда Феон писал письмо, отец еще не уехал в Александрию. Мальчик пишет по-детски, что если отец приедет из Александрии, то он не подаст отцу больше никогда руки и не скажет отцу «здравствуй», он грозит отцу, что поссорится с ним на всю жизнь. Он намекает, что стал таким шалуном, что мать не может с ним справиться и жалуется на него какому-то Архелаю. Мальчик Феон – хитрый мальчишка: он думает, что отец захочет избавить мать от неприятностей и захватит мальчика с собой в Александрию.)

– Почему мальчику хочется повидать Александрию?

Египтянин. Александрия была в то время столицей Египта. В Александрии было на что посмотреть: римские и сирийские корабли, прибывавшие с товарами в гавань, богатые дворцы и храмы, статуи и картины знаменитых мастеров.

А больше всего, наверно, Феон хотел посмотреть улицы Александрии. В небольших греческих городах улицы обыкновенно были узенькие, грязные, извилистые. Часто по ним вовсе нельзя было проехать в коляске. А в Александрии можно было свободно проехать по улицам и на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Улицы были прямые, пересекались под прямым углом. Деревенским жителям это казалось настоящим чудом.

А самая замечательная постройка – маяк Фарос, который простоял более полутора тысяч лет. Неудивительно, что мальчику Феону так хотелось в Александрию.

Учитель.Феон не боится родителей. Это ясно из слов «Хорошо же ты сделал: подарки мне прислал большие – стручки!». Что это за стручки? (Отец, должно быть, не хотел брать с собой мальчика и пытался откупиться подарками: он прислал сыну лакомства. Но от Феона трудно было откупиться какими-то стручками.)

А дальше: «Надули нас в тот день 12-го, когда ты уплыл». Что значит надули? Кого нас? (Возможно, что у Феона есть братишка или сестренка. Отец, как видно, не решился открыто отказать в поездке упрямому ребенку, опасаясь скандала. В то время не было ни пароходов, ни поездов и в Александрию ездили на большой парусной лодке (корабле). Корабли были красиво разрисованы и на носу имели причудливые выпуклые фигуры. (Показ корабля или лодки.) Такая поездка была целым путешествием и продолжалась неделю, если не больше. Можно представить, как мальчику хотелось уехать с отцом. Отцу пришлось уплыть потихоньку, так, чтобы сын не заметил, поэтому-то Феон и пишет, что его «надули», т.е. обманули.)

Читаем дальше: «Одним словом, пришли за мной, умоляю тебя! Если не пришлешь, не буду есть, не буду пить. Вот что!». Он угрожает отцу голодовкой, думая, что такая угроза должна сломить упорство отца.

Кончается письмо так, как это было принято в греческих письмах: «Здравствовать тебе жел.». Он пишет «жел.» вместо желаю, т.е. с сокращением. Почему? (Так писали тогда взрослые. А Феон им подражает.) Привезут ли Феону ответ от отца? Увидит ли мальчик Александрию? Всем, конечно, хочется верить, что так и будет.

– Какими способами вы добиваетесь у родителей выполнения ваших желаний? Похожи ли вы на мальчика из прошлого?

Маленький папирус послужил нам билетом для путешествия в далекий Египет, но это еще не конец!

Беседа по тексту письма Ваньки Жукова

Наше путешествие во времени продолжается! Сейчас мы перенесемся в XIX век и узнаем, о чем писал Ванька Жуков, чего хотелось этому девятилетнему мальчишке.

(Инсценировка фрагмента рассказа Чехова, где Ванька пишет письмо, или чтение вслух.)

– Каким вы представляете себе Ваньку? Опишите его внешность, характер.

– Какому ремеслу обучается он?

– Что вы узнали о жизни Ваньки?

– Какими словами он называет дедушку? Почему это выражение встречается по всему тексту письма?

– Что Ванька обещает дедушке за то, чтобы тот забрал его в деревню?

– Какой представилась Ваньке Москва? Что его поразило в этом городе?

Есть ли в письме слова и выражения из разговорной лексики? Какова их роль в тексте?

– Какие чувства вызывает у вас это письмо? (Жалость, негодование и др.)

III. Учимся писать письма

Письма греческого мальчика и Ваньки Жукова адресованы близким людям – отцу и дедушке. Это личные письма.

– Сравните начало и заключение обоих писем. Сделайте выводы. (Письма начинаются с приветствия, обращения, а заканчиваются пожеланиями здоровья, передачей приветов знакомым и близким.)

Учитель. В письмах обращения служат для выражения того или иного отношения пишущего к адресату. Например: 1) Многоуважаемый Константин Макарыч, большое спасибо Вам за поздравление. 2) Дорогой Константин Макарыч, отвечаю сразу на два письма. 3) Милый Константин, здравствуй! 4) Благодарю тебя, Костик, за заботу. (Обсуждение вариантов обращения.)

(Все наблюдения можно оформить в виде схемы, таблички. Это послужит учащимся опорой при написании письма.)

Выделяем три вопроса: кому писать? О чем писать? Как писать? (См. Приложение.)

Учитель. Письмо должно быть написано четким, аккуратным почерком. Это знак уважения к тому, кто будет читать твое письмо.

Было время, когда письма писались по шпаргалке. Издавались книжки-письмовники, в которых были готовые образцы писем на разные случаи жизни: объяснение в любви, просьба дать денег в долг и др.

Но письма по шпаргалкам писали только малограмотные или очень скучные люди, которым самим нечего было сказать.

Стыдно посылать списанные откуда-нибудь письма! Все в них украденное: и чувства, и мысли, и слова, и даже запятые. Поэтому важно уметь писать письма без шпаргалок! Сейчас вы попробуете написать свои письма. Желаю удачи!

Два письма из прошлого рассказали вам не только о жизни греческого мальчика Феона и русского Ваньки Жукова, но и помогли узнать историю письменности, понять, какое это сокровище быть грамотным!

Литература

1. Лурье С. Письмо греческого мальчика. Любое издание.

2. Чехов А.П. Рассказы. Любое издание.

3. Кублицкий Г. Письмо шло 5 тысячелетий. М.: Малыш, 1991.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Письмо греческого мальчика

Перевод письма на русский язык

Феон Феону отцу радоваться. Передай Феону от Феоната сына. Хорошо ты сделал: не взял меня с собой в город! Если не хочешь повезти меня с собою в Александрию, не напишу тебе письма и говорить не буду с тобой и не скажу «будь здоров» тебе больше. Если же придешь в Александрию, не возьму я руки у тебя, ни опять же «здравствуй» тебе больше. Если не хочешь взять меня, так оно и будет! И мама моя сказала Архелаю: «Он сводит меня с ума! Убери его!» Хорошо же ты сделал: подарки мне прислал большие – стручки! Надули нас в тот день 12-го числа, когда ты уплыл. Одним словом, пришли за мной, умоляю тебя! Если не пришлешь, не буду есть, не буду пить. Вот что! Здравствовать тебе жел.

 

Орудия письма разных времен и народов (сверху вниз):

 

шпатель для клинописи;
тростниковое перо;
славянское бронзовое писало;
нож для вырезания текста (остров Суматра);

кисть для письма (Япония; Китай);
ручка с вставленным металлическим пером;
ручка-самописка;
шариковая ручка.

 

ОПОРНАЯ СХЕМА

Кому? О чем? Как писать?
Другу
Родителям
Бабушке
Дедушке
Брату
Сестре
Знакомым
—>
Рассказ о своей жизни, делах, увлечениях, передача новостей; расспрос о жизни того, кому пишешь, и т.п.
—>
1. Вступление (приветствие, обращение).
2. Основная часть (содержание).
3. Заключение (передача поклонов знакомым и близким)

О.Н. МАКАРОВА,
пос. Красный Маяк,
Канский р-н,
Красноярский край

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru