Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2009

Я ИДУ НА УРОК

 

11-й класс

Роль длины предложения в тексте

ХОД УРОКА

На доске:

текст, тема, основная мысль, стиль, стилистическая задача, синтаксическая конструкция (СК), виды предложений, формы речи, речевая ситуация.

I. Обратите внимание на рабочие карты на ваших столах. Прочитаем высказывания великих писателей – М.Горького и Л.Толстого.

Надо отучиться от короткой фразы, она уместна только в моменты наиболее напряженного действия, быстрой смены жестов, настроения.

М.Горький

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать. Мне этим некоторые мои длинные не нравятся, слишком в них все изжевано.

Л.Толстой

– Скажите, что объединяет эти высказывания?

(Тема; писатели говорят о том, как надо писать, какие употреблять предложения.)

– Что говорят об этом сами писатели?

(М.Горький утверждает, что нужно писать длинными предложениями, а Л.Толстой говорит, что лучше употреблять короткие предложения.)

Вот мы и подошли логично к теме нашего занятия, где основными видами деятельности будут исследование и эксперимент.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Роль длины предложения в тексте». Запишите тему в свои рабочие карты.

– Какая из процитированных точек зрения вам ближе? Почему? Какие предложения в своей речи вы употребляете чаще – длинные или короткие? Можно ли однозначно ответить на вопрос, какие синтаксические конструкции предпочтительнее?

– Исходя из темы, давайте определим цель сегодняшнего урока. Что мы должны сегодня сделать?

(Определить роль предложений в тексте, выяснить, какие по длине предложения предпочтительнее употреблять в письменной и устной речи.)

Запишем эту цель в свои рабочие карты в специальной графе.

– Скажите, зачем вам это нужно?

Запишем в своих рабочих картах: для создания качественных текстов.

II. Проведем небольшое исследование. В ваших картах имеются два текста. Все работают над первым текстом.

(Работа над вторым текстом – индивидуальное задание).

Задачи:

1) выяснить стилевую принадлежность текстов;

2) какие синтаксические конструкции в них используются.

ТЕКСТ 1

Знаменитый социолог Эрвин Гоффманн сказал, что имидж – это искусство «управлять впечатлением». Трудно с этим не согласиться, однако это искусство все более становится наукой, имя которой – имиджелогия. Имиджелогия – это новая научно-прикладная дисциплина, возникшая на стыке психологии, социологии, философии, культурологии, костюмологии и ряда других наук.

Из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и – о, чудо! – вы успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши «хитрости». Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена «невидимыми чувствительными волосками», как говорил Шерлок Холмс. Это ни в коей мере не значит, что не нужно следить за своим внешним видом и манерами. Но имидж – это всегда единство внутреннего и внешнего. «Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он, прежде всего, должен быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней».

Немаловажной частью имиджа является речевое поведение. По тому, какие слова мы употребляем, люди судят о нас. Из слов плетется сеть взаимоотношений между людьми. Чувства и мысли других людей, так же как и наши, выражаются в словах.

Наши ум и тело также реагируют на слова. «Слова – это самый сильный наркотик, которым пользуется человечество», – так сказал Киплинг. Слова – либо наши господа, либо наши слуги. Либо они управляют нами, либо мы управляем ими.

ТЕКСТ 2

– Ты Таньку сегодня видела?

– Нет. А чего с ней?

– Обалдеть! Волосы красные, губы синие, шляпа с пером… прикид модный…

– Ну и?

– Чего ну и? Глаз не отвести!

– Мда… Это имидж у Таньки такой… поражать всех. Я ее с детства знаю…

– К какому стилю принадлежит текст 1? Докажите.

(Публицистический: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность; есть проблема.)

– К какому стилю принадлежит текст 2? Докажите.

(Разговорный: неофициальность, непринужденность, диалогическая форма общения.)

– Какие синтаксические конструкции (СК) используются преимущественно в тексте 1?

(Разные виды СП.)

– А в тексте 2?

(Простые, неполные.)

– Как вы думаете, почему?

(Это зависит от стиля и формы речи.)

III.

– Итак, сделайте, пожалуйста, вывод, от чего зависит выбор структуры и длины синтаксической конструкции?

(От стиля, подразумевающего определенную речевую ситуацию, и от формы речи – устной или письменной.)

– Запишем кратко эти выводы в рабочую карту.

В разговорной речи употребляются простые предложения и бессоюзные сложные, а в книжной речи предпочтение отдается сложносочиненным и сложноподчиненным предложениям.

(Самостоятельно заполните схему, указывая, какие СК используются в каком стиле.)

Заметки на полях:

Одну и ту же мысль можно уложить и в короткое простое, и в развернутое сложное предложение. (Обратите внимание, у вас на полях есть место для заметки в рамочке.)

IV. Используя полученные выводы, проведем эксперимент. Посмотрите на доску. Прочитайте знакомый рекламный слоган.

Имидж – ничто, жажда – все. Не дай себе засохнуть!

Заметки на полях:

Слоган – рекламная форма в виде афористичной, легко запоминающейся короткой фразы. Ср.: девиз, лозунг.

Имидж – представление (часто целенаправленно создаваемое) о чьем-нибудь внутреннем и внешнем облике, образе.

– Что рекламирует данный слоган? Как вы понимаете смысл этого высказывания?

– Какие СК использованы в рекламном слогане?

(Бессоюзное сложное и односоставное простое предложения.)

По утверждениям психолингвистов, короткие нераспространенные предложения способны воздействовать на человеческую психику, запоминаются, привлекают внимание. Каким образом это происходит, как вы думаете?

– Объясните постановку знаков препинания в тексте слогана.

– К какому стилю речи относится реклама?

(Мнения могут разойтись: разговорный и публицистический. Ученые условно относят рекламу к публицистическому стилю.)

Попробуем изменить структуру СК в этом рекламном слогане и посмотрим, что у нас получится.

Задание:

I вариант – измените первое рекламное предложение по схеме 1.

II вариант – измените первое рекламное предложение по схеме 2.

I в. [ , прич. об., ], а [ , прид. опр., ]. [ ]! (Имидж, создаваемый тобой или волнующий тебя, ничто, а жажда, которая тебя мучает, все. Не дай себе засохнуть!)

– Объясните постановку знаков препинания.

II в. (Когда), [ ], (поэтому). (Когда тебя мучает жажда, ты забываешь о том, как выглядишь, поэтому, чтобы не засохнуть, пей предлагаемый напиток.)

– Какие получились у вас предложения по структуре? Объясните постановку знаков препинания в измененных предложениях.

Попробуем прорекламировать напиток, используя составленные вами предложения. (Учащиеся зачитывают свои варианты.)

Вывод: наша реклама утратила живые интонации!

– Как вы думаете, почему? (Так как это устное высказывание, оно предназначено для восприятия на слух, а мы использовали книжные СК.)

– Сделайте вывод об уместности использования таких СК в данной речевой ситуации. (Сложные и осложненные СК неуместны в разговорной речи.)

– Хорошо. А как вы думаете, почему рекламу на нашем ТВ ученые условно относят к публицистическому стилю?

(Лексика в рекламе часто используется разговорная, иногда не соответствующая литературным нормам.)

– Действительно, в любой ситуации мы должны стремиться к тому, чтобы речь наша соответствовала нормам литературного языка. В ваших рабочих картах приведены слова известного всем человека – Д.С. Лихачева.

«…По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо».

– По мнению Дона Фрайя, длинные предложения создают течение, которое несет читателя по реке понимания. В журналистике этот эффект называется «ровное продвижение».

Послушайте, что говорит о работе над созданием текста известный журналист:

«В этом предложении пять слов. А вот еще пять слов. Предложения из пяти слов хорошие. Но несколько подряд становятся монотонными. Смотрите, что с ними происходит. Такое письмо становится скучным. Его звук становится ровно однообразным. Это звучит, как заевшая пластинка. Ухо требует от вас разнообразия.

Теперь послушайте. Я изменяю длину предложения, и я создаю музыку. Музыка. Письмо поет. У него приятный ритм, мелодика, гармония. Я использую короткие фразы. И я использую фразы средней длины.

А иногда, когда я уверен, что читатель отдохнул, я увлеку его фразой подлиннее, фразой, полной энергии с барабанной дробью, с ударами тарелок, со звуками, которые говорят: послушай – это что-то важное».

– Сделайте вывод: что рекомендует использовать журналист для создания хороших, легковоспринимаемых текстов? Запишите этот вывод себе в карту.

(Писать нужно, комбинируя длинные, средние и короткие предложения.)

V. Самостоятельная работа

Напишите сочинение из 12–16 предложений (5–7 минут) на тему «Речевое поведение как часть имиджа».

– При написании своего сочинения помните о разнообразии СК и о необходимости соблюдения речевых норм.

VI. Проверка и анализ

– Теперь обменяйтесь своими работами, прочтите сочинения друг друга.

– Интересно ли было читать сочинение? Как воспринимался текст? Почему? Какие конструкции использовались? Оцените сочинение.

VII. Сохраните вашу рабочую карту и используйте в будущем при написании сочинений.

Напоследок послушайте высказывание Вильгельма Либкнехта: «Ясность языка – результат ясного мышления, а ясная мысль неизбежно обуславливает ясную форму».

И.В. МОТОРКОВА,
г. Краснокаменск,
Читинская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru