Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2009

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

5–6-е классы

«Перевертыши» при изучении морфологии

Материалы о палиндромах публиковались в газете «Русский язык» неоднократно. В основном речь идет о заданиях для олимпиад или внеурочных занятий: предлагается вспомнить и придумать слова или предложения, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Однако палиндромы могут стать хорошим подспорьем и на обычных уроках – например, при повторении кратких прилагательных в конце 5-го или начале 6-го класса.

Ученики получают карточки с упражнением и работают в них. На доске записаны те же палиндромы с пропусками – их заполним при проверке работы.

Начнем с чтения небольшого текста. Он взят, как и примеры палиндромов, из чудесной книги «Арбуз у зубра», составители А.Вест, Д.Герасимова, «Розовый жираф», 2009. (При желании этот текст можно превратить в отдельное упражнение, пропустив в нем буквы в безударных корнях.) Ответим на вопросы.

Приглядитесь к словам тут, ага, оно… Заметили? Все они читаются одинаково в обе стороны. Такие слова называются палиндромами (в переводе с греческого – «бегущий вспять»). На Руси их называли «перевертышами» или «рачьими стихами». Вот пример некоторых палиндромов. Прочитайте их слева направо и справа налево: «Тропа на порт», «Арбуз у зубра», «Тонет енот».

Пригл_дитесь к словам «тут», «ага», «оно»… Заметили? Все они ч_таются од_наково в обе стор_ны. Такие слова называются палиндромами (в переводе с греческого – «б_гущий вспять»). На Руси их называли «перевертышами» или «рачьими ст_хами». Вот пример некоторых палиндромов. Проч_тайте их слева направо и справа налево: «Тропа на порт», «Арбуз у зубра», «Тонет енот».

• Какие слова и предложения называют палиндромами?

• Почему палиндромы получили на Руси название перевертышей, рачьих стихов?

• Придумайте и запишите слова, которые читаются или пишутся одинаково в обе стороны, например дед.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Восстановим палиндромы. (Если задача окажется сложной, можно подсказать количество букв в пропущенных словах.)

Впишите в данные ниже палиндромы краткие прилагательные:

1. А собака _____________________________.

2. Хил ворон, а норов ____________________.

3. Коту _____________________ и шорох уток.

4. _________________________________ хлеб.

5. __________________________________ суп.

Правильный ответ: 1) А собака боса; 2) Хил ворон, а норов лих; 3) Коту хорош и шорох уток; 4) Бел хлеб; 5) Пуст суп.

В перевертышах чаще всего есть центр, точка поворота, после которой слова читаются наоборот. Такой «осью симметрии» может быть и буква, как в 4-м и 5-м примерах, и союз или частица, как во 2-м и 3-м предложениях. Обратим на это внимание учеников перед выполнением задания.

После того как палиндромы восстановлены и проверены, вспомним, к какой части речи относятся слова боса, хил, лих, хорош, бел, пуст, почему краткие прилагательные получили такое название, чем они отличаются от полных; запишем к каждому краткому прилагательному его начальную форму; подчеркнем основы в предложениях; выполним морфологический разбор одного из кратких прилагательных.

В качестве домашнего задания предложим классу еще один перевертень, в который надо вписать два пропущенных существительных: первое обозначает героя, совершающего действие, второе – героя, который это действие претерпевает.

Восстановите палиндром. К словам с безударными гласными в корне запишите проверочные.

_________ __________ на мосту пилил.

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

2. Какие морфологические признаки совпадают, а какие различаются у второго и третьего существительного? Ответ запишите.

3. Сколько морфем не входит в основу глагола пилил? Покажите графически и поясните свой ответ.

Необычная форма и веселое содержание палиндромов часто вызывают улыбку и оживляют скучные уроки повторения или подготовки к контрольной работе. Предложим ученикам такое упражнение.

Перед вами палиндромы. Восстановите пропущенные слова (каждой черточке соответствует одна буква).

1. Лапоть __ __ __ __ __.

2. Я __ __ змея.

3. И пиши __ __ __ __ __.

4. Лира __ __ __ __ __ а лев __ __ __ __ __.

Правильный ответ: 1) Лапоть топал; 2) Я ем змея; 3) И пиши, и шипи; 4) Лира цвела, а лев царил. (Заметим, что в двух последних предложениях пропущены не только слова, но и запятые.)

Выполним задания (их, распечатанные заранее, получает каждый ученик). Класс делится на команды. Каждая вытягивает свой номер и работает только с одним палиндромом: в течение 10 минут готовит устный ответ на вопросы, оформляет запись на доске и в тетради. Команды выступают по очереди.

Палиндром 1. К какой части речи относится пропущенное слово? Сколько в нем морфем? Какими морфологическими признаками оно обладает? В других палиндромах найдите слово, которое отличается от него только одним морфологическим признаком. (Топал 1-е спр. – царил 2-е спр.)

Палиндром 2. Чего больше в этом перевертыше: букв или звуков? Почему? Поясните свой ответ. Дайте характеристику звуку, который повторяется в предложении чаще всего. Выполните фонетический разбор местоимения.

Палиндром 3. Охарактеризуйте данное предложение по цели высказывания. Можно ли назвать его распространенным? Почему? Верно ли утверждение, что внутри этого предложения пропущена запятая? Поясните свой ответ. Придумайте и запишите предложение, в котором нет ни одной запятой, хотя есть два союза и. В составленном предложении подчеркните главные и второстепенные члены. (Вскопал землю и посадил кабачки и капусту.)

Палиндром 4. Спишите палиндром, поставив пропущенную запятую. Выполните синтаксический разбор предложения и нарисуйте его схему. Верно ли утверждение, что сказуемые выражены глаголами 1-го спряжения? Поясните свой ответ. Выполните фонетический разбор слова лев.

Домашнее задание

Если интерес к палиндромам не пропал, то домашним заданием может стать одно из следующих упражнений:

1. У поэта С.Кирсанова есть стихотворение о лесе, которое заканчивается так: «Хорошо. Шорох. Утро во рту. И клей елки течет». Поэт записал эти слова в четыре стиха таким образом:

Хорошо. Шорох.

Утро во рту.

И клей елки

Течет.

• Объясните, по какому принципу действовал поэт.

• Попытайтесь догадаться, как называется стихотворение, если известно, что в названии всего два слова: одно из них указывает на содержание, а другое – на то, каким образом написано стихотворение. (Каждая строчка представляет собой палиндром, е и ё в данном случае не различаются. Стихотворение называется «Лесной перевертень».)

2. Вставьте пропущенные буквы и одну запятую. Выполните задания после текста.

История перевертышей восход_т к античност_. Впервые они по_вились на амфорах вазах и других предметах сф_рической формы. Такую надпись можно было прочесть, пов_рачивая сосуд в любую сторону. Палиндромы над_ляли м_гической силой и поэтому писали на п_рталах домов, чтобы отпугнуть злые силы, на источниках, чтобы вода всегда ост_валась з_ркально ч_стой, на надгробьях, потому что вер_ли в повт_рение жизн_ за порогом смерт_.

Разбейте текст на абзацы.

• Подчеркните грамматическую основу и однородные члены в предложении с пропущенной запятой.

• Выполните морфологический разбор глагола восход_т.

• Над существительными в В.п. укажите склонение.

• Выпишите слова с пропуском буквы в корне. Выделите орфограмму. Подберите проверку.

• Запишите синонимы к словам сф_рический, п_ртал. (Проверьте себя по толковому словарю.)

А.В. ВОЛКОВА,
школа № 57,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru