Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2009

ДАТЫ И СОБЫТИЯ

 

28 августа – 110 лет со дня рождения
Андрея Платонова

110-летие Андрея Платонова отмечено выходом в свет первых трех томов первого полного собрания его сочинений.

Издатель восьмитомника – «Время». Составитель – Наталья Корниенко, член-корреспондент РАН, ведущий исследователь и биограф Платонова. (У истоков работы над этим собранием стояли дочь писателя, Мария Андреевна Платонова, и его внук Антон Мартыненко.) Некоторые тексты публикуются впервые. Издание текстологически выверено, снабжено обстоятельным (в ряде случаев – научным) комментарием и очерком жизни и творчества Платонова.

Первые три тома – «Усомнившийся Макар» (стихи и ранние рассказы), «Эфирный тракт» (повести второй половины 1920-х), «Чевенгур», «Котлован».

За этими томами последуют «Счастливая Москва» (проза 1930-х), «Сухой хлеб» (рассказы для детей и сказки), «Смерти нет!» (тексты 1941–1945 гг.), «Дураки на периферии» (пьесы и сценарии), «Фабрика литературы» (критика и публицистика).

Платоновский восьмитомник «Времени» откроет эссе Андрея Битова, который пишет о попытках «разгадать, как, упростив словарь… до пещерной (в платоновском смысле слова) простоты, Платонов повергает нас в столь глубокие философские смыслы.

Без Советской власти тут никак. Искренняя попытка понять порождает бессвязность речи – эта бессвязность порождает стиль – стиль порождает авторскую речь – она прививается к языку как к дичку… И язык – жив! Так что и без автора тут никак. Круговорот слова в океане речи. <…>

Платонов не столько писал, сколько пытался написать правду как он ее видел, и эта попытка, прорывая текст, шла все дальше, все менее выражаясь, зато все более отражая реальность более непостижимую, чем замысел, порождая то чудо, которое уже можно называть искусством.

Платонов рискнул не уметь писать (Лев Толстой это пробовал)».

20 сентября в Москве состоялась международная конференция платоноведов, в конце сентября в серии «ЖЗЛ» выйдет книга Натальи Корниенко «Андрей Платонов», в осенних афишах Москвы – Платоновский театральный фестиваль.

Но первое полное собрание сочинений – все же главное событие юбилея.

По материалам «Новой газеты»,
№ 93, 2009 год

 


Многие исследователи пытаются разгадать тайну языка А.Платонова, тайну его творчества, секреты его удивительного стиля.

Вот, например, размышления Г.Красухина, которые включены в тренировочные материалы по подготовке к ЕГЭ.

(1) Пожалуй, ни в одном из художественных миров XX века так не стянуты в новое единство трагическая и смеховая традиции национальной культуры, как у Платонова. (2) Трагическое и комическое – это родные сестры, некое множественное тождество самого искореженного мира. (3) Своеобразной «смеховой работой» Платонов нагружает почти всех своих героев. (4) В диалогах, что организуют эти герои, в буквальном смысле искрится юмор народного языка, переваривающий в своей стихии глобальные мировоззренческие идеологии XX века, превращая их в шлак. (5) Юмор – в самом языке, в соединении совершенно различных лексических и синтаксических пластов, стилей. (6) Герои Платонова боятся говорить, ибо, как только они прерывают более естественное для них молчание, они сразу попадают в стихию шутовского сказа, гротеска, перевернутости и абсурда. (7) Наложение комизма сюжета на комизм языка вызывает двойной эффект. (8) Нам не только смешно и жалко, но чаще – страшно, больно от этой логики, выражающей фантасмагоричность самой жизни. (9) Мир как событие своеобразно фиксируется на уровне фразы, абзаца, главы. (10) Любимая синтаксическая конструкция Платонова – сложноподчиненное предложение с избыточным употреблением союзов «потому что», «чтобы», «так как», «дабы».

(По Г.Красухину)

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru