Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2009

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

9-й класс

Дорога к Деду Морозу.
От изложения к сочинению

Готовя девятиклассников к сжатому изложению, мы помним, конечно, что в основе всякой грамотной трансформации текста – понимание текста и его структуры. Поскольку сжатию обычно подвергается рассуждение, нужно, чтобы ученик прежде всего умел выделять основные его элементы – тезисы и доказательства, тогда он сумеет и сократить текст, оставив только основные мысли и указав связи между ними, и расширить, дополнив необходимыми аргументами, примерами и пояснениями. И если именно так видит свою задачу учитель, для него не лишним окажется текст, позволяющий проанализировать один из вариантов структуры рассуждения и предложить ряд полезных заданий.

Миф и сказка

Сейчас для большинства людей слово «миф» синонимично слову «сказка». Многие мифы говорили о происхождении мира или его части: горы или моря, растения или животного, орудия или обычая. Нечто похожее можно обнаружить и в сказках, в частности, сказки о животных нередко сохраняют объясняющую концовку и имеют характерные названия, например «Почему у зайца короткий хвост»

Но разница между мифом и сказкой очень существенна. Миф был наисерьезнейшей вещью – способом осмысления и объяснения мира. Он воспринимался как правда, более того – как истина. Сказка, в отличие от мифа, создается и воспринимается как «неправда», «побасенка» и рассказывается для развлечения слушателей. Если миф почти всегда связан с определенной местностью, то действие сказки происходит в «некотором царстве, в некотором государстве». События мифа имеют значение для всего мироздания – события сказки изменяют только судьбу ее персонажей. И, наконец, еще одно отличие, особенно важное для истории словесного искусства: миф разыгрывали в ритуале или передавали устно,и суть его не зависела от формы передачи; сказка же имела смысл, только если была хорошо рассказана.

(165 слов) (По В.Николаенко).

Этот текст, по которому обычно наши девятиклассники пишут изложение в начале учебного года, мало пригоден для сжатия – мысли в нем и так сформулированы почти конспективно, – но зато очень удобен для анализа, который и стоит провести перед тем, как ученики займутся письменным пересказом.

В беседе, где, в зависимости от подготовленности класса, ведущую роль могут сыграть и ученики, и учитель, выясняется, что текст представляет собой сравнение двух понятий, между которыми есть общее, но которые нельзя смешивать, потому что различия между ними существенны. Сначала называется общее, а потом находятся различия. Спросим, сколько существенных различий названо в тексте (разумеется, их четыре), считает ли автор их равными по значению (нет, последнее выделено как самое важное); все ли мысли проиллюстрированы примерами (нет, пример только один – название «объясняющей» сказки в первой части).

Обратим внимание на то, какие языковые средства здесь использованы.

В первой части, где речь идет о сходстве, есть выражение «нечто похожее можно обнаружить и…».

Вторая часть открывается противительным союзом. Далее называются различия, причем языковые средства для их выражения не повторяются. Если все утверждения о мифе обозначим 1, а утверждения о сказке – 2, то схематически вторую часть можно изобразить так:

1.2 (в отличие от…).

Если 1, то 2. (сложноподчиненное предложение с союзом «если – то»)

1 – 2. (бессоюзное предложение).

И, наконец,... (вводное слово, указывающее на то, что дальше следует последний элемент перечня), 1, 2 же… (сложносочиненное предложение с противительным союзом «же»).

Не беда, что ученики еще не знакомы с классификацией сложных предложений; учитель сам решит, полезно девятиклассникам услышать термины, которые будут освоены позднее, или это только запутает учеников и отвлечет от главного.

Схемы в процессе беседы можно изобразить на доске и в тетрадях.

Беседа и письменная работа обычно укладываются вместе в один урок.

Когда изложения проверены, удачи отмечены, а недочеты и ошибки обсуждены и осознаны, работа над текстом продолжается.

На дом ученики получают одно из двух заданий: 1) расширить исходный текст, дополнив его необходимыми примерами и пояснениями; 2) написать собственное сочинение на любую тему, но по изучаемой схеме, то есть сравнить два понятия, предмета, явления, назвав и общее между ними, и существенные различия (еще одно замечание: мы настоятельно советуем детям не употреблять существительное «сходство» во множественном числе, хотя словари такого запрета не содержат).

В заключение покажем примеры удачного выполнения заданий (работы учениц ЦО № 57 г. Москвы Елизаветы Васильевой и Юлии Кухаренко данные даются в сокращении).

1. Сейчас для большинства людей слово «миф» синонимично слову «сказка». Многие мифы говорили о происхождении мира или его части: горы или моря, растения или животного, орудия или обычая. Например, скандинавские мифы рассказывают, что весь мир произошел из частей тела, пота и крови великана Имира. Нечто похожее можно обнаружить и в сказках, в частности сказки о животных нередко сохраняют объясняющую концовку и имеют характерные названия, например «Почему у зайца короткий хвост».

<…> Если миф почти всегда связан с определенной местностью (например, места в рассказах о подвигах Геракла всегда точно указаны, каждый подвиг совершается в новом месте: удушение Немейского льва – недалеко от города Немеи, укрощение Эриманфского быка – на горе Эриманф и так далее), то действие сказки происходит «в некотором царстве, в некотором государстве». События мифа имеют значение для всего мироздания (Прометей открывает для человечества огонь, а ссора между Герой, Афиной и Афродитой приводит к такой катастрофе, как Троянская война), а события сказки изменяют только судьбу ее персонажей. <…>

Дед Мороз и Санта-Клаус

Сейчас многие принимают Деда Мороза и Санта-Клауса за одно лицо. У них одинаковая задача – дарить детям на Новый год и Рождество подарки, и внешне они очень похожи. Однако два этих новогодних персонажа очень сильно отличаются.

Дед Мороз – русский герой, в Санта-Клауса же верят дети в Англии и в Америке.

Происхождение Деда Мороза связано с персонажем восточнославянской мифологии – духом холода, Трескуном, или, как его ещё называют, Студенцом. Прототипом же Санта-Клауса является реально живший в IV веке человек – святитель Николай, архиепископ Мирликийский.

Множество различий имеется во внешнем виде Деда Мороза и Санта-Клауса. Дед Мороз одет в отороченную лебединым пухом шубу до пят, меховую шапку, тёплые варежки, белые валенки, у него длинная, до пояса, серебристая борода, в руке он держит посох. А на Санта-Клаусе – короткая куртка с кожаным ремнем на поясе, красные штаны, колпак с помпоном, перчатки, черные сапоги, у него на носу очки, во рту – трубка, и борода его гораздо короче, чем у Деда Мороза.

Если Санта-Клаус передвигается в оленьей упряжке по небу, то Дед Мороз ходит пешком или же едет в санях, запряженных тройкой лошадей.

Санта-Клаусу помогают эльфы – деда Мороза сопровождает его внучка, Снегурочка.

В отличие от Санта-Клауса, который, тихо спускаясь по трубе, раскладывает подарки в стоящие у камина башмаки и чулки, Дед Мороз оставляет подарки под ёлкой.

Н.А. ШАПИРО,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru