Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2010

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

9-й класс

 

В течение четырех лет девятиклассники занимались риторикой (учебник под ред. Т.А.Ладыженской) и русской словесностью (учебник Р.И. Альбетковой). Обучение по этим предметам рассчитано на пять лет. Урок проводился как обобщающий с целью проверить уровень подготовки учеников за два последних года.

 

Интеллектуальная игра “Умники и умницы”

Цель урока: Проверка уровня подготовки учащихся; развитие логического и образного мышления, воспитание коммуникативности; оценка умения владеть различными средствами выражения мысли, умения пользоваться этикетными средствами во время выступления.

I. Приветствие учителя

Учитель называет тему урока и его цель, представляет высокий ареопаг (судьи, секретарь) и помощников ведущего, знакомит присутствующих с агонистами.

II. Пролог

А. Как правильно?

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Ас_амблея, пр_ор_тет, к_м_уникация, газ_фикация, п_лисадник, ак_омпан_мент.

1. Господин оказался знакомым девушки и когда двинулся автобус сказал ей несколько слов чрезвычайно почтительно. 2. Хаджи Мурат сел и сказал что если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско то он ручается что поднимет весь Дагестан.

Б. Конкурс красноречия.

Произнесите похвальную речь Слову. Время – 40 секунд (тема может быть другой).

Ареопаг подводит итог за два конкурса. Победителю дается право первым выбрать дорожку. Три дорожки: красная – 2 шага, желтая – 3 шага, зеленая – 4 шага. На красной дорожке ошибаться нельзя, на желтой можно ошибаться один раз, на зеленой – два раза. Если агонист ошибается на красной дорожке, ему дается право ответить на три блиц вопроса – (на обдумывание одного вопроса дается 10 секунд).

По данным ниже вопросам проводится три агона. Первый агон начинается с зеленой дорожки. Если агонисты ошибаются в ответах, то дать правильный ответ могут теоретики. Если кто-то из агонистов заканчивает игру раньше времени победой, то неразыгранные вопросы задаются теоретикам.

Вопросы для блиц-опроса:

1. Есть ли удвоенные согласные в слове искусный?

2. Сколько звуков в слове лью?

3. Назовите автора самого известного современного толкового словаря.

4. Что изучает наука этимология?

5. Назовите синоним к слову антитеза.

6. Назовите фразеологизмы со словом голова.

III. Агоны. Вопросы к агонистам.

1. Вспомните кадры из кинокомедии “Джентльмены удачи”, когда герой Е.Леонова в качестве дублера Доцента впервые появляется в тюремной камере. Охарактеризуйте его речь. Ключевыми словами в этом эпизоде стали: “Канай отсюда!”. Уместны ли они? (Речь Доцента основана на жаргонной лексике, в ней встречаются слова-паразиты. Но только такая речь может быть уместна для героя в данной ситуации. Доцента не признали бы за своего.)

2. Поэт екатерининской эпохи В.Майков (1728–1778) в своей поэме “Елисей, или Раздраженный Вакх” дает такое описание “жестокой битвы”:

И се настал уже жестокой битвы час…
И с пыли облака густые вверх виются,
Удары громкие по рожам раздаются,
Лиется из носов кровавая река,
Побои чувствуют и спины и бока,
И от ударов всех исходят разны звоны;
Разносятся везде пощечин миллионы…

В рассказе В.Пьецуха “Центрально-Ермолаевская война” читаем: “Очистив деревню от неприятеля, ермолаевские вернулись в клуб подсчитать потери. Собственно, потери были исключительно материальные, если не принимать во внимание ссадины, шишки и синяки…”.

Как называется данный жанр? С какой целью им пользуется автор?

(Этот жанр называется бурлеск. Это одно из средств художественной изобразительности, оно основано на несоответствии между темой произведения и стилистической окраской ее языкового выражения. С помощью бурлеска достигается комический эффект.)

3. В 1846 году вышли “Сочинения казака Луганского”. Кто такой казак Луганский? Каков его вклад в русское языкознание? (Это В.И. Даль.)

4. Какие фигуры речи использует Э.Багрицкий в своем стихотворении? (Анафора, эпифора.)

Над нами гремят трубачи молодые,
Над нами восходят созвездья чужие,
Над нами чужие знамена шумят…
Чуть ветер,
Чуть север –
Срывайся за ними,
Неситесь за ними,
Гонитесь за ними,
Катитесь в полях,
Запевайте в степях!

5. Знаете ли вы памятник, связанный с историей русской письменности? Кому поставлен памятник? Где? С каким событием он связан? (Памятник поставлен Кириллу и Мефодию в Москве в 1992 году.)

6. Как называются выделенные слова из стихотворения В.Маяковского?

Прямо
           Перед мордой
                                 Пролетает вечность –
Бесконечночасый распустила хвост.
Перья – облака,
                                 Закат расканарейте!

(Эти слова называются окказионализмами или авторскими неологизмами.)

7. Назовите известных вам риторов. Кратко охарактеризуйте их вклад в ораторское искусство. (Исократ, Демосфен, Цицерон, Квинтилиан, Дион, Хризостон.)

8. В чем особенность этого стихотворения Н.Гумилева? Кому оно посвящено?

Ангел лег у края небосклона,
Наклоняясь, удивляясь безднам.
Новый мир был темным и беззвездным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона.
Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.
Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.

(По начальным буквам строк можно определить, кому посвящается стихотворение. Н.Гумилев посвятил Анне Ахматовой это стихотворение.)

IV. Эпилог

Вопросы к теоретикам

Анна Ахматова
и Николай Гумилев с сыном. 1915 год

1. “Заговори, чтобы я тебя увидел”. Кому принадлежат эти слова? Каков их смысл? (Сократ.)

2. Во время научного доклада из зала может раздаться возглас: “Регламент!”. Что это означает? А что означает вопрос: “А вам не кажется, что…?”, задаваемый после доклада в прениях? Какие речевые жанры скрываются за этими репликами? Что хочет сказать ими говорящий? (Возглас: “Регламент!”, раздавшийся во время доклада, – это попытка прервать докладчика, т.е., по сути, “хватит”, “время вышло”. А вопрос: “А вам не кажется, что…” – вовсе не вопрос, а деликатная форма возражения.)

3. Представьте себе следующий диалог.

– Вы будете кофе или чай?

– А вы?

Почему собеседник отвечает вопросом на вопрос? Что скрывается за его нежеланием ответить сразу и прямо? (Такой ответ, скорее всего, из деликатности: гость не желает доставлять хозяевам лишних хлопот и готов подстроиться под их предпочтения. Хотя лучше было бы ответить по существу, но вежливо, например, так: “Я бы предпочел чай…”.)

4. Что такое риторические фигуры? Назовите их. Для чего они служат? (Риторические фигуры: риторический вопрос, восклицание, обращение, сравнение, антитеза. Они усиливают выразительность речи, нужны, чтобы речь стала более запоминающейся, убедительной, занимательной.)

5. “Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной “глубокой мысли” дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами”, – писал известный оратор и блестящий лектор Кони. О чем речь? (Речь идет о цитате.)

V. Заключительный этап урока

Учитель благодарит всех за игру. Победителям вручаются призы.

Литература

1. Риторика: 8-й класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: ООО “С-инфо”; ООО “Баласс”, 1998. 192 с.: илл.

2. Риторика: 9-й класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. М..: ООО “С-инфо”; ООО “Баласс”, 2002. 272 с.: илл.

3. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. 320 с.: илл., 8 л. Цв. вкл.

4. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2000. 304 с.: илл., 8 л. Цв. вкл.

5. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. 3-е изд. Перераб. и доп. / гл. ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 2002. 704 с.: илл.

Л.В. СЛЕПЧЕНКО,
школа №1,
г. Олёкминск,
Республика Саха
(Якутия)

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru