Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2010

ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

Даниил ФИБИХ

 

Дневник гимназиста. IV класс — 1914 год

2-я мужская гимназия. 1913 г. (ГАПО)

14 мая. Совершенно забросил писать. Отчасти лень, отчасти нечего и передавать. Имею две переэкзаменовки, несмотря на все мои старания избежать их, по алгебре и по французскому. Первый экзамен 22-го мая, письменный русский. Последний – 3-го июня – история. С Шурой опять дружен, но не так все-таки, как прежде: мы с ним товарищи, а не друзья. 15-го приезжает мама с братом, который будет держать экзамен в первый класс гимназии.

26 мая, понедельник. Самый трудный экзамен – латынь – сошел благополучно. Я отвечал на “4”, но получил, как всегда бывает со мной, “3”. Думаю, что по настоянию немца, который не любит меня. Мама уехала ночью 24-го как раз перед экзаменом. Перед этим я сказал ей, что мне очень хотелось бы узнать тот билет, который я выну. Мама отправилась к хироманту, и тот сказал что-то туманное, из чего мама вывела, что он назначил № 19 и 23. Впрочем, до этого еще у меня было предчувствие, что я выну между 19 и 24. Действительно, мне достался 23 билет. Теперь остались русский, немецкий и история. Адя держал в 1-ую гимназию, но не попал. В конкурсе получил всего 18, а для принятия надо 20. Теперь я вздохнул свободно. При мысли о том, что самый трудный экзамен сошел благополучно. Опасаюсь еще русского и немецкого. Здесь экзаменаторы – учителя, меня не любящие, боюсь, как бы не срезали. А тогда я остаюсь на второй год.

С Шуркой решил все порвать. Главная причина, конечно, та, что я теперь убедился, что все мои стремления пропали даром, и он по-прежнему курящий, пьющий и безобразничающий мальчишка. А от таких людей я инстинктивно стараюсь держаться подальше. Меня могут спросить, почему я не могу быть просто его товарищем, вместо того, чтобы стараться разорвать с ним дружеские отношения? Дело в том, что я еще продолжаю слишком любить его, чтобы довольствоваться половинной долей. Или быть его другом, или перестать быть знакомым с ним. А так как я его другом не могу быть, то должен избрать второе. За последнее время он подружился с Витькой Никоновичем. Что он нашел привлекательного в этом пошлом, недалеком субъекте, я не знаю. Впрочем, Никонович как раз подходит к характеру Шурки: пьющий, курящий… и т.д.

За последнее время схожусь с Даниловым. Мама с ним познакомилась, когда он заходил ко мне перед экзаменом.

Задания и вопросы

1. В этом отрывке гимназист IV класса говорит об экзаменах. Что вы знаете о том, как было устроено образование в то время? Вспомните произведения, в которых рассказывается об учебе в дореволюционное время, и напишите небольшое сочинение об учебной жизни гимназистов.

Можно эту тему разработать в виде проекта (презентации), начав с подбора литературы. При изучении вопроса можно будет сравнить разные образовательные системы, выявить их достоинства и недостатки. Эту работу удобно проводить по группам, а при объединении информации выводы делать сообща. Обсуждение обычно сопряжено с дискуссией, в результате которой выявляются пристрастия участников. Итогом работы могут стать предложения по улучшению (изменению) современной системы образования.

2. Есть ли (и если есть, то какие) приметы, связанные с экзаменами, у современных школьников?

3. Составьте словарные статьи для слов хиромант и пошлый. Приведите словосочетания, в которых они могут употребляться.

4. С Шуркой решили все порвать. Как вы понимаете значение слов порвать с Шуркой? А можно ли сказать: с ним все порвать?

5. Раскройте значение глагола сре'зать во фразе как бы не срезали. Какую стилистическую окраску имеет это слово?

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru