Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2010

Я ИДУ НА УРОК

 

Диалог с текстом. Работа над частью “C”

 

Не бывает никогда ни у кого, чтобы было
легко писать, чтобы “лилось из-под пера”.
Писать всегда трудно, и чем труднее, тем
лучше выходит.

Л.Н. Толстой

Когда-то Карл Брюллов сказал: “Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть”. “Чуть-чуть” – это тончайшие оттенки света, линии – у художника; в литературе – то же самое. “Чуть-чуть” – это выбор единственно нужного слова. Л.Н. Толстой считал, что искусство писателя выражается в том, чтобы “находить единственно нужное размещение единственно нужных слов”.

Задача филолога – формировать у школьников умение вести диалог с текстом (см. М.М. Бахтин, “Эстетика словесного творчества”: “Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться… В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, руками, душой, духом, губами, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань человеческой жизни”).

Диалог с текстом предполагает творческую деятельность читателя, направленную на понимание авторского замысла. Порой, прочитав первую фразу, мы думаем: что же дальше, каким будет воплощение авторской мысли? Как у А.А. Ахматовой:

Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово.

Безусловно, цель преподавателя – научить школьников рассматривать лингвистический, речеведческий и стилистический аспекты анализа текста так, чтобы учащиеся смогли интерпретировать читаемый текст, создавая на его основе собственное высказывание.

Интерпретирование текста позволяет судить об уровне интеллектуального развития обучаемого, общей культуре, личной позиции, умении вступать в диалог с автором, особенно если их позиции не совпадают. Конечно, прежде всего надо учить о сложном говорить просто, но интересно и научно, серьезно, но с небольшой долей иронии, чтобы юноша или девушка почувствовали свою состоятельность, но в то же время ощутили необходимость выполнения того, что неизбежно (сдачи экзамена), – в конце концов результат их обязательно порадует.

Средний балл по русскому языку у моих выпускников – 4,8 (100 баллов получили в 2009 году 3 человека), но за всем этим – великий труд (и мой, и детей): одну и ту же рецензию я просила переписывать по нескольку раз!.. (Надо помнить: ученик – человек, личность, а не машина; стоит почаще перечитывать В.В. Вересаева:

– Мама, ты меня любишь?

– Когда ты хорошо себя ведешь – да. Когда плохо – нет.

Ребенок вздыхает:

– А я тебя всегда люблю.)

Как и многие, я обычно начинаю урок с “интересного”, с текста, который содержит мораль и станет предметом нашего анализа. Предложите своим ученикам поразмышлять над таким текстом.

1. Древние греки говорили, что человек должен 8 часов работать, 8 часов отдыхать, 8 часов спать.

2. Наполеон утверждал: “Четыре часа спит мужчина, пять – женщина, больше – идиот” (Подразумевается слабый, безвольный человек, поступающий себе во вред.)

Цель: кроме содержательной стороны, вступив в диалог с авторами, путем эвристики увидеть:

– как соотносятся по смыслу эти высказывания;

– каково синтаксическое строение каждой фразы;

– что представляют собой однородные члены (контекстуальные синонимы или антонимы);

– какая преобладает лексика: высокая, нейтральная, сниженная;

– какова роль неполных предложений в афоризме Наполеона;

– что можно сказать о характере авторов высказываний (в первом продемонстрирована классическая разумная греческая ментальность; наполеоновский афоризм дышит индивидуализмом, парадоксальностью, не допускающей возражений).

Из малого рождается большое, а потому необходима четкая система подготовки к сочинению-рассуждению по технологии ЕГЭ. Для этого уже с 8-го класса каждый ученик получает лингвистический портфель – рабочие материалы:

– табличка 1 (тропы и фигуры с примерами);

– табличка 2 (стили речи);

– табличка 3 (типы речи);

– список моральных критериев личности: честь, достоинство, нравственность, милосердие… (толкование дается по словарю В.И. Даля);

– определение жанров сочинения (рецензия, эссе);

– сведения о парцелляции как виде экспрессивного синтаксиса;

– варианты начала и финала сочинения-рассуждения;

– сведения о дифференциации лексики;

– примеры различных видов редактирования грамматических и речевых ошибок. (К 10-му классу уже не пишут: автор использует, затрагивает тему или касается темы, так как полушутя-полусерьезно поняли: используют что-то или кого-то; коснулись – и мимо, нет глубины проникновения в содержание; затронуть за живое – идиома);

– варианты речевых клише, с помощью которых дается комментарий к информации;

– Программа комплексной работы с текстом (примерные вопросы и задания) (Пособие Т.М. Пахновой. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9–11-е классы. М.: Просвещение, 1997).

Это не значит, что все сразу обрушивается на подростка, напротив, постепенно, но планомерно идет процесс актуализации известного и практической обработки узнанного.

Так, работая над изобразительно-выразительными средствами, имеет смысл регулярно проводить терминологические диктанты и лабораторные занятия, чтобы дети научились различать тропы и фигуры речи, причем начинать следует с привычного, с того, что на слуху (например, сине'кдоха: часть вместо целого = сущ. ед.ч. вместо сущ. мн. ч.: доброе слово, магазин готового платья и т.д.).

Особенно велика при анализе текста роль словарей! Проводя семинар, посвященный выдающимся русским лингвистам, обратимся во время практикума после доклада о В.И. Дале к фрагменту стихотворения Беллы Ахмадулиной:

Заслышав зов, уйду, пред утром непосильным,
в угодия твои, четырехтомный Даль.
Отчизны языка всеведущий спаситель,
Прощенье ниспошли и утешенье дай.

Эта уникальная строфа – подарок для анализа. “Одическая рать” прославляет словарь В.И. Даля, но как! Задаю вопрос ученикам:

А далее это обращение-метонимия уточняется, конкретизируется: кто же В.И. Даль для русского языка и всего русского вообще? Что значит отчизны языка всеведущий спаситель? Высокая поэтическая лексика в инверсионной конструкции подчеркивает непреходящее значение труда “собирателя слов”.

Отчизна – отечество, родина; родная земля, корень, земля народа; родина в широком смысле.

Всеведущий – “всеведающий” – прозорливый, всезнающий, ведающий.

Спаситель – спасающий, избавитель, благодетель.

Перифраза “отчизны языка” (спаситель) имплицирует словарный состав русского языка, что с великим усердием собирал и объяснял В.И. Даль.

Прощенье ниспошли… Ниспосыла?ть (ниспошли) – посылать, даровать – обычно относится к Богу (см. Школьный словарь устаревших слов русского языка. М.: Просвещение, 1996).

Вместо трепетного, бережного отношения к родной речи сегодня мы часто можем встретить винегрет из непонятных слов, прерываемых междометиями. Думается, прощенье ниспошли – это метафорическое обращение не только к словарю (и к самому В.И. Далю), но и к знаменитым русским лингвистам, чьи имена и чья деятельность обрели жизнь на страницах разных словарей и учебников. Финал (…и утешенье дай), под которым так и хочется поставить “Аминь”, иллюстрирует обеспокоенность поэтессы состоянием русского языка. Утешение, рука помощи в “немой борьбе” нужны каждому, а потому “ода-молитва” Б.Ахмадулиной, как развернутая метафора, расширяет представление и о процессе творчества, и о словесном искусстве, когда “единственно нужные слова” (по Л.Н. Толстому) придают написанному глубокий смысл.

Домашнее задание. Напишите эссе на основе ассоциаций с использованием тропов или фигур речи.

***

В качестве примера тренировочных заданий для определения изобразительно-выразительных средств приводим следующие материалы.

I

Определите, какие тропы и фигуры речи встречаются в приведенных примерах.

1. “Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость…” (А.С. Пушкин).

2. “Жил Петроград в эти январские дни напряженно, взволнованно, бешено…” (А.Н. Толстой).

3. Иль нам с Европой спорить ново?
    Иль русский от побед отвык? (А.С. Пушкин)

4. Прогрызают Арбат.
    Обращаются хижины в прах!
    Только МАЗы храпят и буксуют
    На бывших дворах…
    Наша участь такая –
    Пробивать, прогрызать, прорубать! (Р.Рождественский)

5. “Переводчики часто страдают своеобразным малокровием мозга… Запас синонимов у них скуден до крайности. Лошадь у них только лошадь. Почему не конь, не жеребец, не рысак, не вороной, не скакун? Дворец всегда дворец. Почему не замок, не хоромы, не чертог?”

(К.Чуковский)

6. Уста и губы… Суть их не одна.
    И очи вовсе не гляделки.
    Одним доступна глубина,
    Другим – глубокие тарелки. (А.Дементьев)

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина «COLLETTO BIANCO». Посетив сайт интернет магазина «COLLETTO BIANCO», который располагается по адресу www.CollettoBianco.Com, Вы сможете по выгодной цене купить женский кардиган, мужскую сорочку, галстуки, платья и другую высококачественную одежду из Италии, не покидая кресла за своим компьютером. Удобный рубрикатор сайта интернет магазина «COLLETTO BIANCO» позволит в самые быстрые сроки подобрать одежду, устраивающую Вас по цене, силуэту, составу, размеру и другим характеристикам.

Ключи к блоку I

1. Инверсия, олицетворение, метафорические эпитеты, антитеза.

2. Инверсия, олицетворение, метонимия, ряд однородных членов, градация, умолчание.

3. Параллелизм синтаксических конструкций, анафора, риторический вопрос, инверсия, метонимия, синекдоха.

4. Метафора, олицетворение, гипербола, контекстуальные антонимы, старославянизм, ряд однородных членов, градация, синонимы, анафорическое словообразование (приставка про-), экспрессивный синтаксис, аллитерация.

5. Перифраза, параллелизм синтаксических конструкций, ряды однородных членов, контекстуальные синонимы, риторический вопрос, анафора, сочетание нейтральной и стилистически окрашенной лексики.

6. Именительные темы (представления), нейтральная и стилистически окрашенная лексика (с положительной и отрицательной эмоциональной оценкой), стилистические синонимы, контекстуальные антонимы, антитеза, метонимия, метафора.

II

Бездна смысла открывается при анализе микротекстов, например, такого:

Беспечны, безучастны, беспризорны
Российские безмерные пространства,
Бескрайно и безвыходно просторны,
Безмолвны, безнадежны и бесстрастны. (Игорь Губерман)

Эту строфу можно рассмотреть с разных сторон.

1. Правописание приставок на фонетической основе (словообразовательный аспект), где у приставок без-/бес- значение отсутствия, неимения чего-л. чередуется со значением обилия (безмерные, бескрайно).

2. Грамматика (синтаксис и морфология, где сочетание кратких прилагательных с наречиями создает картину необъятной великой страны, в которой человек – песчинка).

3. Лексический аспект – иллюстрация имплицитной авторской позиции.

4. Анализ изобразительно-выразительных средств; инверсия; ассоциации с ямщицкой тройкой, тоской, одиночеством…

5. Ритмика, стихотворный размер, звуковое оформление.

6. Эмоциональное восприятие (комментарий проблем, аргументация собственного мнения).

Но все-таки не будем забывать о том, что перед нами дети, у которых множество “практически нерешаемых проблем”. Самая главная – кто я, какой я по отношению к миру и окружающим, на что я способен? Юным математикам, например (8-й класс с углубленным изучением математики и физики), я предлагаю для анализа по плану текст, вызывающий стремление (мотивацию) к учению и придающий уверенность – я тоже могу!

(1) Рассказывают, что “основатель современной математики” Гаусс, когда ему было всего три с половиной года, сберег (представьте себе) своему отцу 25 талеров, указав на ошибку в расчетах по платежам. (2) Малыш очень рано проявил недюжинные способности в алгебре и теории чисел: почти все фундаментальные открытия были задуманы юным дарованием в возрасте от 14 до 17 лет.

(3) Паскаль, будучи пытливым, настойчивым и целеустремленным ребенком, сформулировал и доказал более 30 теорем эвклидовой геометрии, прежде чем впервые (!) заглянул в учебник по геометрии. (4) В 15 лет гений опубликовал работу по коническим сечениям, доказал более 100 новых теорем!

(5) “Отец кибернетики” Норберт Винер (трудно поверить) заинтересовался наукой в 5-летнем возрасте, а в 9 лет неугомонный мальчишка учился в одном классе вместе с 18-летними юношами. (6) В 12 лет талантливейший подросток поступил в колледж, а в 14 лет “светилу науки” была присвоена ученая степень.

(7) Вот вам и детишки, вундеркинды-мальчишки, “Платоны и Невтоны” мировые! (“Наука и жизнь”. № 2, 1966, с. 90).

Литература

1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове. М.: АСТ, 2000.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. СПб.: Диамант, 1996.

3. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9–11-е классы. М.: Просвещение, 1997.

4. Радзинский Э. Наполеон. М.: Вагриус, 2002.

5. Рогожникова Р.П., Т.С. Карская. Словарь устаревших русских слов русского языка. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

6. Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993.

7. Тарле Е.В. Наполеон. Избранные сочинения в 4-х томах. Ростов: Феникс, 1994. Т. II.

Л.М. КОРЧАГИНА,
МОУ Гимназия им. Н.Г. Басова
при ВГУ, г. Воронеж

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru