Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2010

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

 

Заметки обыкновенного учителя о необыкновенном учебнике

 

Каков учебник, таково и обучение.
И.Я. Лернер

Наши ученики мечтают о том, чтобы с помощью волшебной палочки можно было выполнять домашние задания. А мы, учителя (признайтесь себе честно), мечтаем о волшебной палочке, которая помогла бы нам в подготовке к урокам. И, представьте себе, у меня теперь такая волшебная палочка есть. Это учебник, разработанный авторским коллективом под руководством академика РАО Г.Г. Граник.

В 2008 году я впервые услышала об этом учебнике. Учебник, в основе которого не отдельные предложения разных авторов, а тексты из произведений художественной литературы – как классической, так и современной; учебник, который учит работать с книгой и радует формой изложения материала; учебник, который говорит с ребенком на доступном языке, – такой учебник не может не привлечь учителя.

Тогда, два года назад, мне предложили вести русский язык и литературу в 5-м классе, начальное обучение в котором проходило не на базе нашей школы, а в школе-саде. (Я не первый раз работаю с детьми, пришедшими в нашу школу впервые только в 5-й класс.) Обсудив ситуацию с родителями, мы пришли к общему мнению: будем учиться по новому учебнику. И не пожалели. Судите сами: в первом триместре 5-го класса у нас было 13 “троечников” по русскому языку, а через год, в первом триместре 6-го класса, – только 4 человека! 1 сентября 2008 года в классе было 28 учеников, теперь их 32. И это благодаря новому учебнику по русскому языку! Последнее прибавление произошло в ноябре 2009 года, уже в шестом классе! Девочка просто не захотела учиться по тому учебнику, который был в ее классе (а мои дети, конечно же, делились своими впечатлениями с другими), и решила поменять его таким способом.

Вы не можете себе представить, как этот учебник облегчил мне жизнь! Он составлен так, что организует весь учебный процесс без особенных затрат времени и сил учителя. О мотивации говорить не приходится – пополнение коллектива это доказывает. Что еще? Задания выстроены таким образом, что учитываются все современные требования к уроку: и личностно-ориентированный подход, и межпредметные связи, и смена роли учителя, и нравственное воспитание учащихся, и повышение их культурного уровня.

Учебник выполняет основные функции: обучение, воспитание, развитие. И все это без дополнительной методической литературы, без мучительных поисков “чего-то интересненького”, без ночных путешествий по Интернету. Вам не нужно размышлять перед каждым уроком, почему введено то или иное задание, зачем оно, какая цель при этом преследуется. Не нужно экспериментировать с технологиями и методами: подойдет или нет? Все продумано авторами, а ваша задача как учителя – прийти на урок и вести его “вслед за учебником”.

Совместная деятельность учителя и учеников на уроке должна быть связана с учебником, который организует весь учебный процесс: все, что происходит на уроке, разворачивается вокруг учебника, подчиняется пониманию и усвоению материала, заложенного в нем. И с этим я полностью согласна.

На уроке осуществляется “беседа” трех участников: учебника, учителя и ученика. При такой работе создаются условия для интеллектуальной активности детей: к ним постоянно обращаются с вопросами и учебник, и учитель. Деятельность учеников протекает по схеме, заданной, выстроенной учебником. Учитель, несомненно, может искать новые формы и средства обучения, но, самое главное, что даже без ваших усилий или без накопленного опыта (в первую очередь это касается молодых специалистов) положительный эффект будет обязательно достигнут.

Рассмотрим одну из самых наболевших проблем – проблему понимания текста.

Проследим, как учебник 5-го класса работает над пониманием текста. Уже во вступительном слове обращается внимание на заголовок, дается песенка-“напоминалка”, акцентирующая внимание на том, что “заголовок – всему голова”. В дальнейшем все заголовки прорабатываются с помощью приема прогнозирования, что способствует созданию проблемной ситуации в начале урока и желанию узнать, кто же был прав. Ребята никогда не смотрят в текст параграфа заранее, а с удовольствием придумывают, отгадывают непрочитанный материал. Мы поощряем все варианты прогноза, даже самые неожиданные, тогда интерес не пропадает. Далее учебник учит работать с оглавлением: дети читают миф о Тесее и Минотавре (и по литературе, и по истории они примерно в это же время знакомятся с древнегреческими мифами). При чтении мифа очень легко включается воображение детей, поэтому они с удовольствием выполняют задание к тексту – пересказ. И все же после задания дается небольшая статья о пересказе и вновь песенка-“напоминалка”.

В следующих параграфах ребятам предлагается повторить то, что они знают о предложении, но работа с заголовком продолжается. Теперь это не только заголовок главы, но и заголовки рассказов Р.М. Коваленко “Букет” и “Рыжик”. Ситуации в них настолько близки детям, что на предложенный вопрос: “А как бы вы озаглавили текст?” – дети дают множество своих вариантов.

Прочитав рассказы, нужно определить главную мысль, и учебник предлагает специальный параграф “О главной мысли”. В одном из рассказов главная мысль сразу ясна, а в другом ее необходимо, подумав, сформулировать самостоятельно. Следующий текст – басня, где, как вы понимаете, ученику потребуется особенно потрудиться в определении главной мысли. На основе трех текстов выполняется одно и то же задание, но различного уровня трудности. Путь от простого к сложному и песенка-“напоминалка” постепенно обучают ребенка непростому делу – поиску смысла, заложенного автором.

А потом начинается работа по синтаксису и пунктуации. Дети читают параграф “Какие бывают предложения”. Закрепление новых синтаксических понятий ведется на уже знакомом и понятом тексте “Рыжик”. Ученик фактически выполняет элементы лингвистического анализа, сам не подозревая этого. При этом авторы продолжают развивать образное мышление и воображение учащихся появляются замечательные образы: синтаксические “гуси” и “матрешки”, “карлики” и “великаны”, наглядно объясняющие строение предложений.

Учебник учит исподволь, не приказывая, а приглашая к сотрудничеству. Он формирует навыки самоконтроля и развивает творческие способности.

Не скрою, что еще одной из причин, способствовавших моему выбору, было отсутствие традиционных для всех УМК сочинений по картинам. Дети этого возраста, как мне кажется, еще не готовы к созерцанию, им ближе движение, занимательные сюжеты, оттого статичные и порой непонятные изображения плохого полиграфического качества, которые нужно не только воспринять, но и – о ужас! – описать, вызывают тоску и отторжение. Вот и получается, что вреда от такой работы больше, чем пользы. Правда, задумалась – а что взамен? А взамен – развитие всех видов воображения, постоянное, а не фрагментарное развитие речи и, как результат, большое количество творческих работ и активное участие во всех творческих конкурсах, филологических олимпиадах и т.п.

После темы “Опасности в сложных предложениях” пятиклассники решили написать сказки про опасные союзы и оформить их как книгу. Получилось! Книгу читали даже старшеклассники.

Приведу только две работы.

“Жили-были союзы опасные и безопасные. Опасные союзы жили отдельно от безопасных. Потому что безопасные союзы боялись опасных. Опасных союзов звали “и, да, или”. Они иногда дружили с запятой, а иногда нет. Они дрались между собой, поэтому их все боялись и начали ограждаться от них пограничными столбами”.

(Юля Алькаева)

“Жили-были союзы, и жили они в далекой стране “Союзо”. В стране было мало городов, да и сама она напоминала город. В “Союзо” было два посёлка: “Безопасноск” и “Опасноск”. В “Безопасноске” жили добрые союзы, которые не могли причинить вреда, а в “Опасноске” жили злые союзы “И”, “Да”, “Или”, которые всем вредили, но их вовремя заметили “Пограничники”.

Если эти союзы появляются на листе, это никого не радует, ведь ребята, которые пишут, могут допустить ошибку. Но добрые “Пограничники” не дают ошибиться. Они ставят свой столб, заставляя детей подумать: “А надо ли здесь ставить запятую?”.

Если и на вашем листе есть опасные союзы, сначала подумайте, прежде чем ставить запятую, а лучше ставьте “пограничный столб”.

Ребята, опасайтесь опасных союзов!

(Настя Тихонова)

Очень любят ребята упражнения на смекалку, так как воспринимают их как игру. Например, в учебнике 5-го класса предлагается такое задание: “Предложения и их части потеряли друг друга. Помогите им объединиться, чтобы получился маленький рассказ из четырех сложных предложений. Два из них будут “гуси”, а остальные “матрешки”” или “Соберите “рассыпанные” предложения. Если вы все сделаете правильно, у вас получатся предложения из рассказа Л.Н. Толстого “Прыжок” (ниже учебник рекомендует прочитать этот рассказ).

Вслед за этими заданиями в учебнике помещен текст Л.Н. Толстого под заголовком “Первый урок Л.Н. Толстого”, в нем нет окончания, раскрывающего главную мысль, какой же урок был получен. Детям предлагается написать ответ самим, а потом сверить с авторским продолжением рассказа (он есть в приложении к учебнику). Для выполнения этого задания требуется особенно внимательное и вдумчивое чтение, но радость, которую испытывают дети, если их ответ близок ответу “самого Толстого”, дорогого стоит. “Я думаю, как Толстой”, – похвалился один мой ученик после этого задания и тут же прибавил: “Наверное, я смогу прочитать “Войну и мир”, а мой брат не смог, сказал маме, что он не понял Толстого”.

Описанное задание является последним в изученном разделе, и, как вы могли заметить, оно вновь требует применения тех умений, которые отрабатывались в начале раздела. Повторяя синтаксис и пунктуацию, получая новые сведения по этой теме, ребенок осваивает приемы работы с текстом, знакомится с новыми произведениями Л.Толстого и других авторов, получает рекомендации по внеклассному чтению – всего и не перечислишь. И все это благодаря учебнику, создающему “сценарий” урока и помогающему и учителю, и ученику стать равноправными участниками этого важного действа, которое мы продолжаем по привычке называть будничным словом “урок”.

В учебнике заложена возможность сближения уроков русского языка и литературы. Он организует внеклассное чтение, чем облегчает родителям задачу развития ребенка без дополнительных консультаций с преподавателем. Приведу рассказ одной мамы. В 6-м классе ряд заданий представляет собой отрывки из романа В.Каверина “Два капитана”. Учебник предлагает прочитать это произведение. Ее сын сначала игнорировал эту просьбу. Но каково же было удивление мамы, когда в ноябре она увидела этот роман у сына на столе. Объяснение было таким: “Я уже столько узнал из этих заданий, что мне стыдно не прочитать книгу полностью. Учебник, наверное, устал мне напоминать об этих героях. Думаю, что это важное произведение, раз столько отрывков из него в учебнике”.

Еще одна отличительная особенность нового учебника: он способен заменить учителя во время болезни или в каких-то непредвиденных ситуациях (отъезд ребенка на санаторно-курортное лечение, карантин в школе, морозные дни и т.д.). В этом году учебник выручил меня во время карантина. Сообщив ребятам по телефону и электронной почте задание, я избежала такой тяжелой ситуации, в которой оказались другие учителя. В этот раз многие ученики сделали даже больше, чем нужно: “Дома скучно, а другие уроки не хотелось делать, вот и прочитали первую часть до конца”. Это ли не высшая оценка труда авторов?!

В заключение хочу показать, насколько соответствует новым стандартам образования рассматриваемый УМК.

Новый стандарт требует от учителя не передачи суммы знаний ученику, а развития его личности на основе освоения способов действия. Ученик должен быть способен к самоорганизации и самоконтролю, уметь применять знания, полученные в школе, в реальных жизненных ситуациях. Главное для учителя – увеличить количество активно работающих на уроке, так как именно работа на уроке формирует определенные компетенции ученика. Урок должен стать развивающим и должен включать много способов деятельности. Только тогда дети не будут бояться изменений в окружающем мире. Достичь результатов можно, лишь изменив цели, содержание уроков и методику преподавания. Вот поэтому и нужны новые учебники, которые в совокупности с определенными технологиями и помогут понять учителю, чему и как учить.

Отметим характерные особенности учебника под ред. Г.Г. Граник: организует проблемный диалог с учеником, обучает правильному типу читательской деятельности, развивает воображение и речь, дает возможность работать творчески; осуществлять самоконтроль и самооценку сразу после выполнения задания, благодаря особому построению текста параграфа и наличию ответов-ключей ко всем заданиям, кроме контрольных. А еще в учебнике есть самоинструкции, благодаря которым ученик осваивает способы действия – своеобразный мостик между знанием правил и грамотностью.

Самое главное – этот учебник нравится детям!

М.А. КУРТЯНИК,
школа № 19,
г. Сызрань,
Самарская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru