Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2010

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Использование мультимедийных презентаций
в учебном процессе

Компьютерные презентации, созданные с помощью программы Microsoft PowerPoint, уже прочно вошли в процесс преподавания различных учебных предметов. Русский язык, разумеется, не стал исключением. Многочисленные образовательные порталы предлагают готовые презентации разной тематики. Однако большинство учителей предпочитают сами создавать мультимедийные материалы.

В данной статье мы не будем рассматривать техническую сторону работы с программой PowerPoint – об этом написано множество книг. Нас будут интересовать наиболее общие требования к созданию презентации и работе с ней в аудитории, связанные с особенностями восприятия информации слушателями.

О чем должен знать учитель, начинающий работу над презентацией?

Мультимедийные презентации – это способ представления информации с помощью компьютерных программ, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание.

Разумеется, в нашем случае речь идет о представлении учебной информации в процессе обучения, что и определяет многие требования, о которых пойдет речь ниже.

Каковы сильные стороны мультимедийных презентаций?

• Компьютерные презентации позволяют сделать учебный материал наглядным и убедительным.

• Облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

• Презентации значительно облегчают показ схем, рисунков.

• При организации структуры занятия презентации могут быть использованы на различных этапах изучения темы.

• Использование анимации активизирует внимание, позволяет передать логику развертывания мысли.

• Есть возможность воспроизводить аудио- и видеофрагменты.

• Компьютерные файлы с презентациями легко копируются и транспортируются.

Что затрудняет работу с мультимедийными презентациями?

• Необходимость специальной техники (компьютер, проектор, электронная доска) и ее обслуживания.

• Отсутствие определенных навыков работы с проекционным оборудованием.

• Отсутствие навыков работы с компьютерными программами для создания презентаций.

• Необходимость затрат времени на создание мультимедийных ресурсов.

• Отсутствие навыков работы с презентацией в учебной аудитории: неумение сочетать слово учителя с показом слайдов (простое зачитывание информации на слайдах, отсутствие комментария учителя и т.п.).

Предварительная работа над презентацией

Перед началом работы по созданию презентации ответьте на следующие вопросы:

• Могу ли я обойтись без этой презентации? (Презентации необходимы далеко не на каждом уроке! Возможно, работа с мелом и доской будет более эффективной.)

• Какова учебная цель будущей презентации (сообщение нового материала, обобщение материала, разбор тренировочных заданий и т.д.)?

• Чем будет дополнен материал презентации (комментариями учителя, работой с мелом у обычной доски, работой с электронной доской и т.п.)?

• Какой будет деятельность учащихся (списывание материала в тетрадь, устное/письменное выполнение заданий и т.д.)?

• Каким оборудованием я буду пользоваться? (Электронная доска предоставляет больше возможностей для работы с презентацией, чем проектор).

• Чем я смогу заменить работу с презентацией, если выйдет из строя оборудование, отключат свет и т.п.?

Возьмите за правило заранее проверять рабочее состояние аппаратуры, совместимость подготовленных файлов с используемым оборудованием. (Например, презентации с расширением pptx, созданные в PowerPoint 2007, могут не открыться на компьютерах, где установлен Microsoft Office 2000 или 2003.) Все это поможет избежать неприятных неожиданностей, которые сводят на нет кропотливую работу по подготовке презентации.

Планируя работу с проекционным оборудованием, следует помнить о санитарно-гигиенических требованиях к организации учебного процесса. Например, в общеобразовательных учреждениях длительность непрерывного применения аудиовизуальных ТСО в учебном процессе устанавливается согласно следующей таблице:

Длительность непрерывного применения
на уроках различных технических средств обучения 1

Классы Длительность просмотра, мин.
  Диафильмов, диапозитивов Кинофильмов Телепередач
1–2 7–15 15–20 15
3–4 15–20 15–20 15
5–7 20–25 20–25 20–25
8–11 25–30 25–30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3–4, обучающихся II и III ступени – 4–6.

Дизайн презентации

Обычно PowerPoint предлагает около 20 шаблонов презентаций. Дополнительные варианты шаблонов можно бесплатно скачать на странице http://office.microsoft.com. Однако какое бы разнообразие “заготовок” ни было вам доступно, выбирая шаблон для будущей презентации, не стремитесь к вычурности и необычности.

Одно из важнейших качеств дизайна презентации – контрастность. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта, например: фон – светлый, а шрифт – темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как сохраняет контрастность (а значит, читаемость) даже в освещенной солнцем аудитории2. Не используйте в качестве фона фотографии (даже слегка “размытые”), поскольку это резко ухудшает восприятие текста.

Внимание! Соблюдайте единство оформления на всех слайдах презентации!

Следует помнить о том, что проекционная аппаратура искажает цвета, поэтому выделения цветом, отчетливо видные на мониторе, могут быть не видны на экране. Это означает, что перед показом презентации в аудитории ее следует “опробовать” на проекторе (электронной доске) и убедиться в том, что контраст цветов соблюден.

Рис. 1

Рис. 2

 

Выбор шрифта

Шрифт – графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка.

В презентации следует использовать не более двух шрифтов. Сочетание нескольких шрифтов (особенно на одном слайде) производит неприятное впечатление и отвлекает от содержания (см. рис. 3).

Рис. 3

Для основного текста рекомендуется использовать шрифт с засечками (серифами) – поперечными элементами на концах штрихов буквы. К таким шрифтам относятся Times New Roman, Bookman Old Style, Garamond и др. Преимущества этих шрифтов в том, что они привычны для глаза, хорошо воспринимаются и читаются. Засечки заставляют взгляд читателя скользить вдоль строк текста и одновременно разделяют отдельные буквы, чтобы они не сливались между собой.

Шрифты без засечек подойдут для крупных надписей. В Windows самым распространенным шрифтом из этой группы является Arial. Сюда же относятся Calibri, Tahoma, Verdana и др.

Не рекомендуется использовать декоративные шрифты (такие как Monotype Corsiva и др.), а также специальные эффекты для шрифтов, т.к. это затрудняет восприятие и отвлекает внимание от содержания.

Большинство шрифтов представлены следующими начертаниями:

1) прямое;

2) курсивное;

3) полужирное;

4) полужирное курсивное.

Рис. 4

В отечественной лингвистической традиции принято использовать курсив для выделения примеров: фрагментов текста, предложений и т.д. Полужирные курсивные написания позволяют обозначить в примере конкретную анализируемую единицу.

Рис. 5

Рис. 6

В то же время следует помнить, что курсивное начертание воспринимается хуже прямого, поэтому, если весь основной текст слайда представляет собой предложение или текст, лучше использовать прямое начертание в сочетании с полужирным или цветным выделением.

Размер шрифта

Размер шрифта, или кегль, измеряется в пунктах (в России 1 пункт = 0,3759 мм). Если в заголовке слайда не более трех-четырех слов, можно использовать шрифт вплоть до 54 пунктов. По умолчанию программа загружает шрифт заголовка в 44 пункта.

Для текста подзаголовков слайда программа по умолчанию загружает шрифт в 32 пункта. В поле основного текста слайда желательно использовать шрифт не менее 26–28 пунктов.

Вообще старайтесь не перенасыщать слайд текстом. Если это возможно, распределяйте информацию по двум или трем слайдам. Наверняка вы не раз видели презентации, в которых ничего нельзя было разобрать, так как их авторы пытались на каждом слайде поместить огромный объем информации: более десяти предложений или многострочные таблицы. Подобные материалы только разочаровывают зрителей, безуспешно пытающихся вникнуть в их содержание.

Рис. 7

Количество слайдов

Количество слайдов в презентации определяется следующими факторами: 1) полнотой охвата материала; 2) возрастом учеников; 3) необходимостью конспектирования информации учениками (на это уходит время).

Слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться и времени для записи не останется. При продолжительности занятия 45 минут слайдов должно быть около 20, так чтобы смена происходила примерно каждые 2 минуты. На уроках в 5–7-х классах вообще не следует использовать большие презентации.

Содержание и оформление слайда

Помещайте на слайды все ключевые слова и новые термины. Сопровождайте теоретический материал яркими примерами. Это облегчает восприятие и запоминание.

Не перегружайте слайды текстом или картинками. Типичной ошибкой является перенесение текста лекции учителя на слайды, а затем зачитывание информации. Презентация должна содержать опорный материал, который комментируется, объясняется учителем и может быть законспектирован учениками.

Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. Если же большую часть урока ученики только конспектируют демонстрируемый материал, презентация используется неправильно.

Идеальным вариантом является такое сочетание лекции учителя и материала презентации, когда ученик, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит лектор, и наоборот, увидеть на демонстрируемых слайдах то, что он прослушал.

Оформляя слайд, ориентируйтесь на требования, предъявляемые к макетам печатной продукции: не оставляйте на предыдущей строке предлоги и союзы, постарайтесь не разрывать ключевые сочетания слов.

Не занимайтесь “украшательством”!

Помните, что презентация должна привлекать внимание безупречной логикой, ясностью, доступностью изложения материала, а не изысканным шрифтом или разноцветьем красок.

Не следует вставлять в презентации большие таблицы, поскольку они трудны для восприятия. Сложные рисунки, таблицы, схемы можно распечатать и раздать ученикам – это значительно ускорит ход занятия. Если содержание подобных материалов имеет принципиальное значение, их следует дробить и выводить на экран постепенно (здесь допустимо разумное использование анимации), как во время работы с классной доской, чтобы учащиеся могли проследить логику развития мысли.

Использование анимации

Любое движение привлекает внимание (вспомните, как охотно поворачиваются головы к открывающейся двери класса). К сожалению, использование анимации может как концентрировать внимание, так и отвлекать. Для чего же следует использовать анимацию? Прежде всего для развертывания логики мысли. Это может быть:

• поэтапный вывод на экран теоретических положений;

• постепенное (по строкам или по столбцам) заполнение таблиц;

• последовательное появление блоков схем.

Подумайте о том, как бы вы располагали этот материал на обычной доске (записывали предложения, заполняли таблицы, рисовали схемы), и постарайтесь с помощью анимации передать ход вашей мысли: от примеров к теоретическому обобщению или, наоборот, от общего к частному.

Помните, что движение должно длиться ровно столько, сколько необходимо для работы с данным фрагментом!

Избегайте постоянно движущихся объектов, отвлекающих внимание.

Не используйте анимированные объекты, непосредственно не связанные с материалом: “смайлики”, движущиеся фигурки и т.п.

Используйте “плавные”, неагрессивные эффекты на средней скорости – выцветание, появление. Избегайте сложных и вычурных эффектов – вращения, выскакивания, поворота, кнута и т.п.

То же можно сказать об использовании анимации при смене слайдов. По всей видимости, в учебных презентациях яркие эффекты при смене слайдов использовать вообще не следует.

Никогда не используйте звуковые эффекты при смене слайда (даже самые короткие или мелодичные)!

Итак, к типичным ошибкам оформления слайдов следует отнести:

• полное перенесение текста лекции на слайд;

• слишком крупный или слишком мелкий шрифт слайда;

• разный размер шрифта на слайдах;

• отсутствие связи фона с содержанием презентации;

• перенасыщение слайда текстом или графическими объектами;

• плохое качество используемых изображений;

• неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;

• избыточное использование анимации.

Завершая разговор, можно сказать, что создатель презентации должен руководствоваться соображениями уместности и целесообразности размещения каждого отдельно взятого элемента, а также оценить соответствие всей презентации поставленным учебным целям и задачам.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «PPt4WEB». Созданный специально для Вашего удобства интернет проект «PPt4WEB», располагающийся по адресу http://ppt4web.ru, содержит готовые презентации PowerPoint по астрономии, информатике, математике, экономике, химии, музыке и многим другим предметам. К Вашим услугам представлена возможность как смотреть презентации онлайн, так и скачать их на свой компьютер. А так же на сайте ppt4web.ru представлены шаблоны презентаций различных тематик, которые помогут оформить Ваши собственные работы.

Литература

1. Вашкевич Э.В. Видеосамоучитель. PowerPoint 2007. Эффективные презентации на компьютере СПб., 2008.

2. Лоу Д. Microsoft Office PowerPoint 2007 для чайников. М., 2008.

3. Елизаветина Т.М. Компьютерные презентации: От риторики до слайд-шоу. М., 2004.

4. Безека С.В. PowerPoint 2007. Как создать красочную и информативную презентацию. Создание презентаций в PowerPoint 2007. Владимир, 2008.

В следующей публикации мы рассмотрим особенности использования презентаций непосредственно на уроках русского языка: использование анимированных схем и таблиц при изучении различных тем и многое другое.


1 Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях”.

2 В научно-методической литературе можно встретить противоречивые мнения о том, какой вариант лучше – черный на белом или белый на черном (темно-синем). Я обычно предпочитаю последний вариант (например, тема “Метро”), однако все презентации делаю в двух указанных вариантах, чтобы иметь возможность работать при ярком солнечном свете.

А.Г. НАРУШЕВИЧ,
г. Таганрог

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru