Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2010

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

Лингвистическое сочинение –
показатель коммуникативной компетентности…

Лингвистическое сочинение, предлагаемое выпускнику как вариант аттестационной работы за курс неполной средней школы, несомненно имеет свои особенности. Отмечать эти особенности, формируя навыки написания лингвистического сочинения, необходимо уже с пятого класса, чтобы в девятом классе ученик мог предметно рассуждать о любом лингвистическом явлении.

Лингвистическое сочинение (далее лс) – это творческая работа, предметом рассуждения или предметом сообщения которой является лингвистическое понятие. Конечно, его можно классифицировать так же, как и сочинение на литературную тему:

• с точки зрения жанра (репортаж, заметка в газету, сказка);

• с точки зрения функциональных типов (описание, рассуждение, повествование);

• с точки зрения объема (полные и миниатюры).

Но лингвистическое сочинение (в пятых–шестых классах) отличает главная особенность – это образность, предполагающая ассоциативное осмысление любой единицы языка: звука, морфемы, грамматической формы слова или грамматической формы предложения.

Поэтому, кроме традиционных, необходимо использовать еще и специфические критерии, позволяющие определить уровень усвоения учащимися лингвистического явления и степень развития их творческого воображения. В пятых–шестых классах эти критерии могут заключаться в следующих вопросах.

1. Сюжет развивается сам по себе или он отражает взаимодействие свойств понятия с условиями ситуации?

2. Работа представляет достаточное или минимальное количество сюжетных линий?

3. Заявлены все свойства понятия или только ограниченное количество свойств?

4. Заявленные свойства только констатируются или проявляются в действии?

Конечно, это критерии для учителя, а ученик перед написанием сочинения должен иметь критерии, понятные ему, поэтому составлять их можно вместе.

Вот какие критерии были выработаны перед написанием сочинения “Портрет слова быть”, которое может выступать то как самостоятельный глагол, то как глагольная связка, – эти особенности и нашли отражение в критериях (максимальное количество баллов – 10).

1.1. Отражены три “портрета” слова быть (3 балла):

Быть – самостоятельный глагол.

Быть – глагольная связка.

Быть – нулевая глагольная связка.

1.2. Имеются неточности в создании какого-либо портрета (1–2 балла).

2.1. Проиллюстрированы все “портреты” слова (3 балла).

2.2. Имеются неточности в иллюстрации какого-либо портрета (1–2 балла).

2.2. Не проиллюстрированы “портреты” слова (0 баллов).

3.1. Смысловые части выделены абзацами (4 балла).

3.2. Не все смысловые части выделены абзацами (1–2 балла):

3.3. Отсутствуют абзацы (0 баллов).

Темы лингвистических сочинений (пятые–шестые классы) близки детям, потому что, как правило, предполагают жанр сказки, позволяющий ученику воображать, фантазировать, придумывать сюжет с героем-фонемой (“Особенный характер фонемы <ж>”), с героем-морфом (“Похождение постфикса -ся”), с героем-словом (“Портрет слова быть”), но в то же время в интересном и увлекательном сюжете отражаются лингвистические явления. В пятых–шестых классах предлагаются следующие темы лингвистических сочинений:

1. О том, как звуки ходили на работу…

2. О взаимоотношении морфа и морфемы...

3. Сказуемое утверждает части речи на главную роль.

4. Почему омонимы и многозначные слова не могут жить вместе?

Таким образом, лингвистическое сочинение (лс) (пятый–шестой класс) вовлекает ребенка в лингвистический мир, делает этот мир близким и понятным – своим.

Статья опубликована при поддержке "Ассоциации преподавателей ВУЗов" – образовательной компании, ведущей обучение английскому, немецкому, французскому, итальянскому языкам. Курсы английского в Челябинске – это лучшие современные инновационные методики преподавания, лучшие учебные программы от ведущих мировых издательств, лучшие преподаватели, прошедшие стажировку в одной из старейших языковых школ Лондона St. Patrick’s International College. В "Ассоциации преподавателей ВУЗов" Вам помогут сформировать лингвистическое мышление, научат слушать и слышать английскую речь. Вы и не заметите, как в один прекрасный день вдруг обнаружите, что понимаете, о чем поет Стинг и Мадонна. Надеемся, Вы на этом не остановитесь и продолжите совершенствовать приобретенные на курсах навыки. "Ассоциация преподавателей ВУЗов" Вам в этом поможет! С подробной информацией о реализуемых Ассоциацией программах и курсах можно ознакомиться на сайте utastudy.ru .

В седьмом и восьмом классах лс меняет свой характер – это уже сочинение-рассуждение, которое, как правило, является ответом на вопрос. Это размышление, в котором сравниваются разные точки зрения на одно и то же языковое явление и аргументируется выбор одной из них. Возможные темы лингвистических сочинений (7–8-е классы):

1. Степень сравнения прилагательного или степени сравнения?

2. Любое ли счетное слово является числительным?

3. Почему местоимение является особой частью речи?

4. Почему категория одушевленности/неодушевленности лексико-грамматическая?

5. Такие разные формы побуждения.

Сочинения на данные темы, являясь настоящей диагностикой сформированности того или иного лингвистического понятия, безусловно, свидетельствуют о лингвистической компетенции учащихся.

В девятом, выпускном, классе темы лС представляют не только диагностику лингвистического понятия, но и иное, новое, осмысление языка как средства общения. Это может быть тема, иллюстрирующая понимание назначения пунктуационных знаков, а может быть и высказывание лингвиста или писателя о языке. Задача ученика – продемонстрировать себя как говорящего, который в разных жизненных ситуациях играет разные роли, осознать потребность в самовыражении с помощью языка. Такое осознание приводит к пониманию того, что язык – это не только система знаков, но и инструмент общения, такой важный и нужный ему, человеку, устанавливающему отношения с миром (друзьями, родителями, учителями). Это способ познать себя и жизнь. Вот некоторые из тем:

1. Язык жестов – дополнительное средство общения.

2. Как вводные слова характеризуют говорящего.

3. О словах, выражающих чувства (работа междометий).

4. О противопоставлении в нашей жизни (работа антонимов).

5. Разные портреты говорящего.

6. Язык рекламы, его особенности.

Предлагаются комментарии к одной из тем – “Как вводные слова характеризуют говорящего”.

Вводные слова, содержащие оценку, характеризуют говорящего: они способны отражать его внутренний мир, обозначать характер, передавать его эмоциональное состояние. Если говорящий находится в состоянии неуверенности, то в его речи, как внутренней, так и внешней, преобладают такие слова, как может быть, наверное, скорее всего, вероятно, по-видимому, возможно. Если ситуация противоположна предыдущей, то работают слова безусловно, несомненно, разумеется, конечно… Когда говорящего переполняют чувства, он свое высказывание сопровождает словами-оценками: к радости, к моему удивлению, на счастье, к изумлению, к стыду. Говорящего-аналитика, говорящего-практика выдадут вводные слова, указывающие на связь мыслей: значит, итак, следовательно, напротив, а говорящего, ссылающегося на чужое мнение, – другие: по словам, говорят, по слухам и т.д. Можно прокомментировать и ситуации, обнаруживающие работу вводных слов в речи (репортаж с места событий, экономический, спортивный или астрологический прогноз). Итак, к концу девятого класса ученики уже не должны испытывать затруднения при написании лс, напротив, размышление о языке может стать для них привлекательным и интересным.

В старших профильных классах лингвистическое сочинение приобретает несколько иные формы. Это может быть письменная работа в жанре научно-популярной статьи или публичное выступление на лингвистическую тему. Темы публичных выступлений могут быть самыми разными, главное, чтобы они были современны и актуальны. Но размышлять о слове, о языке, о речи даже старшекласснику нелегко, поэтому выступление можно строить как размышление над какой-либо уже написанной статьей. Материалы егэ удачны для такого вида работы (статья о В.И. Дале, о канцелярите, о слове и другие).

Предлагаемые ниже работы детей иллюстрируют разные виды лингвистической деятельности: лингвистическое сочинение, научно-популярная статья на лингвистическую тему, сочинение-рассуждение.

О том, как звуки ходили на работу...

Жили-были в одном домике два звука и ходили они на работу в корпорацию Рог–Рога. Начальником там была буква Г. Если это был конец слова, то на работу выходил звук [к], а в позиции перед гласным работал звук [г]. Так и бегали они на работу по очереди. Посмотрела буква на их работу и назвала ее позиционным чередованием, потому что она, буква Г, не менялась, а звуки обозначенные ею, чередовались.

Рядом с ними находилась другая корпорация Рога–Рожок, где начальников было двое: буква Г и буква Ж. Звуки, которые жили здесь, тоже чередовались, но выходили на работу каждый в свое слово. Они находились всегда перед гласными и обозначались разными буквами, поэтому их работу называли непозиционным чередованием. Таким образом, звуки ходили на работу по очереди, но выполняли ее по-разному.

Владислав Волхов, 5-й класс

Просто о сложном…

Научно-популярная статья о несклоняемых существительных
(работа выполнена на городской олимпиаде по русскому языку)

Мы уже познакомились с понятием склонение, узнали, на какие группы делятся существительные в зависимости от типа склонения. Кроме того, мы изучили существительные разносклоняемые. Но на этом не стоит ставить точку. Почему? Попробуйте просклонять слово иваси. Не получается. Это существительное относится к несклоняемым.

Несклоняемые существительные – группа особая, а значит, у нее есть свои отличительные признаки. Чтобы их выявить, рассмотрим группу слов: визави, иваси, такси, пальто, пенсне. Вы, наверное, уже успели заметить, что все эти слова пришли в русский язык из других языков. В языках Европы склонение как таковое существует, но в некоторых языках сами существительные не изменяются (например, во французском изменяются при склонении лишь артикли слов). Поэтому и свойство несклоняемости пришло к нам вместе с этими заимствованными словами, потому и построение их падежной парадигмы не представляется возможным. Может быть, вам доводилось слышать следующие фразы: “В пальте в такую погоду замерзнешь” или “Я на метре поеду”. Такие фразы режут слух знатокам русского языка. Существительные несклоняемые не меняют своей формы ни при каких обстоятельствах! Стоит сказать о том, что слова эти могут употребляться во множественном числе (исчисляемые!), но при этом они также не меняют своей формы. Как и у всякого имени существительного, у несклоняемых существительных есть и категория рода. Пожалуй, это самое сложное, ведь род этих существительных можно узнать наверняка только в словаре, поэтому лучше по нему проверить правильность высказывания: “Моя визави откликнулась” или “Кофе еще не остыл”.

Но не только употребление этих слов в речи отличает их от других, но и их состав. Запомните, что у несклоняемых существительных нет окончания. Ведь окончание – это единственная изменяющаяся часть слова, а если слово не изменяется, то и окончания у него не будет. Все слово является корнем: такси, кофе, метро.

Итак, давайте подведем итог нашему небольшому исследованию.

Несклоняемые имена существительные – это существительные, пришедшие в русский язык из иностранных языков, не изменяющие своей формы, не имеющие окончаний.

Ирина Франчук, 11-й класс

Исследуйте качество вашей собственной речи. Что в вашей речи может привлекать к вам людей, а что отталкивать? Какие параметры для исследования собственной речи вы можете предложить?

Результаты вашего исследования оформите в жанре сочинения-размышления – задание Олимпиады “Эйдос”, 2008 год.

Моя речь

Очень созвучен выражению “Человек выдает себя каждой своей фразой” афоризм Эмерсона: “Какие бы выражения вы ни применяли, вы никогда не сможете сказать чего-либо такого, что не характеризовало бы вас”. Действительно, речь любого человека – одна из составляющих его портрета.

Сладкозвучная речь Манилова, задорная речь Ноздрева, неторопливая, обстоятельная Собакевича, бесцветная Плюшкина, хитрая Коробочки – вот речевые портреты героев произведения Н.В. Гоголя “Мертвые души”. Разные образы – разные речи.

Кипучая, крикливая, клокочущая речь В.В. Жириновского и размеренная, иногда резкая речь В.В. Путина… Какие разные политики – такие разные и речи…

Речь моего учителя физики тихая и вкрадчивая, речь моего учителя истории возбужденная и восторженная, речь моего учителя русского языка эмоциональная и яркая…

Свою же речь оценить очень трудно… Что в моей речи может привлекать людей? Наверное, то, как я говорю. Мой голос ровный, спокойный, с его помощью я могу убеждать людей и отстаивать свою точку зрения. В зависимости от ситуации я стараюсь им управлять и очень хочу выработать такое качество, как полетность, умение отдавать звук. Но, возможно, слушателей привлекает и то, что я говорю. Я стараюсь быть естественной и искренней, и поэтому моя речь, думаю, лишена фальши. Задумываться о “смысле голоса” я стала, когда впервые публично выступала на научной конференции “Шаг в будущее”. Тогда-то и появилось желание быть услышанной и понятой, именно тогда я поняла, что важно не только, что ты говоришь, но и как ты это произносишь. Конечно, у меня не получилось сразу сделать свою речь зажигательной, захватывающей, но зато появилось желание работать над ней.

А что же может отталкивать в моей речи? Наверное, бывают моменты, когда голос выдает мое настроение, а оно бывает разным… Не всегда удается подняться над ситуацией и овладеть голосом… Иногда, я думаю, людей может раздражать моя спокойная и ровная речь… Особенно когда ситуация требует выражения эмоций.

Размышляя о собственной речи, я пришла к выводу, что моя речь может быть охарактеризована только по свойствами голоса (тембр, полетность, темп, высота), но и звуковыми образами: “плеск волны” (эмоциональная речь), “журчание ручья” (мелодичная, спокойная речь), “шум ливня” (отрывистая, серьезная, настойчивая речь), “голос ветра” (романтичная, певучая речь);

вкусовыми критериями: “сладкая” (лестная речь), “терпкая” (таинственная речь), “тягучая” (монотонная речь), “кислая” (неприятная речь), “обжигающая” (страстная, правдивая речь);

критерииями-запахами: “кофейная” (приятная, особенная речь), “сливочная” (дружеская беседа), “шоколадная” (тяжелая, запутанная речь), “арбузная” (легкая, веселая, доверительная речь), “лимонная” (сатирическая, обличительная речь).

Настя ЧЕРКАШИНА, 10-й класс
М.А. ПЛОТНИКОВА,
учитель русского языка
и литературы,
моу “Гимназия Салахова”

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru