Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

Первые уроки русского языка
в 7-, 8-х и 9-х классах

Тексты с пропусками букв и знаков препинания – традиционный жанр упражнений по русскому языку. Они удобны и для коллективной, и для самостоятельной работы, эффективны и на этапе освоения и закрепления материала, и на этапе контроля. На уроках повторения в начале учебного года они позволяют за короткое время охватить широкий круг уже известных ученикам орфографических, пунктуационных правил, повторить необходимые грамматические сведения, перекинуть мостик к новым темам. Предлагаем тексты для 7-, 8-, 9-х классов. (Если есть такая возможность, то каждому ученику выдается индивидуальный лист с текстом упражнения, чтобы он мог прямо в нем вставлять буквы, знаки препинания, подчеркивать члены предложения, разбирать слова по составу и др. При желании текст – полностью или фрагменты – можно продиктовать.)

 

7-й класс

В «Новейш_м полн_м словотолковател_», который выпустили в 1894 (__________________________________) году, в статье на слово «доллар» говорит_я: «Талер в Северо-Американск_х Соед_ненных Штатах». Как же вышло, что стари_ая денежная ед_ница Германи_, которая просуществовала вплоть до 1907 (__________________________________) года, получила права гражданства в Америк_?

Монета, которая чеканилась с 1518 (__________________________________) года в Богеми_, в город_ Иоахимстале, – иоахимталер – вскоре сделалась талером – слово стало короче и удобнее в обиход_. С переселенцами из Европы название переплыло океан. Измененный на чужбин_ голландск_м, затем английск_м и американск_м произношением талер пр_вратился сначала в далер, потом в далар и наконец в доллар.

Почти то же произошло в Росси_ в XVII (_______________________) веке, когда иоахимсталеры перечеканивались на рубли, минуя переплавку. Эта серебр_ная монета у нас стала называт_я по первой част_ попросту ефимком (по аналогии с Иоахим – Ефим). (По Э.Вартаньяну)

Задания, вопросы, комментарии

Прочитаем текст вслух, попросим учеников вставить буквы, числительные записать прописью.

Проверку работы начнем с вопроса о правописании безударных окончаний. Найдем в тексте два стоящих рядом существительных – одинаковые ли у них окончания? Выпишем эти слова в разные столбики, добавим к ним другие существительные с пропущенными окончаниями. Какие из них окажутся в одном столбике со словом в Богемии, какие – со словом в городе? Отметим среди них существительное не в предложном падеже (по части).

Спросим детей, возможно ли продолжить сделанную нами запись словами новейшем и голландским. Надо ли знать падеж прилагательного, чтобы правильно написать его окончание? Вспомним, что вопросом можно проверить и безударное окончание порядковых числительных.

Говоря о числительных, обсудим постановку в них ь (если ь нет в начальной форме на конце, то он есть в середине – восемьсот, девятьсот, пятьсот).

Повторим и написание сочетаний тся/ться в глаголах. Пусть семиклассники найдут примеры, чтобы проиллюстрировать это правило (говорится и называться).

Слова старинная и серебряная позволяют вспомнить одно из сложных орфографических правил шестого класса: н/нн в суффиксах прилагательных. Выпишем из текста другие прилагательные, выделим в них суффиксы: -ейш-, -анск-, -н-, , -ее, -ск-. Какие из них входят в основу слова? Какие по своему значению равны словам самый, более? Вспомним, что форма сравнительной или превосходной степени – отличительный признак качественных прилагательных. К какому разряду относятся прилагательные с суффиксами -анск-, -ск-? Полезно разобрать слово голландским и с орфографической точки зрения: обсудить написание суффикса -ск-, удвоенные согласные.

Можно повторить с семиклассниками морфологические особенности таких частей речи, как местоимение и глагол. А можно попросить найти существительные, не имеющие формы множественного числа: гражданство, обиход, чужбина, произношение, переплавка.

Кстати, последнее из них интересно сравнить с другими словами, в которых есть приставка пере-: перечеканивались, переселенцы, переплыло. Словообразовательный разбор покажет, что значение приставки в них разное: с одной стороны, пере- образует глаголы со значением действия, которое совершается заново (перечеканить, переплавить); с другой стороны – глаголы со значением перемещения, действия, направленного через что-либо (переселить, переплыть). Пусть ребята определят, к какой из групп можно отнести слово превратился.

Завершим работу на уроке таким заданием. Прочитаем внимательно первые три предложения, заметим, что в них повторяется одна и та же синтаксическая конструкция – который + глагол. (Учитель может нарочно при чтении выделить ее.) Попытаемся отредактировать начало текста, устранив этот повтор. Наверняка ребятами будет предложен и вариант с причастием (если нет, учитель попросит заменить который + глагол одним словом). Обратим внимание семиклассников на то, что внешне причастие похоже на прилагательное, отвечает на такой же вопрос, но, в отличие от привычного отыменного прилагательного, его можно заменить конструкцией с глаголом. Поищем в тексте причастия (измененный, соединенный) или заменим сочетание которая чеканилась одним словом (чеканившаяся).

Если есть время, то ученики найдут в тексте и другую неизвестную им часть речи – деепричастие (минуя) или выпишут из предпоследнего абзаца трудные для написания наречия (вскоре, сначала, наконец) и выучат их наизусть. Кто как справился с этим заданием, можно проверить и в конце этого, и на следующем уроке.

В качестве домашнего задания предложим такие вопросы:

Какова тема данного текста?

Какие размышления он у вас вызвал?

 

8-й класс

Людей живущ_ в д_ам_трально противоположных точках земного шара называют ______, слова с противоположными значениями – ________. Среди географических об_ектов и названий то*же1 есть свои ________ и ______.

Греческое слово арктос («медведица») перешло на обозн_чение северных созвездий Большая Медведица и Малая Медведица. Северную полярную страну лежащ_ под этими созвездиями французы стали именовать Арктик. От*сюда и русское слово «Арктика» – северная область земного шара. Когда понадобилось дать название южной полярной област_ Земли, долго голову не л_мали: пр_клеив к Арктик_ греческую*же пр_ставку анти- («против») получили Антарктика – слово-антипод.

В извес_м смысле к антон_мам можно отнести Азию и Европу. Основа этих наименований – ассирийские слова асу («восход», восточное побереж_е Эгейского моря) и эреб («мрак», сторона к западу от Эгейского моря). Пр_т_рпев ряд смысловых мет_морфоз географическое сод_ржание слов расширилось, и образовалась антон_мическая пара: Азия (восточная часть мат_рика) и Европа (западная).

Вообще топон_мы, указывающие на стороны света, – не редкость. Пекин, нынешняя столица Китая, и Нанкин в*течени_ более чем двух тысячелетий не*раз возводимый в этот ранг соответственно знач_т «северная столица» и «южная столица». Антон_мическая связь здесь на*лицо. Такая*же информация зал_жена в прежней и нынешней столице Япони_: Киото – «западная столица», Токио (с 1869 года) – «восточная столица».

Топон_мическ_ антон_мами оказываю_я и самый крупный остров из группы Балеарских островов в Сред_земном мор_ – Майорка (от латинского майор – «большой»; современное написание Мальорка) и его восточный сосед Минорка (латинское минор означа_т «малый»; современное написание Менорка).

Когда греки только начали осваивать Ч_рное море, они назвали его Понт Аксинский – «не*гостепр_имное море». Когда*же освоили, то переим_новали в Понт Эвксинский – «море гостепр_имное». (По Э.Вартаньяну)

Задания, вопросы, комментарии

В тексте для 8-го класса пропущены не только буквы и знаки препинания, но и слова. Дадим ученикам время поработать с первым абзацем и вписать подходящие по смыслу существительные (ими будут антипод и антоним).

Обратим внимание восьмиклассников на то, что автор явно играет этими словами – их внешним обликом (анти-под, ант-оним) и значением (что-то противо-положное, «положенное напротив», «расположенное ногами к ногам»), поэтому во втором предложении, где речь идет о «географических объектах и названиях», антипод и антоним надо взять в кавычки.

При желании учитель может более подробно рассказать об общей части этих существительных – приставке анти- (ант-): она обозначает противоположность или враждебность чему-либо и встречается в таких известных восьмиклассникам словах, как антибиотик, антипатия, антитеза, антициклон.

Хорошо, если на уроке есть возможность поработать со словарем иностранных слов, этимологическим словарем: пусть ученики выяснят, какая греческая приставка будет «противоположной» по значению приставке анти-, назовут или запишут слова с ней: синоним, симпатия, симфония, симметрия, синхронный.

Можно рассказать о значении корней -пед- (-под-) и -оним-: первый знаком ребятам по латинскому слову велосипед – «быстрые ноги»; второй встречается в лингвистических терминах синоним, антоним, омоним, пароним, в словах аноним и псевдоним. Попросим при дальнейшем чтении найти в тексте одно слово с приставкой анти-(ант-), одно слово с корнем -оним- (Ант-арктика, топ-оним), при необходимости проясним их смысл по словарю.

Дочитаем текст вслух, ученики, слушая, расставят буквы и знаки препинания, а слова и предложения, которые вызвали затруднения, отметят на полях, чтобы во время проверки не пропустить их.

В начале нового учебного года важно повторить с восьмиклассниками такую сложную тему, как причастие и деепричастие: умение различать их, не путать причастный оборот с деепричастным поможет им в будущем успешно справиться с освоением знаков препинания при обособленных определениях и обстоятельствах.

Спросим, по каким признакам можно отличить причастие от деепричастия.

Если это задание вызвало в классе затруднение, поможем делу нехитрым способом: ученики продиктуют учителю выделенные слова, а он запишет их на доску в два столбика: 1) живущих, лежащую, указывающие, возводимый; 2) приклеив, претерпев. Теперь по вопросам учителя ученики анализируют получившуюся запись. Результат беседы можно оформить в виде таблицы.

  Причастие Деепричастие
1. На какой вопрос отвечает?    
2. От чего зависит в предложении?    
3. На какие морфемы делится?    
4. Какими морфологическими признаками обладает?    
5. Каким членом предложения является?    
6. Как обособляется на письме?    

Сравнивая записанные причастия и деепричастия, вспомним, что они отвечают на разные вопросы, в предложении зависят от разных слов: выделим в тексте определяемые слова, подпишем вопросы.

Разберем причастия и деепричастия по составу (первые слова в каждом столбике вместе с учителем, остальные самостоятельно; по вариантам): так как деепричастие не изменяется, у него, в отличие от причастия, нет окончания.

Напомним, что по суффиксу причастия можно узнать его время (настоящее или прошедшее) и залог (действительное или страдательное причастие). Потренируемся в определении этих морфологических признаков: учитель называет любые причастия, дети записывают в тетрадь только суффикс, указывают одной буквой время, залог, приводят пример причастия с таким же суффиксом или с такими же характеристиками. Подберем к каждому выписанному слову пару, противоположную по виду, составим с ними шуточное предложение.

Если класс легко справляется с заданиями, дадим небольшую самостоятельную работу: определите, к какой части речи относится слово заложена, укажите морфологические признаки, разберите по составу.

Обсудим знаки препинания при причастном и деепричастном обороте. Спросим учеников, встретились ли в тексте такие предложения, в которых они вставили не только буквы, но и запятые.

Разберемся с каждым конкретным случаем: вспомним, что такое оборот и как определить его границы;

– какой из оборотов выделяется всегда, вне зависимости от положения определяемого слова, а какой можно обособить только в позиции после определяемого слова;

– подчеркнем обороты как члены предложения;

– выясним, могут ли причастие и деепричастие выделяться запятыми без оборота;

– составим и запишем в тетради примеры с необособленным причастным оборотом, с одиночным деепричастием; допишем в таблицу 6-й пункт.

(Разумеется, мы рассматриваем только те пунктуационные правила, которые изучались в 7-м классе).

В конце урока устно обсудим орфографические правила, которые встретились в тексте: правописание корней (диаметрально, обозначение, ломали, известном, претерпев, метаморфоз, материк, заложена, Черное, переименовали), приставок пре-, при- (приклеив, приставку, гостеприимное, претерпев), окончаний прилагательных (известном, Средиземном), причастий (живущих, лежащую), существительных (области, Арктике, Японии, море) и глаголов (значат), наречий (налицо, отсюда), предлогов (в течение), союзов (тоже), частиц (же, не). Дома дети вернутся к этим словам, выпишут в тетрадь и объяснят их написание.

В сильном классе предложим ученикам найти в тексте такие предложения, в которых основа состоит только из сказуемого (в упражнении встретились неопределенно-личные и безличные).

Домашним заданием может стать письменный ответ на вопросы: Какова тема данного текста? Какие размышления он у вас вызвал? А можно попросить восьмиклассников найти в тексте, рассказывающем о топонимических «антонимах», антонимы лингвистические; выписать пары однокоренных слов: существительное – прилагательное, построить с ними словообразовательные цепочки; прояснить с помощью словаря иностранных слов или этимологического значение корней в словах географический, метаморфоза, диаметральный, понт, Эвксинский, Аксинский.

 

9-й класс

Есть два слова: а'тлас и атла'с. Атлас – __________, атлас – __________ г_ографических карт. Это слова-__________ (антонимы, синонимы, омонимы, паронимы). В русский язык они пр_шли разными путями в разное время.

Первое упом_нание об атлас_ – материи содерж_т_я в русск_м письмен_м памятник_ середины XV века. Ткань и слово ее обозначающее мы заимств_вали у турок, а те – у арабов. Свое наим_нование атлас получил по бл_стящей гладкой поверхност_, по*этому на русский язык это слово можно перевести прилагательным «гладкий».

Атлас как г_ографический термин заимств_ван нами из неме_кого языка и впервые встреча_т_я на рубеже XVII и XVIII веков в «Письмах и бумагах Петра _еликого».

Как возникло такое название? Давайте вспомн_м античный мир. Сыны богини земли Геи могучие т_таны в_стали против правивш_х миром жестоких _лимпийских богов во главе с Зевсом. Долго исход страшной борьбы был не*ясен. Наконец владыка неба Зевс пр_звав на помощь ц_клопов и сто*руких вел_канов победил бого*борцев. Всех т_танов он сбросил в подземное царство Тартар, а одному из них Атланту пр_судил вечно д_ржать на своих плечах небесный свод там, где он спуска_т_я к земле. Это «там» – западный конец света у безбрежной водной стихии, который находился по предст_влениям греков в _еверной Африк_. Древние греки отожд_ствляли мифического т_тана с _фриканскими горами и эти вздымающиеся к небу хребты назвали Атлас. С его*же им_нем связаны легендарная ___________ и __________ океан. Память о т_тане Атлас_ заключена и в __________ – мужских фигурах поддерж_вающ_ верхние выступающие части в стари_ых зданиях. Но почему мы произнос_м то атлас, то атлант? Это след употребления одного и того*же греческого им_ни в различных падежах: в именительном – Атлас, в родительном – Атлантос, Атлант.

В конце XVI века знаменитый фламан_кий картограф Герхард Меркатор составил самые полные по тому врем_ни карты различных стран и свел их в один альбом. Свой труд он оз_главил: «Атлас, или Космический обзор мироздания». На титульн_м листе книги крас_валось изобр_жение могуч_ т_тана-земл_держца. С легкой руки Меркатора все подобные собрания г_ографических карт стали называт_я __________. Позднее так стали им_новать сборники таблиц рисунков чертежей из других областей знания. (По Э.Вартаньяну)

Задания, вопросы, комментарии

Перед чтением текста попросим девятиклассников расставить ударение в выделенных словах первого абзаца, заполнить пропуски, выбрать из скобок нужное существительное.

Обсудим ответы: в чем различие между терминами, правильно ли назвать а'тлас и атла'с омонимами? Если этот вопрос вызвал затруднение, обратим внимание детей на то, что выделенные слова совпадают только по написанию, но различаются по звучанию – перед нами омографы. Вспомним или сконструируем из известных ученикам греческих корней термины для слов, одинаково звучащих, но записывающихся по-разному (омофоны), совпавших по звучанию и написанию только в одной форме (омоформы).

Можно устроить в классе небольшое соревнование: за определенное время придумать как можно больше омонимов, омофонов, омографов, омоформ, составить с ними забавные предложения (Пугало пугало сорок сорок.) или найти примеры на разные случаи в стихах современных детских поэтов.2

Предупредим девятиклассников, что в тексте встретятся синонимы, и попросим при дальнейшей работе отметить их: великантитан, наименование названиеимя, собраниесборник.

Вернемся к началу упражнения: ученики пока знакомы только с содержанием первого абзаца. Спросим их, каким будет продолжение. Ответить легко, обратившись к последнему предложению. Можно ли, не читая текста, доказать, что а'тлас и атла'с – заимствованные слова?

Расскажем ученикам, что слова иноязычного происхождения обладают рядом признаков, по которым их легко опознать: начальная буква а, буквы ф и э, два гласных звука рядом в одной морфеме, двойные согласные в корне слова, отсутствие склонения и прочее. Таким образом, а'тлас и атла'с – слова-иностранцы.

Продолжим чтение текста, вставим пропущенные буквы и знаки препинания. Проверим орфографию. Чтобы эта работа не заняла много времени и была эффективной, разделим класс на группы и распределим задание (хорошо, если карточки с вопросами будут приготовлены заранее).

Задания по группам

1, 2, 3 группы. Выпишите из текста существительные (прилагательные, причастия/глаголы) с пропущенными окончаниями. Объясните их написание. Сформулируйте правило написания безударных окончаний существительных (прилагательных, причастий/глаголов).

4 группа. Расскажите о написании суффиксов глаголов и прилагательных на примере слов заимств_вали, поддерж_вающих, крас_валось; фламан_ский, неме_кий, письме_ый, стари_ых. Приведите свои примеры.

5 группа. С большой или маленькой буквы надо писать слова (В/в)еликого, (О/о)лимпийских, (С/с)еверной, (А/а)фриканскими? Найдите их в тексте, объясните свой выбор. Придумайте и запишите предложения, в которых эти слова будут писаться иначе.

6 группа. Проиллюстрируйте примерами из текста правило написания сочетаний тся/ться.

Предупредим учеников, что дома они должны будут выписать и сгруппировать по орфографическим правилам все слова с пропусками или «звездочками», поэтому во время ответа в тетрадях нужно кратко записать, какие орфограммы встретились в упражнении, как проверить ту или иную букву. Хорошо, если каждая группа получит возможность оформить свой ответ на доске.

Обсудим пропущенные знаки препинания. В тексте встретились случаи обособления причастных и деепричастного оборотов, приложений. Спросим девятиклассников, есть ли в тексте предложения, соответствующие таким схемам:

Х, | причастный оборот |;| причастный оборот | Х.

(Слово, ее обозначающее; фигурах, поддерживающих верхние выступающие части в старинных зданиях; правивших миром_ богов; вздымающиеся к небу хребты.)

Какой схеме будет соответствовать предложение: Наконец владыка неба Зевс, призвав на помощь циклопов и сторуких великанов, победил богоборцев? В чем разница в постановке знаков в предложении с причастием и деепричастием? (Причастие реагирует на положение и часть речи определяемого слова.)

Если ученики не вспомнят случаи, когда обособляется одиночное причастие или причастный оборот в позиции до определяемого слова, не обособляется деепричастие-наречие, деепричастный оборот-фразеологизм, то к этому вопросу можно вернуться на следующих уроках.

Подробно разберем с девятиклассниками выделение на письме приложений (эта тема вызывает особые трудности у учеников). Напомним, что с приложением (существительное в роли согласованного определения) связаны три знака: дефис (одиночное приложение), запятая (распространенное или одиночное приложение в позиции после определяемого слова или перед личным местоимением), тире (приложение стоит в конце фразы, предложения). Пусть ученики, ориентируясь на эту схему, выпишут из упражнения подходящие примеры: слова-омонимы, об атласе-материи, титана-земледержца; сыны_, могучие титаны, одному из них, Атланту; в атлантах – мужских фигурах. Особое внимание обратим на запятую перед союзами как и или: попросим подчеркнуть в тексте приложения, которые относятся к одному и тому же определяемому слову. В каком случае приложение будет необособленным? (Атлас как географический терминАтлас, или Космический обзор мироздания – союз как, открывающий приложение со значением отождествления, не требует перед собой запятой).

Завершим разговор о синтаксисе и пунктуации таким заданием: подтвердите или опровергните суждение:

а) в тексте есть сказуемые разных типов (можно привести, заимствован, спускается);

б) в тексте есть односоставные предложения разных типов (давайте вспомним, стали именовать, можно привести, нет назывных);

в) тире в первом и втором абзацах поставлены между подлежащим и сказуемым (во втором абзаце тире стоит в неполном предложении).

Если позволяет время, попросим учеников найти в упражнении сложные предложения (они станут предметом изучения в 9-м классе) и посчитать в них количество частей, при желании можно ввести термины: бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное. Или потренируемся в поиске однокоренных слов: с их помощью можно повторить способы словообразования (Африка – африканский, небонебесный, письма письменный, грекигреческий, имяименительный именовать – суффиксальный; первый – впервые – приставочный; земляподземное – приставочно-суффиксальный; борьба, богбогоборец, карта картограф, земля земледержец – сложение).

В качестве домашнего задания предложим письменно ответить на вопросы:

Какова тема данного текста? Какие размышления он у вас вызвал?


1 Во всех случаях, отмеченных знаком (*), необходимо определить слитное или раздельное написание.

2 Хорошие подборки заданий и текстов есть в книгах А.Арсирия «Занимательные материалы по русскому языку», С.Волкова «Русский язык» из серии «Я познаю мир: Детская энциклопедия», в статьях В.Шенкман, опубликованных в «Русском языке» в 2004 году, № 26, 28.)

А.В. ВОЛКОВА,
школа № 57,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru