Я ИДУ НА УРОК
Первые уроки русского языка
|
Причастие | Деепричастие | |
1. На какой вопрос отвечает? | ||
2. От чего зависит в предложении? | ||
3. На какие морфемы делится? | ||
4. Какими морфологическими признаками обладает? | ||
5. Каким членом предложения является? | ||
6. Как обособляется на письме? |
Сравнивая записанные причастия и деепричастия, вспомним, что они отвечают на разные вопросы, в предложении зависят от разных слов: выделим в тексте определяемые слова, подпишем вопросы.
Разберем причастия и деепричастия по составу (первые слова в каждом столбике вместе с учителем, остальные самостоятельно; по вариантам): так как деепричастие не изменяется, у него, в отличие от причастия, нет окончания.
Напомним, что по суффиксу причастия можно узнать его время (настоящее или прошедшее) и залог (действительное или страдательное причастие). Потренируемся в определении этих морфологических признаков: учитель называет любые причастия, дети записывают в тетрадь только суффикс, указывают одной буквой время, залог, приводят пример причастия с таким же суффиксом или с такими же характеристиками. Подберем к каждому выписанному слову пару, противоположную по виду, составим с ними шуточное предложение.
Если класс легко справляется с заданиями, дадим небольшую самостоятельную работу: определите, к какой части речи относится слово заложена, укажите морфологические признаки, разберите по составу.
Обсудим знаки препинания при причастном и деепричастном обороте. Спросим учеников, встретились ли в тексте такие предложения, в которых они вставили не только буквы, но и запятые.
Разберемся с каждым конкретным случаем: вспомним, что такое оборот и как определить его границы;
– какой из оборотов выделяется всегда, вне зависимости от положения определяемого слова, а какой можно обособить только в позиции после определяемого слова;
– подчеркнем обороты как члены предложения;
– выясним, могут ли причастие и деепричастие выделяться запятыми без оборота;
– составим и запишем в тетради примеры с необособленным причастным оборотом, с одиночным деепричастием; допишем в таблицу 6-й пункт.
(Разумеется, мы рассматриваем только те пунктуационные правила, которые изучались в 7-м классе).
В конце урока устно обсудим орфографические правила, которые встретились в тексте: правописание корней (диаметрально, обозначение, ломали, известном, претерпев, метаморфоз, материк, заложена, Черное, переименовали), приставок пре-, при- (приклеив, приставку, гостеприимное, претерпев), окончаний прилагательных (известном, Средиземном), причастий (живущих, лежащую), существительных (области, Арктике, Японии, море) и глаголов (значат), наречий (налицо, отсюда), предлогов (в течение), союзов (тоже), частиц (же, не). Дома дети вернутся к этим словам, выпишут в тетрадь и объяснят их написание.
В сильном классе предложим ученикам найти в тексте такие предложения, в которых основа состоит только из сказуемого (в упражнении встретились неопределенно-личные и безличные).
Домашним заданием может стать письменный ответ на вопросы: Какова тема данного текста? Какие размышления он у вас вызвал? А можно попросить восьмиклассников найти в тексте, рассказывающем о топонимических «антонимах», антонимы лингвистические; выписать пары однокоренных слов: существительное – прилагательное, построить с ними словообразовательные цепочки; прояснить с помощью словаря иностранных слов или этимологического значение корней в словах географический, метаморфоза, диаметральный, понт, Эвксинский, Аксинский.
Есть два слова: а'тлас и атла'с. Атлас – __________, атлас – __________ г_ографических карт. Это слова-__________ (антонимы, синонимы, омонимы, паронимы). В русский язык они пр_шли разными путями в разное время.
Первое упом_нание об атлас_ – материи содерж_т_я в русск_м письмен_м памятник_ середины XV века. Ткань и слово ее обозначающее мы заимств_вали у турок, а те – у арабов. Свое наим_нование атлас получил по бл_стящей гладкой поверхност_, по*этому на русский язык это слово можно перевести прилагательным «гладкий».
Атлас как г_ографический термин заимств_ван нами из неме_кого языка и впервые встреча_т_я на рубеже XVII и XVIII веков в «Письмах и бумагах Петра _еликого».
Как возникло такое название? Давайте вспомн_м античный мир. Сыны богини земли Геи могучие т_таны в_стали против правивш_х миром жестоких _лимпийских богов во главе с Зевсом. Долго исход страшной борьбы был не*ясен. Наконец владыка неба Зевс пр_звав на помощь ц_клопов и сто*руких вел_канов победил бого*борцев. Всех т_танов он сбросил в подземное царство Тартар, а одному из них Атланту пр_судил вечно д_ржать на своих плечах небесный свод там, где он спуска_т_я к земле. Это «там» – западный конец света у безбрежной водной стихии, который находился по предст_влениям греков в _еверной Африк_. Древние греки отожд_ствляли мифического т_тана с _фриканскими горами и эти вздымающиеся к небу хребты назвали Атлас. С его*же им_нем связаны легендарная ___________ и __________ океан. Память о т_тане Атлас_ заключена и в __________ – мужских фигурах поддерж_вающ_ верхние выступающие части в стари_ых зданиях. Но почему мы произнос_м то атлас, то атлант? Это след употребления одного и того*же греческого им_ни в различных падежах: в именительном – Атлас, в родительном – Атлантос, Атлант.
В конце XVI века знаменитый фламан_кий картограф Герхард Меркатор составил самые полные по тому врем_ни карты различных стран и свел их в один альбом. Свой труд он оз_главил: «Атлас, или Космический обзор мироздания». На титульн_м листе книги крас_валось изобр_жение могуч_ т_тана-земл_держца. С легкой руки Меркатора все подобные собрания г_ографических карт стали называт_я __________. Позднее так стали им_новать сборники таблиц рисунков чертежей из других областей знания. (По Э.Вартаньяну)
Задания, вопросы, комментарии
Перед чтением текста попросим девятиклассников расставить ударение в выделенных словах первого абзаца, заполнить пропуски, выбрать из скобок нужное существительное.
Обсудим ответы: в чем различие между терминами, правильно ли назвать а'тлас и атла'с омонимами? Если этот вопрос вызвал затруднение, обратим внимание детей на то, что выделенные слова совпадают только по написанию, но различаются по звучанию – перед нами омографы. Вспомним или сконструируем из известных ученикам греческих корней термины для слов, одинаково звучащих, но записывающихся по-разному (омофоны), совпавших по звучанию и написанию только в одной форме (омоформы).
Можно устроить в классе небольшое соревнование: за определенное время придумать как можно больше омонимов, омофонов, омографов, омоформ, составить с ними забавные предложения (Пугало пугало сорок сорок.) или найти примеры на разные случаи в стихах современных детских поэтов.2
Предупредим девятиклассников, что в тексте встретятся синонимы, и попросим при дальнейшей работе отметить их: великан – титан, наименование – название – имя, собрание – сборник.
Вернемся к началу упражнения: ученики пока знакомы только с содержанием первого абзаца. Спросим их, каким будет продолжение. Ответить легко, обратившись к последнему предложению. Можно ли, не читая текста, доказать, что а'тлас и атла'с – заимствованные слова?
Расскажем ученикам, что слова иноязычного происхождения обладают рядом признаков, по которым их легко опознать: начальная буква а, буквы ф и э, два гласных звука рядом в одной морфеме, двойные согласные в корне слова, отсутствие склонения и прочее. Таким образом, а'тлас и атла'с – слова-иностранцы.
Продолжим чтение текста, вставим пропущенные буквы и знаки препинания. Проверим орфографию. Чтобы эта работа не заняла много времени и была эффективной, разделим класс на группы и распределим задание (хорошо, если карточки с вопросами будут приготовлены заранее).
Задания по группам
1, 2, 3 группы. Выпишите из текста существительные (прилагательные, причастия/глаголы) с пропущенными окончаниями. Объясните их написание. Сформулируйте правило написания безударных окончаний существительных (прилагательных, причастий/глаголов).
4 группа. Расскажите о написании суффиксов глаголов и прилагательных на примере слов заимств_вали, поддерж_вающих, крас_валось; фламан_ский, неме_кий, письме_ый, стари_ых. Приведите свои примеры.
5 группа. С большой или маленькой буквы надо писать слова (В/в)еликого, (О/о)лимпийских, (С/с)еверной, (А/а)фриканскими? Найдите их в тексте, объясните свой выбор. Придумайте и запишите предложения, в которых эти слова будут писаться иначе.
6 группа. Проиллюстрируйте примерами из текста правило написания сочетаний тся/ться.
Предупредим учеников, что дома они должны будут выписать и сгруппировать по орфографическим правилам все слова с пропусками или «звездочками», поэтому во время ответа в тетрадях нужно кратко записать, какие орфограммы встретились в упражнении, как проверить ту или иную букву. Хорошо, если каждая группа получит возможность оформить свой ответ на доске.
Обсудим пропущенные знаки препинания. В тексте встретились случаи обособления причастных и деепричастного оборотов, приложений. Спросим девятиклассников, есть ли в тексте предложения, соответствующие таким схемам:
Х, | причастный оборот |;| причастный оборот | Х.
(Слово, ее обозначающее; фигурах, поддерживающих верхние выступающие части в старинных зданиях; правивших миром_ богов; вздымающиеся к небу хребты.)
Какой схеме будет соответствовать предложение: Наконец владыка неба Зевс, призвав на помощь циклопов и сторуких великанов, победил богоборцев? В чем разница в постановке знаков в предложении с причастием и деепричастием? (Причастие реагирует на положение и часть речи определяемого слова.)
Если ученики не вспомнят случаи, когда обособляется одиночное причастие или причастный оборот в позиции до определяемого слова, не обособляется деепричастие-наречие, деепричастный оборот-фразеологизм, то к этому вопросу можно вернуться на следующих уроках.
Подробно разберем с девятиклассниками выделение на письме приложений (эта тема вызывает особые трудности у учеников). Напомним, что с приложением (существительное в роли согласованного определения) связаны три знака: дефис (одиночное приложение), запятая (распространенное или одиночное приложение в позиции после определяемого слова или перед личным местоимением), тире (приложение стоит в конце фразы, предложения). Пусть ученики, ориентируясь на эту схему, выпишут из упражнения подходящие примеры: слова-омонимы, об атласе-материи, титана-земледержца; сыны_, могучие титаны, одному из них, Атланту; в атлантах – мужских фигурах. Особое внимание обратим на запятую перед союзами как и или: попросим подчеркнуть в тексте приложения, которые относятся к одному и тому же определяемому слову. В каком случае приложение будет необособленным? (Атлас как географический термин – Атлас, или Космический обзор мироздания – союз как, открывающий приложение со значением отождествления, не требует перед собой запятой).
Завершим разговор о синтаксисе и пунктуации таким заданием: подтвердите или опровергните суждение:
а) в тексте есть сказуемые разных типов (можно привести, заимствован, спускается);
б) в тексте есть односоставные предложения разных типов (давайте вспомним, стали именовать, можно привести, нет назывных);
в) тире в первом и втором абзацах поставлены между подлежащим и сказуемым (во втором абзаце тире стоит в неполном предложении).
Если позволяет время, попросим учеников найти в упражнении сложные предложения (они станут предметом изучения в 9-м классе) и посчитать в них количество частей, при желании можно ввести термины: бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное. Или потренируемся в поиске однокоренных слов: с их помощью можно повторить способы словообразования (Африка – африканский, небо – небесный, письма – письменный, греки – греческий, имя – именительный – именовать – суффиксальный; первый – впервые – приставочный; земля – подземное – приставочно-суффиксальный; борьба, бог – богоборец, карта – картограф, земля – земледержец – сложение).
В качестве домашнего задания предложим письменно ответить на вопросы:
Какова тема данного текста? Какие размышления он у вас вызвал?
А.В. ВОЛКОВА,
школа № 57,
г. Москва