Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2008

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

 

11-й класс

 

Подготовка к написанию части С
ЕГЭ по русскому языку

Цели урока:

1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту:

2) совершенствование навыков анализа текста;

3) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

I. Работа с текстом.

В.В. Вересаев
В.В. Вересаев

Об авторе статьи: Вересаев Викентий Викентьевич (1867–1945), прозаик, литературовед, критик, врач по специальности, автор известного произведения «Записки врача», созданного на автобиографическом материале.

(1) Трудное и запутанное дело – писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил он на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (8) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

(10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная для него среда – товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

(14) Нужно в жизни работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.

(15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.

(16) – Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, – отвечу я.

(20) Много ли тогда напишешь?

(21) – И очень хорошо, что немного. (22) Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросит из нее три четверти написанного?

(24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.

(По В.Вересаевау)

 

1. Определите и сформулируйте тему текста. (При формулировке темы обращайте внимание на ключевые слова.) Запишите формулировку темы.

Клише, которые помогут сформулировать тему:

Статья В.Вересаева посвящена…

Когда читаешь текст, задумываешься о…

… – вот тема, к которой обращается автор текста.

(Ключевые слова: писательство, писатель, пишет.)

Примерная формулировка темы

Писательство – вот тема, к которой обращается автор текста.

2. Сформулируйте основную проблему текста, запишите формулировку.

Клише:

Размышляя о писательском труде, автор предлагает нам задуматься над такой проблемой:

…? На этот вопрос пытается убедительно ответить автор текста.

Примерная формулировка проблемы

Каким же должен быть писатель? Над этим вопросом задумывается автор текста.

3. Прокомментируйте проблему, ответив на следующие вопросы:

1) Почему отказ от собственной профессии губителен для молодого автора?

2) Какое языковое средство помогает подчеркнуть мысль о том, что писатель, бросивший свою профессию, утрачивает и литературный талант?

3) С какой целью В.Вересаев дважды прибегает к тавтологии жить в жизни?

4) Каким фразеологизмом автор статьи обозначает творческое состояние человека, ставшего «профессиональным» литератором?

5) Почему словосочетание «набирает материал» (предложение 13) автор текста заключает в кавычки?

Примерный комментарий к проблеме

По мнению В.Вересаева, молодой перспективный автор, отказавшийся от своей профессии, сделавший литературу источником дохода, перестает быть настоящим писателем.

Метафора и на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет помогает выразить мысль о том, что писатель утрачивает свой талант, если вырывает себя из обычной, привычной ему жизни.

Фразеологизмом вариться в собственном соку автор текста определяет состояние человека, лишенного ярких жизненных впечатлений, и свое ироничное отношение к писателю, который стремится черпать материал для произведений извне, Вересаев выражает словосочетанием «набирает материал». Прибегая к тавтологии надо жить в жизни, В.Вересаев говорит о том, что писатель должен быть активным участником жизни, а не ее созерцателем.

4. Сформулируйте идею текста, ответив на следующие вопросы:

1) Для чего автор вводит в рассуждение диалог с предполагаемым оппонентом (предложения 14, 22)? ( Оппонент – противник в споре.)

2) Как В.Вересаев решает проблему?

Примерная формулировка идеи

Переходя от рассуждения к диалогу с предполагаемым оппонентом, автор статьи хочет убедить нас в том, что человек должен заниматься своей основной профессией, а писать в свободное время.

Идея текста такова: для того чтобы быть хорошим писателем, не надо заниматься литературой профессионально: тогда все написанное будет «полноценно, нужно».

5. Напишите вступление к сочинению. Постарайтесь во вступлении поразмышлять о том, какие книги интересны читателю и какие авторы вызывают у вас интерес.

Примерное вступление

Все мы читаем книги, художественные и научные, интересные и полезные, развлекающие нас и заставляющие задумываться о жизни. И у каждого из нас, наверное, возникал вопрос: почему об одной книге мы забываем на следующий день после прочтения, а к другой постоянно возвращаемся, перечитывая по несколько раз?

Думаю, многое зависит не только от нашего восприятия литературы, но и от мастерства автора, его художественной убедительности.

6. Напишите о своем отношении к идее текста, приведя не менее двух аргументов, подтверждающих или опровергающих авторскую позицию.

Материал для размышления

А.П. Чехов и М.А. Булгаков были по профессии врачами и долгое время занимались лечением людей. Л.Кэролл, автор книг «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», был математиком, а написание книг было его хобби. В.С. Высоцкий, профессиональный актер, известный стране своими поэтическими произведениями, всю жизнь играл на сцене и в кино.

Примерные аргументы «за»

С автором текста трудно не согласиться: всем нам известны примеры, когда человек, не являясь профессиональным писателем, добивался признания и любви читателей.

Вспомним известного английского математика Л.Кэролла. Его замечательные книги «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», написанные для племянницы, известны всему миру и любимы детьми многих поколений.

Гениальный русский писатель А.П. Чехов, служа врачом долгие годы, говорил о том, что медицина для него законная жена, а литература – незаконная. И именно благодаря занятию медициной он создал рассказы «Лошадиная фамилия», «Палата № 6», ставшие классическими.

По-разному можно относиться к творчеству современного автора детективов А.Марининой, но то, что человек, много лет прослуживший в милиции, старается заинтересовать читателя своей работой, вызывает уважение. И, может быть, романы А.Марининой популярны именно потому, что о тяжелой службе в милиции нам рассказывает не выдумщик, а профессионал, человек знающий и любящий свое дело.

Примерные аргументы «против»

…Таким образом, автор пытается убедить нас в том, что писательство не должно быть профессией и что человек, создающий литературные произведения, должен заниматься творчеством в свободное от работы время.

Эта мысль вызывает сомнение. Во-первых, полагаю, что человек, занимающийся чем-то профессионально, способен достичь больших успехов в любом деле, нежели человек, для которого это дело является хобби. Например, хоккеист какого-нибудь клуба добьется большего, чем, скажем, игрок дворовой команды.

Во-вторых, есть писатели, которые, занимаясь только литературой, стали классиками. Федор Михайлович Достоевский, например, окончив военно-инженерное училище, почти сразу же вышел в отставку и занимался только литературой – делом всей жизни. И жизненными впечатлениями, необходимыми для создания произведений, гениальных в художественном и в психологическом плане, он не был обделен… Поэтому, думаю, главное для писателя – это не наличие или отсутствие «основной» профессии, а талант.

II. Подведение итогов урока. Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение по тексту В.Вересаева.

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский
многопрофильный лицей
при МГТУ им. Носова

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru