Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2008

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Программа элективного курса
«Культура речевого общения»

Задача воспитания навыков культуры речи учащихся – одна из серьезных задач, стоящих перед учителем. Умение «говорить», и не просто «говорить», а «общаться грамотно и приятно», необходимо для каждого человека. От культуры общения зависит культура всего общества. Воспитание культуры проводится не всегда последовательно, не до конца проработана система необходимых материалов, учебных пособий. Кроме того, речевая культура участников многих теле- и радиопередач оставляет желать лучшего.

Речь наших учеников часто бессвязна, логически непоследовательна, со стилистическими ошибками, как правило, невыразительна и порой откровенно груба. Ясно, что создавшееся положение требует оздоровления, поэтому программа данного элективного курса может быть полезной не только в рамках школьного воспитания, но и для будущих филологов, журналистов, бизнесменов.

Итак, цель работы по воспитанию речевой культуры – научить учащихся культурному общению.

Исходя из этого поставим задачи:

1) расширить представление учеников о возможностях коммуникативного общения;

2) воспитывать умение общаться корректно, грамотно, быть толерантным;

3) на примере литературных произведений и передач СМИ показать влияние речевого общения на межличностные отношения.

Программа элективного курса рассчитана на 18 часов (1 занятие в неделю во втором полугодии) для учащихся 10–11-х классов, так как предполагает использование умений самостоятельного отбора материала, методик социального опроса, проведения анкетирования, умения работать с телепередачами, проводить наблюдения, анализ и обобщение полученного материала.

Как форму работы учитель может использовать лекцию, практикум, семинарское и лабораторное занятие. Некоторые темы занятий могут лечь в основу научных исследований в школьном научном обществе.

Занятия курса следует проводить с привлечением художественных произведений, теле- и радиопередач, фрагментов кинофильмов.

Литература

1. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.

2. Бессараб М. Владимир Даль. М.: Современник, 1972.

3. Вартанян Э.А. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1982.

4. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 1983.

5. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2006.

6. Дерягин В.Л. Беседы о русской стилистике. М.: Знание, 1978.

7. Злобина Т.А. и др. Лингвистические знания – основа умений и навыков. М.: Просвещение, 1985.

8. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1982.

9. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта+, 1999.

10. Эрудит. Серия «Язык и фольклор». М.: ООО ТД «Издательство “Мир книги”», 2006.

(От редакции. Предлагаем для подобного рода элективных курсов использовать книгу М.Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва». М., 2007. Языки славянских культур.)

Примерное распределение тем и форма занятий

  Тема занятия Форма занятия
1-я неделя Введение. Общение. Виды общения Лекция с элементами беседы
2-я неделя Речевое общение Практическое занятие, тестирование
3-я неделя Обращение – начало общения Практикум
4-я неделя Поэтические обращения Семинар
5-я неделя Эти обидные прозвища Беседа, практикум
6-я неделя Общение в школе. Школьный сленг Практикум
7-я неделя Искусство спора Беседа, обсуждение какой-либо проблемы
8-я неделя Культура политического спора Исследование, работа с фрагментами ТВ-передач
9-я неделя Речевая культура общения участников реалити-шоу Работа с фрагментами передач, сравнительный анализ
10-я неделя «Лишние слова» Лингвистический эксперимент
11-я неделя Говорим правильно. Ударение Практикум
12-я неделя Речевые штампы Практикум
13-я неделя Лексика группировок. Речевые ситуации Практикум, наблюдение, работа с фрагментом фильма
14-я неделя Роль междометий в общении Беседа, практическое занятие
15-я неделя Этикетные междометия Беседа, театральные зарисовки
16-я неделя Современные просторечия и жаргоны Семинар, эксперимент
17-я неделя Речевое общение в семье Дискуссия
18-я неделя Искусство комплимента Практикум

А.Г. ШИПКОВА,
МОУ «Хасанская СОШ»,
пос. Хасан,
Приморский край

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru