Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2008

ИНФОРМАЦИЯ

 

X Летняя лингвистическая школа

 

С 8 по 18 июля в пансионате «Ратмино», расположенном под Дубной, прошла X Летняя лингвистическая школа (ЛЛШ), которая собрала более 50 школьников, около 20 студентов МГУ и РГГУ и почти 40 школьных и вузовских преподавателей.

Летняя лингвистическая школа – это традиционное мероприятие, которое проводится под эгидой Института лингвистики РГГУ и Московского центра непрерывного математического образования при поддержке компаний «Яндекс» и «ABBYY». На школу приглашаются победители Московской олимпиады по лингвистике и участники факультативов по лингвистике.

Каждое утро в ЛЛШ читались две лекции, посещение которых было обязательным для школьников. После обеда начинались семинары, из которых участники должны были выбрать те два, которые их больше привлекают. Лекции, прочитанные в ЛЛШ, были посвящены самым разным темам. Упомянем только некоторые из 22 лекций: акад. А.А. Зализняк рассказал о Велесовой книге, убедительно и при этом доступно показав, что это поздняя подделка, а отнюдь не древнейший памятник славянской письменности; М.А. Кронгауз прочитал лекцию, посвященную языковой игре в различных ее проявлениях. Были и лекции, посвященные смежным с лингвистикой наукам: В.Ю. Апресян рассказывала про связь языкознания и нейропсихологии, а Г.Б. Шабат – про то, какую роль играет естественный язык в математике и физике. 11 циклов семинарских занятий тоже были чрезвычайно разнообразны: например, Б.Л. Иомдин рассказал про новые возможности, которые открылись перед лингвистами благодаря созданию корпусов текстов на разных языках. В.И. Беликов сообщил своим слушателям о том, что жители разных городов говорят по-русски с некоторыми различиями, причем речь шла не о таких хрестоматийных примерах, как слова «бордюр» и «поребрик», употребляемые, соответственно, в Москве и Санкт-Петербурге, а о малоизвестных и неожиданных словах.

Не была забыта и связь лингвистики с литературой и литературоведением. Среди гостей школы был Тимур Кибиров, поэтический вечер которого собрал немало слушателей. Е.С. Абелюк предложила школьникам поучаствовать в коллективном комментарии к «Оде на победу»?М.А. Тарловского, а Н.А. Шапиро провела цикл семинаров «Стилистические особенности художественного текста». В.В. Файер на материале произведений русской и античной литературы показал, каким образом с помощью лингвистических критериев можно установить авторство того или иного текста.

Кроме того, важное место в программе ЛЛШ было отведено и интеллектуальным развлечениям. В игре «Словарь», которую провели Б.Л. Иомдин и О.Ю. Шеманаева, школьники должны были сочинить правдоподобные толкования для редких слов из словаря Даля, а потом им предстояло догадаться, какой из вариантов на самом деле был в словаре, а какие были придуманы другими командами. И.Б. Иткин организовал «Эрудит-квартет» и «Что? Где? Когда?». И.А. Леенсон провел уже традиционный «Интеллектуальный фейерверк»: школьники, студенты и преподаватели анонимно отвечали на вопросы из самых разных областей знаний, а настоящие имена победителей были объявлены только на закрытии школы.

В ЛЛШ создается уникальная атмосфера: в непринужденной обстановке школьники и студенты могут поговорить с известными учеными и обсудить с ними серьезные научные проблемы. Такое общение оказывается плодотворным для обеих сторон. И неудивительно, что многие участники школы уже сейчас предвкушают поездку в XI Летнюю лингвистическую школу, которая должна состояться в июле 2009 года.

А.Ч. ПИПЕРСКИ,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru