Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

5-й класс

 

МЯГКИЙ ЗНАК В КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Цели урока:

1. Повторить правописание ь в конце глаголов.

2. Вспомнить орфограмму «Разделительный ь и ъ».

3. Повторить орфограмму «Ь для обозначения мягкости согласного».

4. Изучить орфограмму «Ь в конце существительных».

5. Систематизировать полученные знания.

6. Активизировать учащихся на получение новых знаний.

7. Развитие речи.

8. Развитие критического мышления.

Тип урока: урок по технологии развития критического мышления (ркм).

В технологии ркм выделяются три стадии:

1. Стадия вызова.

• Мозговой штурм.

• Составление кластера (графического систематизатора).

2. Стадия осмысления новой информации.

• Знакомство с новой информацией – открытие.

• Обработка информации – инсерт.

• Работа с текстом.

3. Стадия рефлексии.

• Беседа.

• Возвращение к кластеру.

• Кроссворд.

• Задание на дом.

Оборудование:

• тексты для работы;

• кроссворд;

• доска;

• кластер.

ХОД УРОКА

1. Стадия вызова

Мозговой штурм

– Ребята, что вы знаете о роли ь в языке?

– В словах каких частей речи пишется ь? (Внутри слова – в любых, на конце – в глаголах, в существительных.)

– Вы уже многое знаете о правописании ь в словах. Давайте вспомним, что вам известно о правописании ь.

– В центре листа напишите ь и запишите все, что вы знаете о его правописании. У нас получится графический систематизатор – кластер.

Составление кластера

Вопросы для составления кластера:

1. В каких глагольных формах пишется ь после шипящих?

2. Как мы обозначаем мягкость согласных, кроме использования гласных е, ё, ю, я, и?

3. Какой разделительный знак мы используем перед буквами е, ё, ю, я, и, если перед ними нет приставки на согласный?

2. Стадия осмысления

Открытие

– Дежурный, пожалуйста, помогите мне, возьмите мел и разделите доску пополам ровной линией. Теперь включаются все. Ребята, вспоминайте существительные, которые оканчиваются на ь. Слова на шипящие пишем с одной стороны доски, остальные – с другой стороны.

(Дети выходят к доске и записывают слова в две группы.)

Обработка информации

– Теперь посмотрим, что у нас получилось. Кто догадался, что общего у слов 1-й группы? (Дочь, мышь, рожь, вещь.) Думаем, ребята. Догадались? Пишем цифру 1 и свою догадку.

1) Все они ж.р.;

2) они оканчиваются на шипящие;

3) все они ед. ч.

– Молодцы! А поставьте их во мн. ч.

– Кто может сделать вывод, какое правило у нас получается?

(У сущ. ж.р. ед. ч. после шипящих пишется ь.)

– Теперь обратимся ко 2-й группе слов: день, тень, лошадь...

– Кто может определить род и число этих существительных? (Ж. и м.р. ед. ч.)

– Почему в других словах после таких же согласных ь не нужен? (Дом, стук, град – слово оканчивается на твердый согласный.)

– Что обозначает ь после твердых согласных? (Обозначает их мягкость.)

Работа с текстом

– А что же с другими словами, оканчивающимися на шипящий?

Вечереет. Из-за туч
Солнце шлет последний луч.
Летний день уходит прочь.
Скоро все укроет ночь.
За окном не слышен грач.
Тишь спустилась среди дач.
Дремлет еж, уснула мышь.
Засыпай и ты, малыш!

– Почему в этих словах нет ь после шипящих? (Луч, грач, еж, малыш – м.р.; туч, дач – мн.ч.)

– Почему прочь с ь? (Наречие.)

– Кто скажет правило?

• У сущ. м.р. в ед. ч. и.п. после шипящих ь не пишется.

• У сущ. ж.р. во мн. ч. после шипящих ь не пишется.

3. Стадия рефлексии

Беседа

– Что из того, о чем мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?

– Что оказалось новым?

– С чем вы не согласны, что вызвало сомнение?

– Как вы можете доказать свою точку зрения?

Возвращение к кластеру

– Давайте дополним наш кластер новыми связями.

 

Кроссворд

1. Старые вещи (по вертикали).

2. Когда страшно, пробирает... (снизу вверх).

2. Ребенок матери, но не сын (по горизонтали).

3. Грызун, враждует с кошкой (справа налево).

3. Ласковое название маленького ребенка (снизу вверх).

4. Жилище из веток, листьев.

5. Шуршит на реке.

Задание на дом

– К следующему уроку прошу вас найти стихотворение, в котором были бы слова с ь. Выпишите их и объясните, почему в словах есть ь. Укажите часть речи, род, число, падеж или форму глагола.

Итоги урока. Выставление оценок.

И.В. ТУМАКОВА,
с. Оса,
Иркутская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru