Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2008

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Как преодолеть трудности
при подготовке к ЕГЭ

 

Выпускнику школы необходимо не только теоретически, но и практически владеть нормами культурной речи, поэтому это не только учебная, но и социальная потребность.

Чтобы быть успешным в современном обществе, надо уметь формулировать свои мысли, суждения, ясно и точно излагать суть прочитанного или услышанного, грамотно излагать свое мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности, корректно вести любую полемику.

Речевая культура – один из показателей общего культурного уровня современного человека.

На Едином государственном экзамене достаточно много заданий, проверяющих не только знания по орфографии и пунктуации, но и те разделы, которые мы относим к культуре речи.

Это следующие задания, включенные в блок А:

А2. Проверка акцентологических, то есть связанных с постановкой ударений, знаний ученика.

А3. Задания по лексике чаще всего представлены примерами на употребление паронимов.

А4. Задания, связанные с грамматическими нормами в образовании формы слова.

А5. Задания, связанные с грамматическими нормами построения предложений, осложненных деепричастным оборотом.

А6. Проверка речевой культуры, связанная с грамматическими ошибками в построении предложений.

А28. Задания, предполагающие умение использовать синтаксическую синонимию только там, где она не нарушает грамматическую норму.

Кроме выполнения заданий из раздела «Культура речи», включенных в блок А и проверяющих языковую культуру, необходимо создать еще свой текст, отвечающий всем нормам письменной речи (часть 3С).

В пособии «Русский язык. Культура речи» (М.: Экзамен, 2008) я постаралась дать конкретные теоретические сведения к заданиям блока А, перечисленным выше, подкрепила их примерами и упражнениями для отработки навыков.

Например, в задании А6 необходимо выявить предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Эти нарушения могут быть связаны с такими явлениями, как согласование сказуемого с подлежащим, согласования определения с определяемыми словами, глагольное и именное управление, употребление однородных членов, использование косвенной речи, нарушения порядка слов и т.д.

Постараемся классифицировать наиболее часто встречающиеся примеры ошибочного построения синтаксических конструкций.

1. Предложения, в которых допущены грамматические ошибки в падежной форме существительного, стоящего после предлога:

а) предлог по в значении «после чего-либо» от следующего за ним слова формы предложного падежа: *По приезду (дат. п.) в город он поселился в общежитии. – Правильно: по приезде (пред. п.)…;

б) предлоги благодаря и согласно требуют от существительного формы дательного падежа: *Займите места согласно купленных билетов. – Правильно: …согласно купленным билетам.

2. Кроме сложности в употреблении существительных с предлогами, вызывает затруднение и построение беспредложных конструкций:

а) скучать (по кому? или по ком?);

б) поражаться (чем? или чему?);

в) воплотить (в чем? или во что?)

г) уверенность (во что? или в чем?).

Оказывается, допустим только второй вариант: скучать по вас, поражаться упорству, воплотить в реальность, уверенность в победе.

3. Трудность порой представляет построение предложений с однородными членами.

Чаще всего в задании А6 встречаются предложения с однородными членами, в которых нарушена синтаксическая норма (предложения с однородными сказуемыми, к которым относится одно и то же дополнение): Я люблю и наслаждаюсь осенней природой. – Правильно: люблю природу и наслаждаюсь ею.

Глаголы люблю и наслаждаюсь могут управлять дополнениями – существительными в разных падежах (люблю что? — наслаждаюсь чем?), поэтому в данном предложении у каждого сказуемого должно быть свое зависимое слово.

4. Построение сложноподчиненных предложений, придаточная часть которых присоединяется союзным словом кто…: те, кто…; тот, кто…; все, кто…. (*Все, кто любят поэзию Пушкина, с интересом послушает выступление актера. – Правильно: …кто любит…; все…послушают.)

Запомните, что местоимение кто употребляется только с глаголом-сказуемым в форме единственного числа, а местоимение все – с глаголом множественного числа.

В главном предложении местоимение – подлежащее все множественного числа должно согласовываться со сказуемым тоже в форме множественного числа: послушают.

5. В этом задании встречаются примеры с ошибкой при построении предложений с прямой и косвенной речью: *Как считал А.П. Чехов «что в человеке должно быть все прекрасно». – Правильно: Как считал А.П. Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно». Или А.П. Чехов считал, что «в человеке должно быть все прекрасно», или А.П. Чехов считал: «В человеке должно быть все прекрасно».

Союз что не должен входить в цитату, а в предложении, которое начинается с вводной конструкции, цитата пишется с маленькой буквы. Второй распространенной ошибкой является использование в придаточной части сложного предложения с косвенной речью местоимений 1-го и 2-го лица: *А.С. Пушкин писал, что «долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Правильными являются варианты: А.С. Пушкин писал: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал», или А.С. Пушкин писал, что долго будет любезен он народу за то, что пробуждал своей лирой добрые чувства.

6. Нередко нарушение синтаксической нормы заключается в неправильном порядке слов в предложении (*Нам предложили поселиться в новой гостинице для туристов со всем набором услуг. – Правильно: Нам предложили поселиться в новой гостинице со всем набором услуг для туристов.) Здесь ошибка связана прежде всего с нарушением смысловых связей в предложении.

Ошибочный порядок слов часто затрудняет понимание сказанного (написанного). Например: *Мы не только любовались красотой заката, но и окружающей воды.

Таким образом, синтаксические нормы регулируют правила соединения слов в предложениях.

Кроме того, в пособии «Русский язык. Культура речи» (М.: Экзамен, 2008) мною рассматриваются речевые аспекты при выполнении задания блока С. На примерах работ выпускников анализируются типичные грамматические, стилистические и лексические ошибки. В качестве практикума предлагается учащимся определить типы речевых ошибок и сделать исправления. Для проверки правильности выполнения заданий ученик может воспользоваться ключами.

Мой многолетний опыт работы в школе позволяет сказать, что подготовка к ЕГЭ по русскому языку помогает ученикам не только успешно справиться с заданиями по всем разделам, которые относятся к культуре речи, но и повысить общий уровень устной и письменной речи.

Т.И. КОЗЛОВА,
учитель-практик, автор пособий

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru