Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2009

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

11-й класс

 

Работа с текстом по карточкам

(На материале романа М.Булгакова
«Мастер и Маргарита»)

 

КАРТОЧКА 1

В старинном громадном камине, несмотря на (___________) жаркий весенний день, пылали дрова. А жарко между тем нисколько не было в комнате, и даже (___________) наоборот, входящего (___________) охватывала (___________) какая-то погребная (___________) сырость.

1. Укажите, к каким частям речи относятся выделенные жирным шрифтом слова.

2. Подчеркните грамматическую основу односоставного безличного предложения.

3. Определите способ образования слов, выделенных курсивом.

КАРТОЧКА 2

Прежде всего откроем тайну, которую мастер не пожелал открыть Иванушке.

Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной. Все, что мастер говорил о ней бедному поэту, было сущей правдой.

1. Подчеркните грамматические основы, определите вид односоставных предложений.

2. Выпишите прилагательное, перешедшее в существительное.

3. Выпишите слово(а), образованное(ые) приставочными способом.

КАРТОЧКА 3

Тогда (___________) она обернулась к Азазелло, желая (___________) получить объяснение этому нелепому «Ба!», но давать это объяснение было некому: таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез.

1. Выберите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении:

• Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

• Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

• Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

• Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

3. Укажите, к каким частям речи относятся выделенные жирным шрифтом слова.

КАРТОЧКА 4

Первая встреча Мастера и Маргариты. Рис. Нади Рушевой
Первая встреча Мастера и Маргариты.
Рис. Нади Рушевой

В это время откуда-то с другой стороны переулка, из открытого окна, вырвался и полетел громовой виртуозный вальс и послышалось пыхтение подъехавшей к воротам машины.

1. Объясните постановку или отсутствие запятой перед союзом и.

• Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

• Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая нужна.

• Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом и запятая не нужна.

• Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая нужна.

2. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

3. Выпишите страдательное причастие прошедшего времени.

КАРТОЧКА 5

Берлиоз. Бездомный. Консультант. Рис. Нади Рушевой
Берлиоз. Бездомный. Консультант.
Рис. Нади Рушевой

Тогда во весь мах Маргарита понеслась вниз отсчитывая этажи долетела донизу вырвалась на улицу и глядя вверх отсчитала и проверила этажи снаружи соображая какие именно окна квартиры Латунского.

1. Расставьте знаки препинания в предложении.

2. Выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

3. Укажите, сколько деепричастий в этом предложении.

КАРТОЧКА 6

Из первого подъезда выбежал швейцар, поглядел вверх, немного поколебался, очевидно, не сообразив сразу, что ему предпринять, всунул в рот свисток и бешено засвистел.

1. Подчеркните грамматическую основу односоставного безличного предложения.

2. Выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

3. Выпишите все наречия.

КАРТОЧКА 7

Измученный долгим бездельем за зеркальными дверями подъезда, швейцар вкладывал в свист всю душу, причем точно следовал за Маргаритой, как бы аккомпанируя ей.

1. Выберите правильную характеристику предложения:

• Простое, осложненное обособленным обстоятельством.

• Простое, осложненное обособленным определением.

• Сложное бессоюзное.

• Простое, осложненное обособленным определением, обстоятельством, однородными сказуемыми.

2. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

3. Выпишите все союзы.

КАРТОЧКА 8

Пролетая мимо предпоследнего окна четвертого этажа Маргарита заглянула в него и увидела человека в панике напялившего на себя противогаз. Ударив молотком в его окно Маргарита вспугнула его и он исчез из комнаты.

1. Расставьте знаки препинания.

2. Выпишите слова, образованные приставочным способом.

3. Подчеркните предлоги.

КАРТОЧКА 9

Поворачивая голову вверх и влево, летящая любовалась тем, что луна несется над нею, как сумасшедшая, обратно в Москву и в то же время странным образом стоит на месте, так что отчетливо виден на ней какой-то загадочный, темный – не то дракон, не то конек-горбунок, острой мордой обращенный к покинутому городу.

1. Определите типы придаточных предложений.

2. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

3. Выпишите все причастия.

КАРТОЧКА 10

Поняв, что она перекувыркнулась, Маргарита приняла нормальное положение и, обернувшись, увидела, что и озера уже нет, а что там, сзади за нею, осталось только розовое зарево на горизонте.

1. Выделите все обособленные члены предложения.

2. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

3. Выпишите частицы.

КАРТОЧКА 11

Благодаря его выкрикам тревога передалась в 120-ю комнату, где больной проснулся и стал искать свою голову, и в 118-ю, где забеспокоился неизвестный мастер и в тоске заломил руки, глядя на луну, вспоминая горькую, последнюю в жизни осеннюю ночь, полоску света из-под двери в подвале и развившиеся волосы.

1. Выберите правильную характеристику предложения:

• Сложноподчиненное с однородным подчинением.

• Сложное с сочинением и подчинением.

• Сложноподчиненное с параллельным подчинением.

• Простое.

2. Выпишите все предлоги.

3. Укажите способ образования слова выкрикам.

КАРТОЧКА 12

Объявления в газетах об обмене квартиры на Институтской улице в Киеве на меньшую площадь в Москве не давали никакого результата. Желающих не находилось, а если изредка они и отыскивались, то их предложения были недобросовестны.

1. Выберите правильную характеристику второго предложения:

• Сложноподчиненное с однородным подчинением.

• Сложное с сочинением и подчинением.

• Сложноподчиненное с последовательным подчинением придаточных.

• Простое.

2. Выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

3. Выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

КАРТОЧКА 13

Издалека доносились всхлипывания Коровьева, вся передняя наполнилась запахом эфира, валерьянки и еще какой-то тошной мерзости.

1. Выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

2. Выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

3. Выпишите существительное, образованное переходом из другой части речи.

КАРТОЧКА 14

Поплавский почувствовал, что ему не хватает воздуха, поднялся со стула и попятился, держась за сердце.

– Азазелло, проводи! – приказал кот и вышел из передней.

1. Подчеркните грамматические основы в односоставных предложениях, напишите виды этих односоставных предложений.

2. Выпишите глагол в повелительном наклонении.

3. Выпишите подчинительное словосочетание со связью управление, в котором главное слово – деепричастие.

КАРТОЧКА 15

Бешеные рукоплескания потрясли зал до того, что Никанору Ивановичу показалось, будто в люстрах запрыгали огни.

1. Выпишите словосочетание со связью согласование.

2. Выпишите союзы.

3. Определите виды придаточных предложений.

КАРТОЧКА 16

Она улетела, а тоска осталась необъясненной, ибо не могла ее объяснить мелькнувшая как молния и тут же погасшая какая-то короткая другая мысль.

1. Подчеркните грамматические основы, укажите вид каждого сказуемого.

2. Выпишите союзы.

3. Выберите правильную характеристику предложения:

• Простое, осложненное обособленным обстоятельством и обособленным определением.

• Сложное с сочинением и подчинением.

• Сложноподчиненное.

• Сложносочиненное.

КАРТОЧКА 17

Маргарита читает рукопись Мастера. Рис. Нади Рушевой
Маргарита читает рукопись Мастера.
Рис. Нади Рушевой

В тот самый день, когда происходила всякая нелепая кутерьма, вызванная появлением черного мага в Москве, в пятницу, когда был изгнан обратно в Киев дядя Берлиоза, когда арестовали бухгалтера и произошло множество других глупейших и непонятных вещей, Маргарита проснулась около полудня в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка.

1. Подчеркните грамматические основы, выберите правильную характеристику предложения:

• Сложноподчиненное с однородным подчинением.

• Сложное с союзной и бессоюзной связью.

• Сложноподчиненное с однородным и параллельным подчинением.

2. Выпишите прилагательное в превосходной степени.

3. Выпишите местоимения, определите их разряд.

КАРТОЧКА 18

Рюхин поднял голову и увидел, что он давно уже в Москве и, более того, что над Москвой рассвет, что облако подсвечено золотом, что грузовик его стоит, застрявши в колонне других машин у поворота на бульвар, и что близехонько от него стоит на постаменте металлический человек, чуть наклонив голову, и безразлично смотрит на бульвар.

1. Подчеркните грамматические основы, выберите правильную характеристику предложения:

• Сложноподчиненное с однородным соподчинением придаточных.

• Сложное с союзной и бессоюзной связью.

• Сложноподчиненное с однородным и параллельным подчинением.

2. Определите способ образования слова безразлично.

3. Выпишите местоимения, определите их разряд.

Е.В. ДАВЫДОВА,
г. Сочи

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru