Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2009

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

7-й класс

 

Практическая работа по теме «Союзы»

(Карточки с разноуровневым заданием)

Ученик может выбрать для себя посильное задание в зависимости от уровня сложности. Работая над заданием своего уровня, он может получать консультацию другого ученика или учителя. Если ребята выбрали одинаковые карточки-задания, они могут работать в паре или в группе.

Уровень А – для сильных, Б – для ребят послабее, В – для слабых.

КАРТОЧКА 1

Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая и вставляя буквы.

В. (Н_)что (н_)перем_нилось со времени болезни Темы. Та(же) бочка стоит (по)средине двора. Тот(же) Еремей тян_т к ней ту(же) уп_рающуюся Буланку. Тот(же) п_тух озабоч_но что(то) толку_т под бочкой свои курам и сердит_ся (по)прежнему что они (не)понимают его. Все то(же) но все радует и будто говорит Тем_ что он опять здоров что все только и ждали его выздоровления. (По Н.Гарину-Михайловскому)

– Найдите сложное предложение с подчинительным союзом причины.

– Найдите предложение с таким же союзом и определите значение союза.

– Укажите сочинительные союзы и их разряды.

– Укажите сочинительный союз, который соединяет части сложного предложения.

– Укажите однокоренные слова, разберите их по составу. Проверьте себя по словообразовательному словарику.

КАРТОЧКА 2

Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

А. Это был добрый глупый пес но Никитин терпеть его (не)мог (за)то, что имел привычку класть свою морду на колени обедающих. (За)то Мушка, маленькая2 собач_нка с мохнатой мордой, была общей любимицей. (А.Чехов)

Б. Флигель, в котором мы ост_новились, был точно так(же) пр_бран к пр_езду как и в прошлом г_ду. Точно так(же) рыцарь грозно см_трел из(за) забрала своего шлема с к_ртины висевш_ в соседней комнате где мы спали. (С.Аксаков)

– Найдите предложение с причастным оборотом, обозначьте его графически.

– Пользуясь толковым словарем, объясните значения слов флигель, забрало.

КАРТОЧКА 3

Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя вместо прочерка подходящие союзы. Определите разряд этих союзов.

А. Изучение (не)знакомого края всегда начинает_ся с карты. По карте можно пут_шествовать ____, как по земле. Потом, ____ попадеш_ на настоящ_ землю, сразу же сказывает_ся знание карты (по)этому уже (не)брод_ш_ (в)слепую и (не) трат_ш_ (по)пусту времени. (По К.Паустовскому)

Б. _____, как и другие, батрак Иван (не)навид_л своего хозяина (за)то _____ тот все пр_теснял его. (В)продолжени_ всей зимы Иван ухаж_вал за ск_тиной. Так(же) нес различные кухо_ные работы. (В)последстви_ он (не)доумевал _____ мог выдержать такой (не)посильный труд такую (не)человеческую работу.

– В последнем предложении найдите и выпишите синонимы.

– Найдите значение слова притеснял. Подберите к нему синонимы.

КАРТОЧКА 4

Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя вместо прочерка подходящие союзы. Определите разряд этих союзов.

А. Я побл_год_рил Дерсу (за)то ____________ он (во)время столкнул меня с плота. Этим он спас мне жизнь ____________ ею р_сковал так(же) ____________ и я. (По)тому ____________ он отнесся к моим словам, видно было ____________ он (не)считал это про_влением г_ройства. (За)то я был ему искре_е бл_годарен. (По В. Арсеньеву)

Н.А.ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru