Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2009

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

Как сделать внеклассное мероприятие «Классным»

Материалы для проведения внеклассных мероприятий
в рамках предметной недели по русскому языку
(5–11-е классы)

Вместо предисловия

Почти в каждой школе предметные недели являются традиционными. В это время обязательно проводятся открытые уроки, олимпиады, конкурсы и внеклассные мероприятия.

Наш предмет не исключение, поэтому ежегодно тысячи учителей-филологов лихорадочно роются в своих педагогических копилках, стремясь найти нужный материал и провести школьную неделю русского языка на должном уровне. Ведь цель предметной недели – повышение интереса наших учеников к предмету, стимулирование творческой и исследовательской деятельности школьников. А это очень важно, потому что русский язык, как ни печально, не является для большинства школьников интересным и увлекательным предметом.

С открытыми уроками, олимпиадами и викторинами особых затруднений не возникает, совсем другое дело – провести удачное внеклассное мероприятие. Основные трудности при его подготовке: подбор заданий, увлекательная форма изложения привлекаемых языковых фактов и, конечно же, создание веселой и непринужденной атмосферы.

Многие учителя предпочитают воспроизвести телевизионные игровые ток-шоу. Это, может, и интересно, но уже известно и очень уж напоминает стандартные олимпиадные задания.

Я попыталась придумать что-нибудь свое. Скажу честно, не все получилось гладко, что-то пришлось корректировать на ходу. Но, признаюсь, впечатление от всех конкурсов было потрясающим!

Надеюсь, что у вас, как и у меня, получится настоящий праздник родного языка!

I. Частушки с заданиями

Эта форма соревнования пришлась по душе ребятам. Суть в том, что одна группа учеников (команда) поет частушку, а другая выполняет задание, заключенное в ней.

Например, первая команда ребят поет:

Отчего же плачет Коля,
Смыв все на своем пути?
Просто не нашел он корень
В слове простеньком уйти.

Вторая команда после исполнения частушки ищет корень в слове уйти. Затем команды меняются местами.

Варианты частушек:

1. Тим фонетику не любит,
Ох, сложна наука!
Он не знает, в слове ясный
Сколько гласных звуков.

2. Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Помогите Свете сделать
Предложения разбор.

3. Посмотрите, сосед Витя
Снова к маме побежал.
Он не может слово туфли
Изменить по падежам!

4. Петя наш преодолел
Барьер психологический –
Решил сделать в слове съел
Разбор морфологический!

5. Совмещает наша Клава
Качество с количеством.
Разбирает по составу
Слово электричество.

6. Не ругайте, мама с папой,
Что не помогаю.
Глагол трудный победить
Я с утра спрягаю.

II. «Грамматические забеги»

Этот конкурс лучше проводить в спортзале, на спортивной площадке или на открытом воздухе. Состязание совмещает в себе физические упражнения и языковые задания, т.е. от старта до доски участник должен пробежать, делая определенное физическое упражнение, а затем, выполнив задание (в данном случае морфологическое), вернуться на линию старта, где его ждет команда. Для конкурса нужны две школьные доски, мячи и мел.

Жюри оценивает качество выполнения как физических, так и языковых заданий. Большее количество баллов присуждается той команде, чей участник правильно выполнил задание и быстрее вернулся к команде.

Примерные задания:

1. Физическое упражнение: пробежать от линии старта до доски, высоко поднимая ноги. Задание у доски: с корнем -воз- (-ход- для второй команды) за 2 минуты образовать (и записать на доске) как можно больше однокоренных слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий и т.д.). При оценивании учитывается разнообразие.

2. Физическое упражнение: пробежать от линии старта до доски, подбрасывая мяч рукой. Задание у доски: от глаголов делать (вязать для второй команды) образовать глаголы совершенного вида и все возможные причастия (действительные, страдательные, совершенного и несовершенного вида, в прошедшем и настоящем времени). При оценивании учитывается скорость выполнения.

3. Физическое упражнение: пропрыгать от линии старта до доски «по-лягушачьи». Задание у доски: расшифровать цифры, записав слова 24, 1, 18, 19, 10, 23, 1 (15, 1, 18, 6, 24, 10, 6), определить, какими частями речи они являются (цифры соответствуют порядковым номерам букв в алфавите). При оценивании учитывается скорость выполнения.

4. Физическое упражнение: пробежать от линии старта до доски, удерживая мяч на тыльной стороне ладони вытянутой руки. Задание у доски: определить род и склонение существительных бутсы, величина, кафтан, шампунь, пальто, лепешка, проспект, дядя, оркестр, молотьба (молодежь, очки, кофе, шимпанзе, судьба, пиджак, кино, шлагбаум, павлин, куропатка).

5. Физическое упражнение: добраться до доски, передвигаясь на корточках. Задание у доски: просклонять числительные шестьсот восемнадцать (восемьсот четырнадцать).

6. Физическое упражнение: пропрыгать до доски на одной ноге. Задание у доски: распределить по частям речи слова из следующих стихотворных строк Ф.Тютчева:

Для 1-й команды

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Для 2-й команды

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

7. Физическое упражнение: пробежать от линии старта до доски, удерживая без помощи рук мяч на согнутой спине. Задание у доски: за 2 минуты записать как можно больше прилагательных, обозначающих цвета и их оттенки.

III. «Перетягивание каната»

Конкурс прост и вместе с тем чрезвычайно увлекателен. Конечно, настоящего каната здесь нет. Вместо него – цепочка из однокоренных слов, составляемая участниками конкурса. Итак, середина каната – слово, желательно содержащее только корень и окончание или просто корень. Например,

соль.

Команды выбирают стороны каната и начинают добавлять однокоренные слова:

соленый – соль – солить.

Слова можно добавлять поочередно, а можно дать определенное время, например, 5 минут. Главное, чтобы однокоренные слова не повторялись. Побеждает та команда, чья сторона «каната» оказалась более длинной.

IV. «Правильные сказки»

Эти сказки называются правильными не потому, что они несут в себе поучения, а потому, что пересказывают в оригинальной манере правила русского языка. Важный момент: прежде чем объявлять этот конкурс и давать ученикам задание составить собственную сказку, придумайте с ними сказку вместе.

V. Загадки

Попробуйте предложить подобные загадки вместо надоевших вопросов стандартной викторины, и вы сразу заметите, как изменится настроение ваших подопечных. Стихотворная форма загадки не обязательна, главное – необычное и интересное содержание.

1. Мой знак – волна, я отвечаю
Всем на вопрос какой?, какая?.
Ответьте без сомнения:
Кто я в предложении? (Определение.)

2. Из двух главных я один
Положенья господин.
В предложенье выделяют
Меня линией сплошной,
Я предмет обозначаю.
Ну, так кто же я такой? (Подлежащее.)

3. Я очень стар,
И даже царь
Меня для речи брал.
Я видел то,
Чего из вас
Никто и не видал.
Но я не в силах поспешать
За жизнью второпях,
И оттого меня теперь
Найдешь лишь в словарях. (Архаизм.)

4. Коль грустен ты – я буду весел,
Ты радуешься – я в слезах.
Коль ты забыт, то я известен,
Ты на земле, я – в небесах.
И в чистоте найду я сор,
Иду всему наперекор. (Антоним.)

VI. «Куча-мала»

Игра для пяти- и шестиклассников, но в ней с удовольствием участвуют и ученики постарше. Все, что требуется, – это карточки с морфемами – приставками, корнями, суффиксами, окончаниями.

1-й этап. Перед участниками ставятся лотки с ячейками – названиями морфем – и рядом кладется куча карточек (проследите, чтобы карточек в кучах было одинаковое количество). Школьники должны быстро и правильно распределить карточки по ячейкам лотка. Для детей постарше можно усложнить задачу, добавив «редкие» морфемы, например, приставку су-, которая встречается только в словах супротив, сумрак, сумерки и в их производных (или па-падчерица, паводок ...).

2-й этап. Из имеющихся разложенных по ячейкам морфем за установленное время сложить наибольшее количество слов, причем при оценивании учитывается, сколько морфем в среднем использовано в слове. За слова, в которых больше 5–6 морфем, можно присуждать дополнительные баллы.

VII. «Угадай-ка»

Вы поразитесь богатству фантазии ваших учеников, когда проведете подобный конкурс.

Разделите школьников на 2 команды. Каждой команде прочитайте фразеологизм и дайте задание: без слов, при помощи жестов и мимики передать суть фразеологизма. Вторая команда должна угадать, какой именно фразеологизм показывается. Дополнительные баллы даются, если ребята смогут также рассказать историю возникновения фразеологизма. Затем команды меняются местами.

Этот конкурс можно сделать заданием на дом, тогда у детей будет возможность лучше подготовиться.

Н.Е. НАЛБАНДЯН,
пос. Узловой,
Краснодарский край

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru