Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2009

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Н/нн в разных частях речи

(На материале повестей Н.В. Гоголя)

 

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя в слова н или нн.

1. Горы горшков, закута(н,нн)ых в сено, медле(н,нн)о двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписа(н,нн)ая ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможде(н,нн)ого на возу плетня и привлекала умиле(н,нн)ые взгляды покло(н,нн)иков роскоши.

2. Много прохожих поглядывало с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоце(н,нн)остей, который медле(н,нн)ыми шагами шел за своим товаром, заботливо окутывая глиня(н,нн)ых своих щеголей и кокеток ненавистным для них сеном.

3. Одиноко в стороне тащился на истомле(н,нн)ых волах воз, навале(н,нн)ый мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в чистой полотня(н,нн)ой рубашке и запачка(н,нн)ых полотня(н,нн)ых шароварах, его хозяин.

4. Рядом с ним шла привяза(н,нн)ая к возу кобыла, смире(н,нн)ый вид которой обличал прекло(н,нн)ые лета ее.

5. Сквозь темно- и светло-зеленые листья небрежно раскида(н,нн)ых по лугу осокоров, берез и тополей засверкали огне(н,нн)ые, одетые холодом искры, и река-красавица блистательно обнажила серебря(н,нн)ую грудь свою, на которую роскошно падали зеленые кудри дерев.

6. Красавица не могла не заметить его загоревшего, но исполне(н,нн)ого приятности лица и огне(н,нн)ых очей, казалось, стремившихся видеть ее насквозь, и потупила глаза при мысли, что, может быть, ему принадлежало произнесе(н,нн)ое слово.

7. Дочке хотелось туда, где под полотня(н,нн)ыми ятками нарядно развеша(н,нн)ы красные ленты, серьги, оловя(н,нн)ые, медные кресты и дукаты.

8. Соверше(н,нн)о провалившийся между носом и острым подбородком рот, вечно осене(н,нн)ый язвительною улыбкой, небольшие, но живые, как огонь, глаза и беспреста(н,нн)о меняющиеся на лице молнии предприятий и умыслов – все это как будто требовало особе(н,нн)ого, такого же стра(н,нн)ого для себя костюма, какой име(н,нн)о был тогда на цыгане.

9. К рассказа(н,нн)ому присоединились еще увеличе(н,нн)ые вести о суде, виде(н,нн)ом волостным писарем в развалившемся сарае.

10. Девушка вынула из-за пазухи маленькое зеркало, обклее(н,нн)ое красною бумагою, купле(н,нн)ое ей на ярмарке, и поглядела в него с тайным удовольствием.

(«Сорочинская ярмарка»)

11. Старухи выдумали, что с той поры все утопле(н,нн)ицы выходили в лу(н,нн)ую ночь в панский сад греться на месяце.

12. В это самое время пле(н,нн)ик, пользуясь темнотою сеней, вдруг вырвался с необыкнове(н,нн)ою силою из рук головы.

13. Божестве(н,нн)ая ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохнове(н,нн)о стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Девстве(н,нн)ые чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветре(н,нн)ик – ночной ветер, подкравшись мгнове(н,нн)о, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжестве(н,нн)о. …И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величестве(н,нн)ый гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба... Как очарова(н,нн)ое, дремлет на возвышении село.

(«Майская ночь, или Утопленница»)

 

КЛЮЧИ

1. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможденного на возу плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши.

2. Много прохожих поглядывало с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоценностей, который медленными шагами шел за своим товаром, заботливо окутывая глиняных своих щеголей и кокеток ненавистным для них сеном.

3. Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин.

4. Рядом с ним шла привязанная к возу кобыла, смиренный вид которой обличал преклонные лета ее.

5. Сквозь темно- и светло-зеленые листья небрежно раскиданных по лугу осокоров, берез и тополей засверкали огненные, одетые холодом искры, и река-красавица блистательно обнажила серебряную грудь свою, на которую роскошно падали зеленые кудри дерев.

6. Красавица не могла не заметить его загоревшего, но исполненного приятности лица и огненных очей, казалось, стремившихся видеть ее насквозь, и потупила глаза при мысли, что, может быть, ему принадлежало произнесенное слово.

7. Дочке хотелось туда, где под полотняными ятками нарядно развешаны красные ленты, серьги, оловянные, медные кресты и дукаты.

8. Совершенно провалившийся между носом и острым подбородком рот, вечно осененный язвительною улыбкой, небольшие, но живые, как огонь, глаза и беспрестанно меняющиеся на лице молнии предприятий и умыслов – все это как будто требовало особенного, такого же странного для себя костюма, какой именно был тогда на цыгане.

9. К рассказанному присоединились еще увеличенные вести о суде, виденном волостным писарем в развалившемся сарае.

10. Девушка вынула из-за пазухи маленькое зеркало, обклеенное красною бумагою, купленное ей на ярмарке, и поглядела в него с тайным удовольствием.

(«Сорочинская ярмарка»)

11. Старухи выдумали, что с той поры все утопленницы выходили в лунную ночь в панский сад греться на месяце.

12. В это самое время пленник, пользуясь темнотою сеней, вдруг вырвался с необыкновенною силою из рук головы.

13. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. …И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село.

(«Майская ночь, или Утопленница»)

Т.Н. НАЗАРОВА,
Е.Н. СКРИПКА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru