Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2009

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Счастливая прибыль…

Нет более автобиографичной поэзии, чем поэзия Пушкина. Русский литературный критик Н.Н. Страхов в книге «Заметки о Пушкине и других поэтах» писал: «С совершенной отчетливостью он чувствовал, когда в нем действует вдохновение и когда нет, и не писал ни одного произведения, которое бы не вытекало прямо из души. Необыкновенная сила пушкинского гения обнаруживается именно в этом прямодушии (т.е. откровенности). Более открытого, более прямо себя обнаруживающего поэта невозможно найти. Расстояние между душою Пушкина и его стихотворениями было так мало, что меньше и не бывает и быть не может».

Перечитаем «Евгения Онегина». Это роман о поколении лучших русских людей, о любви, о трагедии, о красоте жизни, о надеждах… Но это роман и о Пушкине. В лирических отступлениях – весь поэт. Он прощается с юностью и вступает в зрелость, говорит о своих привязанностях и увлечениях, философски рассуждает о смысле жизни и любви, о вдохновении.

Но так и быть: простимся дружно,
О юность легкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары…

С ясной душою прощается автор со своей юностью. Он вступает в зрелость, мечтая об одном: чтобы сохранилось творчество, вдохновение:

А ты, младое вдохновенье,
Волнуй мое воображенье,
Дремоту сердца оживляй,
В мой угол чаще прилетай,
Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь
И наконец окаменеть
В мертвящем упоенье света,
В сем омуте…

Весь процесс омертвения души прослежен: душе (сначала) не дай остыть, потом ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть. Вдохновение, увлечения, волнения, страдания – вот живая основа души.

Поэтическое творчество (милые сны воображения) спасало поэта в самые трудные минуты. Поэзия, как ангел-утешитель, // Спасла меня, и я воскрес душой, – так осмысливает Пушкин годы михайловской ссылки, своего уединения.

Погружение в мир книги, в сферу идей русской и мировой культуры, в стихию народной речи, в образный строй русской сказки, русской песни, интенсивный обмен письмами, доверительный характер переписки, общение, которое становилось литературной учебой, осмысление собственного опыта жизни – такой труд души не мог не привести к ее обновлению. Душе настало пробужденье… Из письма Н.Н. Раевскому (июль, 1825): «Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить».

Это время создания лучшей в русской литературе исторической драмы «Борис Годунов». Пушкин «проложил дорогу национальному театру», создал трагедию, отвечающую духу времени. Сам процесс работы над «Борисом Годуновым» доставил Пушкину неизъяснимое творческое удовлетворение. Манера работы была для поэта нова и неожиданна: «Я пишу и размышляю, большая часть сцен требует только рассуждения; когда же я дохожу до сцены, которая требует вдохновения, я жду его или пропускаю эту сцену – такой способ работы для меня совершенно нов».

Драматург Пушкин требует особого понимания. Может, поэтому сегодня он единственный русский драматург, который не имеет театра. Сложнее всего для актера – прорваться во вдохновение поэта!

И учитель тоже должен постоянно прорываться во вдохновение поэта. Поэтическое настроение необходимо на уроке по лирике Пушкина. Учитель сам должен быть поэтом в душе – только тогда урок получится. Мне кажется, что при изучении произведений А.С. Пушкина и на уроках литературы должен быть создан «пушкинский микроклимат», и на уроках языка.

Пушкин своими текстами так и просится на урок русского языка. Введение в ткань уроков благородного, точно выверенного пушкинского текста позволяет сформировать у школьников более объемное, многомерное, живое представление по изучаемой языковой теме.

Среди петербургской рассеянной жизни театр, пожалуй, был для Пушкина наиболее сильным и необычайно острым впечатлением. В театре блистала великолепная трагедийная актриса Екатерина Семенова. Балет переживал свой первый расцвет: прима-балерина А.И. Истомина и балетмейстер Дидло создали ему мировую славу. Если в центре пушкинской статьи «Мои замечания о русском театре» – образ Семеновой (актрисы пламенной души), то в строфах «Евгения Онегина» возникает образ русской Терпсихоры – Истоминой. Поэт поразительно тонко определяет основную черту, свойственную именно русскому балету:

Душой исполненный полет…

Он проникает в суть танца Истоминой – воздушного, «романтического» и в то же время отточенно-строгого. Только увлеченный человек, вдохновленный русским театром, мог написать такие строки:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет…

Обратим внимание на однородный ряд кратких прилагательных: блистательна, полувоздушна, смычку послушна – и второй ряд – глаголов действия:

Третий ряд однородных членов (глаголов действия) указывает попеременность действия:

.

Вот еще пример. С затаенной нежностью и искренней благодарностью вспоминает Пушкин в «Евгении Онегине» петербургских актрис:

Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?

Сменить и заменить – всегда ли это равнозначно? Для Пушкина, я думаю, нет: , , ибо те девы, девы его петербургских юношеских театральных впечатлений, остались в памяти навсегда.

Учитель всю свою жизнь приглашает: «Прочитаем Лермонтова вместе, прочитаем Пушкина вместе…». Теперь, по прошествии многих лет, я точно знаю, что в старших классах по литературе надо проводить такие уроки «Что такое душа и почему она должна трудиться». Это урок-заказ. Он вырисовывался у меня долгое время, мучил меня.

В 8-й главе «Евгения Онегина», когда роман идет к концу, завершению всех жизненных коллизий Татьяны и Евгения, читаем:

Дни мчались, в воздухе нагретом
Уж разрешалася зима.
И он не сделался поэтом,
Не умер, не сошел с ума.
Весна живит его…

Останавливаем внимание на слове разрешиться: 1) стать ясным, решенным; 2) закончиться, завершиться; 3) родить (разрешиться мальчиком).

Зима разрешилась весной. Зима в воздухе нагретом родила весну. Чудесно сказано! Пушкин требует вдумчивого, осмысленного чтения, каждодневного труда нашей души. Прибыль Пушкина в нашей душе – не тяжесть, а просветление, утешение и радость. Замечательно сказала об этом Белла Ахмадулина: «Вдруг кто-нибудь не читает Пушкина, знать не хочет, алчет иной выгоды, как будто есть более счастливая прибыль, чем прибыль Пушкина в нашей душе».

Н.В. КОЛЕНЧИКОВА,
г. Минск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru