Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2009

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Знания о слове и тексте как основа
речевого развития школьников

Примерный образец лексического разбора слова

Вся комната янтарным блеском озарена.

Слово янтарный употребляется здесь в переносном значении. В словаре учебника для 4-го класса указываются прямое и переносное значения этого слова: «1. Сделанный из янтаря – окаменевшей смолы древних хвойных деревьев. Янтарное ожерелье. 2. Перен. Золотисто-желтый, цвета янтаря. Янтарное зерно пшеницы».

К слову янтарный, употребленному в переносном значении, можно подобрать синонимы: золотой, золотистый, золотисто-желтый.

В строке из стихотворения А.С. Пушкина ни один из этих синонимов не мог заменить слово янтарный, которое удивительно точно передает то особенное освещение, которое бывает в морозный солнечный день, и восприятие автором изображаемой обстановки.

В переносном значении янтарный употребляется в произведениях художественной литературы.

Прилагательное янтарный образовано (с помощью суффикса -н-) от имени существительного янтарь, которое является заимствованным словом.

На первых этапах изучения лексики лексический разбор слова используется прежде всего как упражнение, которое заставляет обращаться к словарю, учит им пользоваться. Главное же назначение лексического разбора – повторение на уровне обобщения и систематизации основных лексических понятий, углубление знаний по лексике. Наиболее важная часть разбора – толкование лексического значения слова (с этим связан и подбор синонимов и антонимов). Сопоставляя слова, входящие в синонимический ряд, думая над тем, чем объясняется выбор слова из ряда близких по значению, ученик должен прийти к выводу о своеобразии, неповторимости каждого слова, входящего в ряд синонимов.

Лексический разбор слов может быть частью комплексной работы с текстом, когда решаются многие важные задачи, связанные с восприятием текста как речевого произведения. Нетрудно заметить, как помогает такая работа успешно подготовиться к ЕГЭ.

I. Прочитайте отрывок из воспоминаний о поэте XX века А.Передрееве. Подготовьтесь к изложению.

Передреев любил тишину, тихую размеренную беседу, безмолвное созерцание5 природы. Скромное домашнее застолье предпочитал многолюдным сборищам. Он не любил и даже не переносил одиночества, но не любил и больших компаний, ему нравилось посидеть в обществе одного-двух собеседников. Готовя к изданию новую книгу, он завел как-то разговор о ее названии:

– Перебрал множество вариантов и остановился на «Равнине». Представляешь? Даль… Широкая, едва обозримая русская равнина… и тишина… Тишина…

– «Отрадная5 тишина»: «И всюду страсти роковые, и нет отрадной тишины», – припомнилась мне черновая концовка пушкинских «Цыган».

Строка Пушкина глубоко поразила Передреева. Он словно застыл от изумления5, долго и отрешенно молчал. Ведь «отрадная тишина» была не только его вожделенным желанием, но и главным условием поэзии. «В книге, если только она производное души поэта, – писал он в статье о Рубцове, – должна стоять тишина, подобная тишине глубокой реки, в которой отражается окрестный мир». Он назвал это «поэтической тишиной», и такая тишина всегда стояла в его собственных стихах. В них даже слово «тишина» упоминается особенно часто. Пахнущая «дымком и сеном тишина», «островки тишины», «раздолье тишины», «сельская тишина», «высокая тишина», «заботливая тишина», «тихая земля», «тихая отрада», «тихая звезда», «тихое здрасьте», «тихая полночь» и еще множество подобных упоминаний. И наряду с этим: «безумный мир, принимаю тебя, как врага».

(С.Гладышева)

1. Укажите средства связи между предложениями в тексте.

2. Какова роль в тексте таких сочетаний слов: «он любил», «он предпочитал»; «ему нравилось» – «он не любил и даже не переносил»?

3. Выпишите словосочетания со словами тишина, тихая. Произведите разбор одного из словосочетаний.

4. Какова роль в тексте диалога, цитирования? Выпишите высказывание Передреева из его статьи о поэте Н.Рубцове. Как вы понимаете это утверждение? Согласны ли вы с ним? Напишите об этом.

II. Зрительный диктант. Укажите средства языковой выразительности. Какова роль синтаксического параллелизма?

Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые5
Тихо живут.

(А.Пушкин)

1. Запишите к наречию тихо ряд синонимов и однокоренных слов.

2. В каком слове все согласные звуки мягкие?

а) плавно; б) тихо; в) люди; г) глубокие.

(Ответ: в)

III. Прочитайте отрывки из статьи, посвященной поэзии М.С. Петровых.

…Никакой известностью как поэт она не пользовалась. Ее высоко ценили коллеги5, но широкому читателю имя М.Петровых не говорила ровно ничего… Первая книга ее стихов вышла только в 1968 году. Марии Сергеевне было уже шестьдесят – думаю, это абсолютный рекорд5 в русской поэзии: первая книга в 60 лет!

Стихотворение «Я живу, озираясь…» (1969 г.) – великолепный5 образец лирики – синтезирует5 многолетние мучительные размышления поэта над своим предназначением…

Я живу, озираясь,
Я припомнить стараюсь
Мой неведомый век.
Все забыла, что было,
Может, я и любила
Только лес, только снег.
Снег – за таинство света
И за то, что безгласен
И со мною согласен
Тишиною пути.
Ну а лес – не за то:
За смятенье, за гомон
И за то, что кругом он,
Стоит только войти…

Конечно, стихи эти, как всякие настоящие стихи, не приемлют буквального5 толкования. «Только лес, только снег» – это как раз не только, это признак синекдохического умаления: снег и лес представляют здесь весь Божий мир, согласный с поэтом «тишиною пути» и смятением.

(М.Копелович)

1. Объясните значение слов: синтезировать, синекдоха.

2. Из стихотворения выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.

3. Понаблюдайте за использованием цитирования. Как цитируемые строки связаны с предшествующей (левым контекстом) и последующей (правым контекстом) частями отрывка?

4. Подготовьтесь к выразительному чтению.

5. Как вы понимаете мысли, выраженные в последнем абзаце? Согласны ли вы с автором статьи? Напишите об этом.

IV. Выполните задания с выбором ответа.

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) стараюсь; б) смятенье; в) мною; г) таинство.

(Ответ: в)

2. В каком слове нет приставки?

а) припомнить; б) таинство; в) безгласен; г) неведомый.

(Ответ: б)

3. В каких словосочетаниях связь иная, чем управление?

а) таинство света; б) великолепный образец; в) буквальное толкование; г) тишина пути.

(Ответ: б, в)

V. Зрительный диктант.

Как эта ночь пуста, куда ни денься,
Как город этот ночью пуст и глух5
Нам остается, друг мой, только песня –
Еще не все потеряно, мой друг!
Еще струна натянута до боли,
Еще душе так непомерно жаль
Той красоты, рожденной в чистом5 поле,
Печали той, которой дышит даль….

(А.Передреев)

1. Подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Укажите средства художественной выразительности:

а) эпитеты; б) метафоры; в) анафоры; г) риторические обращения; д) сравнения; е) безличное предложение.

(Ответ: а–г, е)

3. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.

4. В каком слове нет нулевого окончания?

а) друг; б) пуст; в) жаль; г) даль.

(Ответ: в)

5. Какое слово является категорией состояния?

а) непомерно; б) потеряно; в) натянута; г) жаль.

(Ответ: г)

6. Составьте схему последнего предложения. Произведите его синтаксический разбор.

7. Какое слово не является причастием?

а) потеряно; б) натянута; в) дышит; г) рожденный.

(Ответ: в)

8. Какое сочетание слов не является грамматической основой предложений?

а) ночь пуста; б) город пуст и глух; в) жаль; г) друг мой.

(Ответ: г)

9. Объясните орфограммы и пунктограммы.

VI. Определите тему, основную мысль текста. Объясните орфограммы и пунктограммы.

…Многие корни русского языка, плодоносные5 и важные для построения картины мира, дают все меньше и меньше новых слов. К примеру, сравните: в словаре Даля – 200 слов с корнем «добр», а в современных толковых словарях их осталось около 40. В XIX веке было 150 слов с корнем «люб», а наши современники знают в три раза меньше.

(М.Эпштейн)

1. Какие мысли возникают у нас, когда мы анализируем конкретные примеры, приведенные в статье филолога? Подготовьтесь написать об этом.

2. Продолжите эксперимент: обратитесь к словарям (современным и словарю Даля), чтобы наблюдать за тем, сколько в них слов с корнями -благ-, -добр-, -люб-. Сделайте выводы.

VII. Известно, что слова свистели, щебетали, каркали – это глаголы, которые в предложении обычно являются сказуемыми. Может ли быть иначе? Поэт А.Левин, который не боится игры в слово и со словом, неожиданно превращает эти глаголы в существительные. Как это достигается?

За окном моим летали
Две веселые свистели.
Удалые5 щебетали куст
сирени тормошили5.
А по крыше магазина
важно5 каркали гуляли.

1. Запишите стихотворение, подчеркните грамматические основы предложений.

2. В каком слове есть звонкий твердый шипящий звук?

а) крыша; б) щебетали; в) важно; г) тормошили.

(Ответ: в)

3. Подберите синонимы к прилагательному удалой.

4. Произведите разбор словосочетаний: важно гуляли, куст сирени, веселые свистели.

VIII. Прочитайте отрывок из рецензии. Докажите, что это текст публицистического стиля. Подготовьтесь к сочинению на основе данного текста.

Поэт не ломает, не разрушает слово, а преображает5 его, оставляя тем же самым, но наделяя новыми качествами, о которых никто не подозревал. Слово оказывается живым организмом со своим характером, историей, привычками и предпочтениями5. Автор не присваивает словам другие значения, а выращивает их из уже существующих, помогает слову разглядеть в себе что-то еще, кроме того, что лежит на поверхности… Язык – идеальный строительный материал.

(Г.Ермошина)

1. Подтвердите конкретными примерами, что слово в художественном тексте способно к гибким преобразованиям, благодаря чему это слово обретает особую выразительность. Напишите об этом.

2. В каком слове есть мягкий шипящий звук?

а) разрушает; б) преображает; в) еще; г) живой.

(Ответ: в)

3. Выпишите из текста все слова, в которых есть шипящие звуки. Произведите фонетический разбор одного из этих слов.

4. Объясните значение фразеологизма лежит на поверхности.

5. Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения: Наделяя слово новыми качествами…

а) появляется особая выразительность; б) поэт выявляет живую сущность слова; в) создается художественный образ; г) значение этого слова становится многозначным.

(Ответ: б)

5. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?

а) живой организм; б) преображать слово; в) свой характер; г) строительный материал.

(Ответ: б)

6. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

7. Объясните знаки препинания.

IX. Прочитайте отрывок из выступления филолога Игоря Волгина «Русский язык как русский дом» (доклад был сделан на симпозиуме «Русская словесность в мировом культурном контексте». Укажите ключевые слова. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Состояние, статус5 и перспективы современного русского языка – это не только филологическая5 проблема. Это вопрос существования во времени и пространстве самого русского мира – с его ментальностью, традициями, культурой, образом жизни. Недаром понятия «язык» и «народ» в нашем историческом понимании синонимичны5.

…Русский язык – и в первую очередь литературный язык – является не только средством общения и нравственным эталоном, но, можно сказать, и самим способом существования нации.

1. Объясните значение слов: эталон, ментальность, симпозиум.

2. Докажите, что понятия «язык» и «народ» синонимичны. Напишите об этом.

X. Прочитайте отрывки из статьи А.Бушева «Русский язык и современный социум».

Динамика городской разговорной стихии наиболее выразительно представлена в классической литературе в произведениях Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского. Как известно, и сюжеты, и язык черпал Достоевский в современном ему городе…

Современное состояние языка очень поучительно. Развитие русского языка высвечивает все те процессы, которые происходят в динамике социальных представлений, в общественной морали и т.д. Социолингвистика – наука о функционировании языка в обществе – обогатилась за последние годы новыми достижениями. Стремительно меняется общество. Однако не только реальный мир влияет на информационный, но и законы последнего влияют на событийный мир. Наше понимание реальности – результат индивидуального и социального процесса – опосредовано языком, который меняет, избирает и трансформирует наш опыт… Жизнь наша привязана к языку.

Язык конца XX – начала XXI века характеризует следующие глобальные5 процессы: варваризация, вульгаризация, языковая игра (карнавализация), стереотипизация.

Одним из распространенных процессов в языке российских СМИ последних лет стало обильное появление варваризмов. Часть новых заимствований привносится в язык в силу того, что не существует слов для самих понятий (сканер), часть из дурной моды отказываться от своего. Варваризмы – примета стремительных языковых изменений в обществе. Характерно использование множества терминов из английского языка: ноу-хау, ипотека, дивиденд, роялти, дилер, тендер…

Замены соответствующих русских слов иностранными синонимами привносит контекст «буржуазности», «фешенебельности» явления: эксклюзив – исключительный, консенсус – согласие, ноу-хау – новые технологии, презентация – представление, тинейджер – подросток, бестселлер – популярный, вестерн – приключенческий, легитимность – законность, офис – канцелярия.

СМИ, чтобы быть понятными, заговорили на языке толпы. Отсюда засилье жаргона, сленга. Чрезвычайно распространенными оказываются арготизмы. Вульгаризмы – вторая примета стремительных языковых изменений в обществе. Часты слова из молодежного сленга, языка зоны (феня, блатная музыка: кимарить, клево, туфта)… Языком улицы, толпы заговорила сама литература, ее герои: оттянемся на тусовке, в кайф, отпадный, прикольный, разборки, наезды…

Характерный молодежный сленг воспринимается как оригинальное стилистическое явление: приколист, зажигать, колбаситься.

В чем причина популярности сленга? Обширное заимствование прежде всего арготизмов – результат социальных процессов (криминализации) и пропаганды этой нормы.

В шестидесятые годы основную опасность для языка лингвисты усматривали в наступлении канцелярита… Бюрократический язык сегодня изобилует словами типа: заострим вопрос, фактор времени, по какому вопросу, принять меры, зеленый массив, озвучить, решать вопросы…

Для современного языка характерно широкое заимствование элементов рекламы, слоганов5, политического новояза. Возрастает личностное начало в речи, активнее взаимодействуют книжная и разговорная речь, языковая игра, юмор.

Сегодняшнему состоянию языка, вырвавшегося из-под спуда запретов и нормирования, свойственны жонглирование5 прецедентными текстами (логоэпистемами), карнавализация, творческое начало. Творческое начало проявляется в создании иронических неологизмов: катастройка, лжурналист, попу-лизатор, прихватизация…

Языковая динамика в современном социуме требует изучения и предполагает серьезную лингводидактическую работу. Надо рассчитывать на вывод языка и речи из заколдованного круга (общество диктует языковую норму, а язык влияет на мысль общества), ведь, по словам Г.О. Винокура, «целью языковой политики может быть только сам язык».

1. Укажите ключевые слова.

2. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

3. Напишите сочинение на основе данного текста. Ответьте на вопросы: в чем причина популярности сленга; как вывести язык и речь из заколдованного круга?

4. Выполните задания с выбором ответа:

1) В каком слове первый звук звонкий согласный?

а) причина; б) шестидесятые; в) все; г) юмор.

(Ответ: г)

2) В каком словосочетании связь иная, чем согласование?

а) творческое начало; б) языковая игра; в) элементы рекламы; г) социальные процессы.

(Ответ: в)

XI. Прочитайте отрывок из книги воспоминаний писателя Л.Бородина. Определите тему, основные мысли текста. Подготовьтесь к сочинению на основе данного текста.

…Мы провели вечер памяти поэта Николая Гумилева, куда был приглашен Андрей Донатович Синявский и всех нас удивил…

Кто-то сделал короткий доклад о судьбах и Гумилева-отца, и Гумилева-сына. Потом каждый читал свое любимое из Гумилева. Много было прочитано. Конечно, и «Капитаны», и «Жираф», и «Рабочий», и «Та страна, что могла быть раем…», и кто-то из литовцев великолепно прочитал «Царицу»…

Причуды5 памяти… Синявский сидел напротив меня, лицом к закату. Пока другие читали стихи, я его даже не помню. Но вот дошла очередь до него. Он поднял на меня – я ж напротив – свои глаза, потом как бы полуоглянулся, как мне показалось, людей вокруг себя не заметив, и сказал… Именно сказал с искренним недоумением в голосе:

У меня не живут цветы –
ладони развел, –
Красотой их на миг я обманут,
Постоят день другой и завянут…
И совсем глухо, даже хрипло:
У меня не живут цветы.
Вскинулся своей вечно нечесанной бородой…
Да и птицы…–
пауза, та же полуоглядка, – …здесь не живут,
Только хохлятся скорбно5 и глухо,
А наутро – комочек из пуха…
Даже птицы здесь не живут.

Я, конечно, знал эти стихи, но никогда не чувствовал в них никакого особого трагизма.

Только книги в восемь рядов,
Молчаливые, грузные томы,
Сторожат вековые2 истомы,
Словно зубы в восемь рядов.

Ей-богу, меня потрясли эти «грузные томы», «словно зубы в восемь рядов»!.. Повторяю, я знал эти стихи, но книги… убивающие жизнь… во имя «вековых истом» – именно так «рассказывал» об этом Андрей Синявский.

Мне продавший их букинист,
Помню, –
Тут он даже кивнул бородой, что, мол,
и верно – помнит, –

… был и горбатым, и нищим…
… Торговал за проклятым кладбищем
Мне продавший их букинист.

Не менее двух минут длилось молчание. Почему другие молчали, не скажу, не знаю. Лично я был просто потрясен5. Еще и потому, что не увидел, не уловил в манере чтения даже намека на театрализацию, чем грешили многие другие исполнители гумилевских стихов. То было его личное, может быть, даже очень личное восприятие фантастической5 истории, придуманной самым странным русским поэтом – Николаем Гумилевым.

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

2. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) На вечере, посвященном памяти Николая Гумилева, многие читали наизусть свои любимые стихи поэта;

б) Синявский прочитал стихи так, что они прозвучали трагично;

в) Я знал эти стихи, и Синявский прочитал их именно так, как я воспринимал их прежде;

г) Чтение Синявского было лишено даже намека на театрализацию.

(Ответ: в)

3. Объясните значение слов: трагизм, театрализация.

4. Выпишите предложения с вводными словами. Какова роль вводных слов в этом тексте?

5. Напишите изложение (сжатое) с дополнительным творческим заданием: в своем сочинении расскажите о роли интонации, о том, как при выразительном чтении можно передать свое восприятие текста, что один и тот же текст можно прочитать по-разному.

XII. Прочитайте отрывок из книги телевизионного журналиста Нинель Шаховой. Озаглавьте текст.

На берегу Сороти – островок тростника. В желобке жесткого листика капля дождя. Горит, сверкает… Сколько ей жить? И кто еще, кроме меня, увидит эту слезинку? Но она есть, она светится… Может быть7, из нее напьется птица, а может, в ней отразится летящее2 над Михайловским лесом облако?

Я впервые в Пушкинских Горах. Из Москвы мы ехали так долго, так утомительно, что казалось, душа сразу и не сможет откликнуться на эту красоту пушкинских мест. Приехали ровно в полночь. Оператор здесь не впервые и знает, что усталость можно снять только прогулкой по Пушкинским Горам. У нас она ночная.

Действительно весенний воздух помогает… Утром рано отправились снимать мой первый репортаж5 о пушкинских местах.

Пушкин любил эту землю. Сюда он приезжал юношей, полный радужных надежд и благородных стремлений. Здесь в расцвете славы провел он «изгнанником два долгих года». Сюда бежал он от преследований жандармов в поисках «покоя и воли».

Он бродил по этим полям, сосновым перелескам, слушал серебряную5 песню иволги и… обдумывал строфы «Евгения Онегина», сцены «Бориса Годунова», отсюда, из этого дома, Пушкин вел переписку с Рылеевым, Бестужевым, Кюхельбекером.

Здесь, в Михайловском, как будто слышишь звон колокольчика, возвестившего5 о внезапном приезде Пущина, друга поэта.

Заповедные5 пушкинские места… Кажется, здесь все обращается к тебе словами поэта:

Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродячей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров –
Они знакомы вдохновенью.

Тот свой первый репортаж из Михайловского никогда не забуду. Обостренность восприятия событий, встреч, изумление перед природой, которая и есть сама Россия, все осталось в памяти на всю жизнь.

Свой текст я читала прямо в лесу под шорох елей, а кукушка так украсила фонограмму этого репортажа… И этот живой звук усилил, оживил, добавил полноту жизни репортажу из Михайловского…

Потом я буду приезжать на Псковщину почти каждый год. И весной, и летом, и осенью, и зимой.

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

2. Укажите средства языковой выразительности:

а) эпитеты, метафоры, сравнения; б) анафора; в) парцелляция; г) многосоюзие; д) ряды однородных членов; е) цитирование; ж) риторические вопросы.

(Ответ: а–е)

3. Какая часть текста является описанием?

4. Объясните значение слов: репортаж, фонограмма, вдохновенье.

5. Объясните орфограммы и пунктограммы.

6. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

7. Напишите изложение с дополнительным творческим заданием – сочинением на одну из тем:

а) Это осталось в памяти на всю жизнь; б) Здесь все обращается к нам словами поэта; в) Слова поэта, как бы обращенные к нам…

XIII. Прочитайте отрывок из стихотворения Б.Ахмадулиной «Посвящение В.Высоцкому». Что дает нам возможность ощутить перекличку с пушкинскими текстами (например, «Мороз и солнце. День чудесный…»)?

… Мысль о тебе ясна3. Созвучья слов окольны.
Мороз, а солнца нет… все смерклось в буре-мгле.
Но был чудесный день. Ты и Марина – в Кельне.
Так я пишу тебе вне правил буриме,
вне правил общих всех, вне зауми решенья
тебе воздать хвалу, что, как хула, скушна.
Солнце – морозен день, день твоего рожденья.
Чу – благодать5 небес к нам, сирым, снизошла…

(1979)

1. Объясните значение слов: окольный, буриме, заумь, сирый, хула. Какой антоним, употребляемый в тексте, помогает понять значение слова хула?

2. Укажите слова, имеющие стилистическую окраску.

3. Выпишите рифмующиеся слова парами. Обозначьте части речи. Чем объясняется необычное написание прилагательного, которое рифмуется с глаголом снизошла?

4. Укажите средства художественной изобразительности.

5. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Лексический разбор слова в художественном тексте служит не только для повторения и обобщения основных сведений по лексике, но и решает задачи межпредметного характера, содействуя формированию умений, связанных с восприятием, пониманием произведений художественной литературы, что является процессом творческим1. При систематическом проведении этого вида разбора полезно использовать задания типа: «Выберите из текста (или предложения) слово, интересное для лексического разбора». Такие задания повышают активность учащихся, делают разбор не самоцелью, а средством решения практических задач.

Какие слова полезны для лексического разбора? Вероятно, для разбора в первую очередь следует выбирать слова многозначные, к которым можно подбирать синонимы и антонимы в соответствии с тем значением, в котором слово употреблено в данном контексте. Имеет смысл производить лексический разбор заимствованных слов, незнание точного значения которых мешает пониманию текста, употреблению этих слов в собственной речи.

С той же целью полезно отбирать и слова исконно русские, «трудные» для учащихся с точки зрения их значения и употребления, а также слова, имеющие в словарях стилистические пометы, и т.д. Неинтересных для лексического разбора слов нет. В процессе разбора, работая со словарем, сопоставляя близкие по значению слова, разные значения многозначных слов, думая об особенностях их употребления, ученики начинают понимать красоту, неповторимость каждого самого обыкновенного слова. Хочется вспомнить строки из стихотворения Д.Самойлова:

Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло.
И в этом наше ремесло.

Потому и интересно проводить наблюдения над использованием обычных, общеупотребительных слов в поэтической речи, что поэзия, по словам К.Паустовского, «возвращает слову его первоначальную свежесть. Самые стертые, до конца “выговоренные” нами слова, начисто потерявшие для нас образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!».

В отобранном нами дидактическом материале для лексического разбора и других упражнений по лексике большое место занимают художественные тексты, в том числе поэтические произведения. Анализ этих текстов позволяет рассмотреть взаимодействие слова и контекста, показывает роль слова как важнейшей категории языка. Некоторые исследователи отмечают особую роль слова в поэзии. «В стихах лишь ярче обнаруживается то, что свойственно общенародному языку. Значение отдельных слов, очевидное и в общенародном языке, становится еще очевиднее в стихотворной речи»2.

Анализ слова в контексте поэтического произведения позволяет показать важнейшую роль слова как компонента целого, так как «у великого мастера целое не противостоит отдельному, а взаимодействует с ним. Больше того. «Из-за них», из-за отдельных слов, существует и целое. Отдельные слова не только не теряются в целом, но даже «светятся как звезды»3.

Отбор для анализа на уроках русского языка текстов – «безукоризненных образцов», какими являются отрывки из произведений художественной литературы, будет содействовать усилению развивающего потенциала речевой среды. «Развивающий потенциал речевой среды, – пишет Л.П. Федоренко, – тогда оптимален, когда обеспечены учебные средства, дающие образованность в области поэтики. Эти учебные средства активизируют и развитие высших эмоций, обеспечивают полноценное развитие личности ученика»4.

Известно, что учащиеся считают раздел «Лексика» интересным и нетрудным. Таково мнение и многих учителей, которые часто воспринимают этот раздел как передышку в изучении трудного материала, важного для формирования орфографических и грамматических умений и навыков. Между тем раздел «Лексика», хотя и не содержит никаких орфографических правил, очень важен и для совершенствования орфографических навыков: понимание лексического значения слова влияет, например, на правописание безударных гласных в корне, приставок пре- и при-; умение подбирать синонимы и антонимы помогает усвоить правило о слитном и раздельном написании не с существительными, прилагательными и наречиями и т.д. Ответы учащихся на устном экзамене в 8-м классе свидетельствуют о недостаточном усвоении знаний по лексике. И причина не только в том, что раздел этот изучается в 4–5-х классах. Видимо, не только ученики, но и некоторые учителя недооценивают важность знаний о слове как основы формирования практических навыков.

Вопросы о составе лексических умений и навыков нуждаются в дальнейшей разработке. Но как бы ни были они сформулированы, несомненно одно: знания, получаемые при изучении лексики, важны для развития речи учащихся, поскольку они являются основой работы по обогащению словарного запаса.

Чтобы словарная работа была ориентирована на совершенствование связной речи, надо, чтобы она проводилась на основе знаний о слове и тексте (включение в школьные программы и учебники некоторых вопросов лингвистики текста создает для этого условия). Учет роли синонимов, антонимов, однотематической лексики в организации текста убеждает в необходимости проводить словарную работу, отбирая для нее слова определенных тематических групп (включая синонимы, антонимы). При этом объектом внимания должно быть не только правописание этих слов, но и их значение, особенности употребления.

Обогащение словаря учащихся при подготовке к сочинению и изложению должно проводиться с учетом темы текста, к написанию которого готовятся ученики. Словарная работа должна включать слова определенных тематических групп: существительные, глаголы и их распространители: прилагательные, наречия. При проведении словарной работы следует обращать внимание: 1) на составление словосочетаний с целью предупреждения ошибок, связанных с нарушением норм сочетаемости; 2) на обогащение речи учащихся словами, которые могут заменять друг друга в условиях данного текста.

Введение в школьную программу и учебники понятия «текст» позволяет расширить представления учащихся о функционировании слова и создает условия для того, чтобы изучение основных лексических понятий было ориентировано на развитие умений правильно, точно, коммуникативно целесообразно употреблять слово в речи, в тексте. Очень надежным является путь от «практики – к теории», от упражнений – к углублению, расширению знаний. А от теории, от знаний – к речевой практике.

Разные виды разбора в статье обозначаются так:

1 – слово для фонетического разбора (язык1);

2 – слово для морфемного разбора (снова2);

3 – слово для морфологического разбора (слышится3);

4 – предложение для синтаксического разбора (Слово – дело великое4);

5 – слово для лексического разбора (Старый5 друг лучше новых двух);

6 – слово (или сочетание слов) для орфографического разбора (мало-помалу6); если в слове есть подчеркивания (блистательный), то надо объяснить орфограмму;

7 – предложение (или часть его) для пунктуационного разбора («Язык должен быть прост и изящен», – писал А.П. Чехов7).


1 Специально отобранный для лексического разбора материал может быть использован для формирования умений, на которые обращает внимание программа по литературе: находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте; находить в тексте изучаемого произведения изорбразительно-выразительные средства (в том числе постоянный эпитет, гиперболу и аллегорию); определять в контексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка (в том числе метафоры). Это полезно и для постепенной подготовки к выполнению заданий ЕГЭ.

2 Будагов Р.А. В защиту понятия «слово». – Вопр. языкознания, 1983, № 1, с. 28.

3 Будагов Р.А. Там же.

4 Федоренко Л.П. Теория и опыт как источник развития методической науки. – Русский язык в школе, 1983, № 1, с. 35.

Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru