Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2009

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

10-й класс

 

Работа с текстом при изучении сложноподчиненных предложений

 

Уважаемые коллеги! Новая форма аттестации требует научить детей работать с текстом и выявлять в нем языковые единицы всех уровней. Можно специально не подбирать текст, а использовать данный в учебнике. Предложенная работа была проведена по материалу упражнения 146 в учебнике «Русский язык». 9-й класс. Авторы: Бархударов С.Т., Крючков С.Е. М.: Просвещение, 2008.

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Степь. 2) Во все стороны далеко-далеко раскинулась земля родная – не покрытая ни строениями, ни лесами, ничем, кроме низкой поросли диких трав и сельских хлебов.

3) Ветер в степи как песни, и его можно слушать часами. 4) Днем, когда знойный воздух тяжел и неспокоен, только и слышен ветер. 5) И лишь вечером, когда воздушный океан, омывающий землю, постепенно успокаивается, в прозрачной тишине становятся слышны и другие звуки.

6) Много жизни в этих пустынных равнинах, называемых степью. 7) И среди голосов живой природы звучит в бескрайних просторах новая, не так давно ворвавшаяся в степной хор песня машин. 8) Прочно и неотъемлемо они вошли в степной пейзаж: 9) Куда бы ни забрели вы, по полям всюду журавлиному курлыканью и пению жаворонков вторит металлическая, мягкая, рокочущая песня машин. (В.Овечкин)

А1. Определите тип речи и стиль текста.

1) Художественный, повествование;

2) научный, описание;

3) публицистический, описание;

4) художественный, описание;

5) художественный, описание с повествованием.

А2. Определите тему текста.

A3. Определите основную мысль текста.

А4. Сформулируйте и запишите микротемы текста.

А5. Определите средства связи предложений 1-го абзаца.

1) Местоимение; 2) семантический ряд; 3) синонимы; 4) лексический повтор.

А6. Как связаны предложения 2-го абзаца?

1) Синонимы; 2) лексический повтор; 3) антонимы; 4) семантический ряд.

А7. Укажите предложения третьего абзаца, которые связаны личным местоимением.

1) 6 и 7; 2) 7 и 8; 3) 8 и 9.

А8. Из предложений 1–2 выпишите инверсию.

А9. Во втором абзаце укажите номер односоставного безличного предложения или части сложного предложения.

А10. Из второго абзаца выпишите художественные средства.

Сравнение: _____________________.

Эпитеты: _______________________.

Метафора: ______________________.

Перифраз: ______________________.

А11. Из третьего абзаца выпишите выразительные средства.

Метафоры: _________________________.

Гипербола: _________________________.

Олицетворение: _____________________.

Эпитеты: ___________________________.

A12. Укажите слово, которое обозначает «Описание природы».

А13. Как называется первое предложение текста?

А14. Из текста выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

А15. Во втором абзаце укажите предложения(е) с составным именным сказуемым.

А16. Какой частью речи является слово днем?

А17. Из абзаца 1-2 выпишите все частицы.

А19. Укажите номера сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными.

А20. Укажите номер сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.

А21. Из предложений 2-го абзаца выпишите словосочетания с примыканием.

А22. Укажите способ образования слова омывающий.

А23. Из третьего абзаца выпишите сложное предложение, одна часть которого – безличное предложение.

А24. Из предложений 7–9 выпишите притяжательное прилагательное.

А25. Замените словосочетание в бескрайних просторах на словосочетание с управлением.

А26. Среди предложений 3-го абзаца укажите номер простого предложения с обособленным определением.

А27. Среди предложений 3-го абзаца укажите номер предложения с несколькими рядами однородных членов предложения.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru