Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2009

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Материалы для самостоятельной работы старшеклассников

Не возьмусь категорично утверждать, что описываемая система работы с учениками старших классов – единственно возможный путь повышения их грамотности и способ устранения пробелов в знаниях орфографических и пунктуационных правил, но как одна из форм, по-моему, может использоваться. Родилась она от осознания собственного бессилия перед малым количеством времени в сутках и из желания помочь ученикам, наконец-то понявшим (под угрозой страшной аббревиатуры – ЕГЭ), как много ими упущено за школьные годы и насколько они отстали от одноклассников в освоении орфографии и пунктуации.

Каждую осень входишь в класс не только с радостным ожиданием, что снова увидишь тех, кто стал дорог и интересен, но и с опасением, сколько будет новых учеников, с каким настроем они начнут занятия, как впишутся в новый коллектив, какую подготовку по предмету имеют. В старших классах к этим чувствам добавляется волнение: сможешь ли хорошо подготовить ребят к выпускным экзаменам, оправдаешь ли доверие детей. И хотя до мая, до бессонных ночей еще далеко, отсчет времени уже начался. Узнаваемые ощущения, правда? Дети приходят в старшие классы после летних каникул какими-то другими, они вдруг осознают, что год этот последний, кое-кто вдруг с отчаянием понимает, что накопленный за 10 лет багаж знаний катастрофически мал, что знаний недостает, а одноклассники ушли далеко вперед. Такие дети подходят после уроков и, преданно заглядывая в лицо, просят о дополнительных, индивидуальных занятиях.

Можно, наверное, особым образом строить уроки, но ведь на русский язык в старших классах отведено очень мало времени, есть требования программы, наконец, есть ребята, которым требуются задания повышенной сложности... С некоторых пор осторожно отношусь к дифференциации учеников во время урока: нельзя, по-моему, давать понять детям, что они в чем-то ущербны, отстали от других. Это оттого, что навсегда врезался в память случайно услышанный в транспорте разговор подростков, с негодованием, на весь троллейбус обсуждавших «училку-дуру», поделившую класс на «звездочки», «квадратики», «треугольники» и «отрезки». Можно, наверное, предложить взять репетитора (а если родителям не по карману?), можно предложить поработать самостоятельно, но ведь и старшеклассники – это всего лишь дети, и даже самым самостоятельным и сознательным из них требуется помощь и участие старших, то есть контроль, контроль... Вот так и возник вопрос, как, затрачивая поменьше времени и сил, помочь ученикам без ущерба для учебного процесса. Таким образом родились «Материалы для самостоятельной работы старшеклассников».

Назначение и структура. «Материалы для самостоятельной работы старшеклассников» предназначены для внеурочных индивидуальных самостоятельных занятий русским языком, адресованы ученикам 10–11-х классов, завершившим основной курс русского языка. Они представляют собой два блока: «Орфография» и «Пунктуация», каждый содержит соответственно 10 и 11 разделов, рассматривающих по одной из орфографических или пунктуационных тем, отобранных в процессе работы с детьми, из числа наиболее часто вызывающих затруднения.

Каждый раздел включает в себя «Справочные материалы», «Материалы для запоминания» и систему упражнений. Это обусловлено тем, что цель появления «Материалов для самостоятельной работы старшеклассников» – с одной стороны, устранить пробелы в знаниях учеников, а с другой – актуализировать и несколько расширить знания по темам, обычно вызывающим затруднения, кроме того, ученикам надо дать возможность потренироваться.

Система упражнений к каждой теме включает разное количество заданий (увеличивающееся в зависимости от трудности темы), охватывающих наиболее характерные случаи проявления того или иного языкового явления, особое внимание уделяется трудным случаям написания слова или постановки знаков препинания. Упражнения выстроены в определенном порядке с тем, чтобы ученик научился видеть рассматриваемое языковое явление, различать его в ряду похожих, применять повторенное правило, находить и исправлять возможные ошибки. Традиционные задания, например, «Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания», нужны для выработки навыков грамотного письма. Введение тестовых заданий призвано не только облегчить работу учителя и снизить количество затрачиваемого на проверку времени, но и устранить возможный страх учеников перед тестовой формой контроля, а также вести подготовку к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Завершается система работы по каждой теме заданиями, связанными с комплексным орфографическим и пунктуационным анализом отдельных предложений или связного текста.

Принцип работы. Главное требование к использованию «Материалов» – соблюдение принципа добровольности и самостоятельности. Учитель предлагает их только в случае, если ученик сам чувствует необходимость в дополнительных занятиях, поскольку работа будет организована во внеурочное, то есть личное время детей. Именно ученик выбирает темы занятий и их количество.

Организация работы. Учитель выдает материалы для самостоятельной работы, включающие «Справочные материалы», «Материалы для запоминания», один из вариантов системы упражнений, знакомит ученика с «Рекомендациями» к выполнению заданий по русскому языку, осуществляет контроль.

Рекомендации к выполнению заданий
для самостоятельной работы по русскому языку

1. Внимательно прочитайте «Справочные материалы», актуализируйте в своей памяти необходимый теоретический материал. При возникновении затруднений обратитесь к учителю за консультацией.

2. Постарайтесь запомнить наиболее важные теоретические сведения (они выделены в схемы, в таблицы). При желании расширить свои знания воспользуйтесь указанной литературой.

3. Выполните упражнения (расположены в порядке возрастания сложности). Вам разрешается пользоваться любыми словарями и справочниками.

4. Сдайте работу на проверку.

5. При получении неудовлетворительного результата выполните еще один вариант работы.

Сроки выполнения заданий. Ученик сдает по своему усмотрению всю работу целиком или представляет на проверку подготовленные части в оговоренное с учителем время.

Система оценивания. Привычная школьная оценка не выставляется. Цель преподавателя – качественно проверить выполненные задания, указать на допущенные ошибки, исправить их, объяснить правильный выбор буквы или знака препинания. Успешно выполненной считается работа, в которой безошибочно сделано 75–100% заданий. Если же правильно выполнено менее 50%, ученику предлагается еще раз внимательно изучить теоретические сведения и выполнить второй вариант системы упражнений. По завершении работы выбирается следующая тема.

Литература

1. Блинов Г.И. Тексты и задания по пунктуации: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.

2. Владимирова Г.В., Ушакова Н.П. Практикум по пунктуации для подготовительных отделений вузов: Учебное пособие, 2-е изд., испр. М.: Высш. школа, 1982.

3. Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку: Теоретический и практический материал для подготовки к тестированию по русскому языку. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

4. Лекант П.А. Сборник упражнений по синтаксису современного русского языка: Для филол. фак. пед. ин-тов. М.: Высш. школа, 1981.

5. Петровская С.С. и др. Сборник диктантов по русскому языку: 10–11-е кл.: Кн. для учителя / С.С. Петровская, И.Н. Черников, Г.М. Шипицына. М.: Просвещение, 1998.

6. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. М.: Эксмо, 2007.

7. Практикум по современному русскому литературному языку. I. Орфография / Под ред. Д.Э. Розенталя. Издательство Московского университета, 1964.

8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Рольф, 2002.

9. Русский язык. Пособие для факультативного курса: Учебное пособие для сред., спец. учеб. заведений/ И.И. Ворожбицкая, Э.С. Горобецкая, Р.А. Лазаренко и др.; Под ред. А.В. Барандеева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1994.

10. Сборник задач по правописанию (тексты популярных диктантов). Воронеж: Изд-во Воронежского пединститута, 1992.

11. Селезнева Л.Б. Интенсивный курс русской пунктуации: Учебное пособие. СПб.: «Специальная литература», 1997.

12. Современный русский язык: Практикум по пунктуации: Учебное пособие / Сост. Е.И. Лелис. Ижевск, 2004.

13. Современный русский язык: Сб. упражнений. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.»/ М.С. Бунина, И.А. Василенко, И.А. Кудрявцева, М.В. Панов. 3-е изд., доп. М.: Просвещение, 1982.

14. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. Ч. 1. 5-е изд. М.:Айрис-пресс, 2004.

15. Чешко Л.А. Русский язык: Для подготовительных отделений вузов: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1990.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «СПбРепетитор». Посетив сайт интернет проекта «СПбРепетитор», Вы сможете воспользоваться удобным сервисом, который позволит в самые быстрые сроки найти подходящего педагога нужной дисциплины в Санкт-Петербурге, будь то репетитор японского языка или танцев. К Вашим услугам представлена возможность как самостоятельно выбрать преподавателя из большой базы репетиторов, так и заказать бесплатный подбор специалистам интернет проекта «СПбРепетитор», что поможет сэкономить время. Посетить интернет проект «СПбРепетитор» можно по адресу http://spbrepetitor.ru

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Орфография

Тема 1. Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Безударные гласные в корнях

Справочные материалы. В корнях слов в безударном положении согласно морфологическому принципу русской орфографии пишутся те же гласные буквы, что и под ударением, например: заплотить (пло'т) реку – заплатить (пла'та) по счету.

Безударные гласные в корнях делятся на три группы: проверяемые ударением, не проверяемые ударением, чередующиеся.

Проверяемые ударением. Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно: 1) изменить форму слова:

а) изменить число у существительных: леса – ле'с, столы – сто'л;

б) заменить полную форму прилагательных краткой: нагой – на'г, босой – бо'с;

в) у глаголов:

изменить число: хожу – хо'дим;

изменить время: варил – ва'рит, расскажу – расска'жет;

у глаголов прошедшего времени изменить род:

прилегла – прилёг, развела – развёл.

(Примечание. Нельзя в качестве проверочных использовать глаголы с суффиксом -ыва-(-ива-), поскольку в видовых парах глаголов сохранилось историческое чередование о//а: опоздать – опаздывать, разбросать – разбрасывать (проверочными словами для приведенных глаголов являются поздно и бросил);

2) подобрать однокоренное слово так, чтобы гласный был в сильной позиции (т.е. находился под ударением): спросить – вопро'с, запах – па'хнет, проглотить – гло'тка.

Не проверяемые ударением. В русском языке много слов, написание корневых гласных в которых нельзя проверить ударением: сапог, топор, винегрет, абонемент. Их называют словарными. При написании подобных слов соблюдается традиционный принцип русской орфографии, следовательно, чтобы не ошибиться в их написании, нужно:

1) запомнить, какая гласная пишется в корне;

2) посмотреть в словаре.

Иногда в написании слов с непроверяемыми гласными в корне может помочь этимология, раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Существительное сметана («снятая часть скисшего молока»), например, имеет связь с глаголом сметать (смёл) («сгребать, собирать»), поэтому пишется через е; впечатление («то, что впечаталось в памяти») восходит к слову печать, а корень глагола преодолеть тот же, что и в доля («часть, участие»), слово и обозначало первоначально «получить свою долю, победить свою долю». Однако, пытаясь найти родственные слова, позволяющие проверить написание корневой гласной, следует быть внимательными, чтобы избежать смешного, неверного объяснения, ученые называют его ложной, «народной» этимологией: скопидом («человек, бережливый до скупости») нельзя писать с буквой у, оно не связано с прилагательным скупой, а существительное купюра с глаголом копить.

Правописание согласных в корнях

Проверяемые согласные в корне. Выбор букв, обозначающих согласные звуки, может вызывать затруднение в том случае, когда они стоят не перед гласными. Чтобы не ошибиться в написании согласных в корне, необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук или один из согласных, обозначаемых буквами л, м, н, р: молотьба – молотить; усадьба – приусадебный.

Непроизносимые согласные в корне. Если в слове имеется стык согласных, может произойти упрощение группы согласных. Чтобы проверить правильность написания слова с непроизносимой согласной, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы согласный оказался перед гласным: неизвестный – известие; опасный – опасен.

Примечание. Следует запомнить написание слов: блеснуть (хотя блестеть), плеснуть (хотя плеск), склянка (хотя стекло), лестница (хотя лесенка).

Справочные материалы. В древнерусском языке действовал закон (ученые называют его законом открытого слога), согласно которому за согласным звуком всегда следовал гласный, поэтому соседство двух согласных в корне для русского языка – явление редкое.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Удвоенные согласные пишутся:

1) в заимствованных словах (они не проверяются, поэтому их написание следует запомнить, в случае затруднения обращаться к словарю): аттракцион, баррикада, дискуссия, корреспондент. (Примечание. В иноязычных словах один из согласных, сохраняющихся в языке-источнике, может быть утрачен, например: агрегат, афиша, галерея, десерт, кавалерия, панорама, пудинг);

2) удвоенные согласные сохраняются и в словах, производных от заимствованных: коралл – коралловый; программа – программист; балл – пятибалльный;

3) двойные согласные пишутся в словах:

а) вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и их производных;

б) с корнем -жж- (= -жег-, -жечь): жжем, жжение, жжется;

в) в корнях -ссор-, -росс-: поссориться, россиянин;

г) в числительном одиннадцать (= один на десять);

д) на стыке морфем и в суффиксах -онн-, -енн-: под/держать, рас/считать, рас/сказчик, вос/стание; черкес/ский, баталь/онный, листв/енный, лимон/ный, кон/ный.

Одна согласная пишется:

1) в первой части сложносокращенных слов, которая образована от корня с удвоенной согласной: грамзапись (граммофонная), групорг (групповой), военком (военный);

2) в словах с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Аночка, Анка, Анечка (Анна); Алочка, Алка (Алла);

3) словах-исключениях: кристальный, кристально, кристальчик, кристальность (кристалл);

оперетка, опереточный (оперетта);

колонка, колоночный, колонтитул (колонна);

-тонка (вторая часть сложных существительных): трехтонка, пятитонка (тонна);

антенка, антенщик (антенна);

форменка (форменный);

буденовка (Будённый);

манка (манная) и др.

Вариант № 1

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

1) Упл_тнить сроки;

2) прил_скать щенка;

3) обн_жить пороки;

4) раск_лить сковородку;

5) усл_жнить задачу;

6) обл_котиться о парапет;

7) отд_лить поездку;

8) погл_щать энергию;

9) отк_заться от знакомства;

10) угр_жать расправой;

11) опр_вдать действия;

12) в_пиющая несправедливость;

13) зап_вала в хоре;

14) зар_дить аккумулятор;

15) р_птать на судьбу;

16) см_гчить тон;

17) ув_дающие цветы;

18) сделано на загл_денье;

19) установить загр_ждение;

20) оч_рованный видом;

21) обр_мление картины;

22) нагр_вание жидкости;

23) лечебное г_лодание;

24) неподдельное уд_вление;

26) выказать см_рение;

25) угн_тенное состояние;

27) внезапное озл_бление;

28) далекая ст_рона;

29) упр_щенный вариант;

30) разв_вающийся флаг.

Упражнение 2. Проверьте написание корневых гласных, подобрав родственные слова, вставьте пропущенные буквы.

Д_лина, продв_гаться, привл_кать, прип_дать, м_сной, леб_диный, ощ_пать, препод_вать, р_птать, гр_шовый, в_зить, пл_скать, в_рона, цв_ток, к_рмить, тр_щать, уб_гать, т_лковать, ув_зать, прис_гать, уд_вление, п_стух, прип_ять, ул_тать, тр_пинка, привл_кательность, неопред_ленный, предзн_менование, обл_гчение, обл_качиваться, пренебр_жение, впеч_тление, обн_жить, погл_тить, насл_ждение, позв_лять, скр_петь, п_лоть, тр_сина, усм_рять, ч_рстветь, вып_кать.

Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы.

Инфраструктура разв_вается, посв_тить фонарем, соблюдайте ч_стоту, нав_вать скуку, разр_дить обстановку, прож_вать корку, зав_зировать документ, подр_жать старшим, спл_тить вокруг себя, случайно ув_дать, скр_пить рукопожатием, пос_деть от горя, осл_пить глаза, прим_рять платье, прекр_тить учебу, зал_зать вверх, зап_вать песню, нав_вать сон, обв_вала косу вокруг головы, разв_вались по ветру, ударился оз_мь, пол_скать в холодной воде, высв_тить лучом, сп_шите видеть, ч_стота комнаты, ум_лять о прощении, быстро разв_вается, пос_деть в парке, многое в стране пов_дать, шумят и пенятся в_лы, детишки очень м_лы, прор_дили морковь на грядке, нак_лоть сосновых дровишек, носить прист_жные воротники, спуститься в цветущую д_лину, сл_зать с лестницы, св_ла гнездо, новая м_тла.

Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы в слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

Аг_тационный, апл_дировать, апп_титный, арт_лл_рист, ар_м_тизировать, аб_н_ментный, ант_г_низм, акк_мп_нировать, в_т_ранские, в_лейбольный, в_л_колепный, г_р_зонтальный, г_л_рейный, др_м_тургический, д_л_тантский, ин_ц_ативный, инт_лл_гентный, ид_ология, инж_нерные, к_в_лерия, к_п_туляция, к_нфликтовать, к_рр_спондентский, к_раблестроительный, к_бинет, л_б_рализм, м_таллоискатель, м_т_вация, м_н_рхизм, н_в_ллист, п_тр_отический, пр_п_г_ндист, пр_з_дент, п_рсп_ктивный, п_сс_мистический, р_мантизм, св_репость, с_нт_м_нтализм, ст_пендиат, т_ор_тизировать, тр_диция, ун_чтожить, ф_натик, экз_м_национная, _ффектный, энтуз_аст.

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

1) Ре_кие волосы – ...;

2) хру_кое здоровье – ...;

3) ме_кий стрелок – ...;

4) лю_ская молва – ...;

5) поздняя жени_ьба – ...;

6) горячая ватру_ка – ...;

7) гла_кая поверхность – ...;

8) толстая кни_ка – ...;

9) вкусная похле_ка – ...;

10) сру_ коло_ца – ...;

11) дер_кий ответ – ...;

12) убедительная про_ьба – ...;

13) древесная стру_ка – ...;

14) искусная ре_ьба – ...;

15) шерстяные варе_ки – ...;

16) ше_ский концерт – ...;

17) зы_кая надежда – ...;

18) модная засте_ка – ...;

19) кровавый мяте_ – ...;

20) издер_ки производства – ...;

21) перевя_ка раны – ...;

22) вы_ший пилота_ – ...;

23) маленькая пичу_ка – ...;

24) реви_ские списки – ...;

25) старая уса_ьба – ...;

26) свежая сма_ка – ...;

27) дальнее ро_ство – ...;

28) последний раун_– ...;

29) помо_ник директора – ...;

30) ярос_ное сопротивление – ... .

Упражнение 6. Выполните тестовые задания.

6.1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1) К_нонада, разв_вается, сл_боватый, др_жать;

2) сл_паться, подм_гнуть, отд_ление, пол_скать;

3) п_лисадник, разг_реться, ар_мат, отр_жение;

4) разж_гать, опт_мист, изм_нения, посв_ст.

6.2. В каком ряду во всех словах пропущена гласная, которую не следует проверять ударением?

1) Ур_жденный, прив_дение, выч_слительный, зав_зать;

2) угн_татель, упр_стить, уд_ленный, уд_вленный;

3) пл_вец, з_ря, пром_каемый (плащ), соб_рательный;

4) изв_яние, предпол_жить, фест_вальный, сгр_бать.

6.3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1) Оз_рение, п_ссимистический, пост_раться, инт_ллект;

2) к_пошиться, бл_стательный, б_седовать, возр_жение;

3) пр_дать, ср_жение, неук_снительно, зап_дный;

4) осл_жнение, св_щенный, проп_тать, вып_лоть.

6.4. В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая безударная гласная?

1) Фл_минго, к_алиция, с_рпантин, прич_тание;

2) пан_рама, г_товый, б_тон, экск_ватор;

3) инд_веть, поб_гроветь, п_ритет, закл_нать;

4) в_теран, портм_не, през_дент, обм_реть.

6.5. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная?

1) Неув_даемый, обог_тить, потр_сающий, ин_циалы;

2) вопл_тить, благосл_вение, стр_коза, б_рдюр;

3) рев_ранс, п_скарь, б_чевать, пл_нительный;

4) сод_ржание, зн_менательная, увл_кательно.

6.6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О?

1) Х_реографический, м_краме, ф_ртепьяно, ф_мильный;

2) ник_тиновый, пров_кационный, с_лярий, сп_ртакиада;

3) вис_косный, дем_нстрировать, ф_лиант, к_нспиративный;

4) п_ловодье, дипл_матический, тр_ектория, мел_нхолия.

6.7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А?

1) К_лейдоскоп, мет_морфоза, эвк_липтовый, ам_ральный;

2) ст_тистика, эт_жерка, ультр_мариновый, п_стамент;

3) к_раван, к_нцерт, п_нтомима, гр_циозный;

4) п_ радокс, тр_мплин, ф_нера, ш_мпиньон.

6.8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?

1) Ауд_енция, дем_сезонный, мельх_оровый, консп_ративный;

2) конт_нент, инд_видуальный, с_нонимический, ош_ломленный;

3) пр_вередливый, с_нтаксический, тр_буна, глиц_риновый;

4) экв_валент, рефр_жератор, обл_гация, эл_-ватор.

6.9. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) К_рамический, п_рила, мал_рия, им_тация;

2) д_кольте, алл_гория, сув_нирный, м_мориальный;

3) п_рсонал, дел_гация, ман_кен, к_бернетика;

4) р_ваншизм, с_ртификат, эксп_диция, кв_-танция.

6.10. В каком ряду во всех словах пишется И?

1) Канд_лябры, пр_оритет, кор_фей, ижд_венец;

2) л_леять, ф_аско, фр_каделька, р_кошет;

3) д_фирамб, мар_над, д_адема, д_ректива;

4) опт_мистический, р_туал, пр_зидент, к_рамика.

№ задания 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10
Ответ                    

Упражнение 7. Укажите неправильные написания слов.

1) Властный;

2) доблестный;

3) горестный;

4) интригантство;

5) радостный;

6) страстный;

7) окресный;

8) бескосный;

9) полновласный;

11) гиганские;

10) местность;

12) постлать письмо;

13) пакостник;

14) дилетантский;

15) буревесник;

Ошибки допущены в словах:_______________

Упражнение 8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

1. От шестерки разномас_ных лошадей валил пар.

2. Мальчик только свис_нул и скрылся за гребнем холма. (Х.Антонов)

3. В запуше_ные изморо_ью окна точился розовый сумеречный свет. (М.Шолохов)

4. Пору_чик с некоторым удивлением смотрел на этого собирателя капитал_ов и прож_е_ного, как он думал, мошен_ика. (Х.Далецкий)

5. Горес_ный, все заглушающий шорох влас_но заполнял собой лесную глухомань. (М.Бубеннов)

6. На полу впереме_ку с детскими игрушками валялись ра_сыпа_ные грецкие орехи.

7. Гру_чики, бросив работу, ра_сыпались по гавани шумными груп_ами. (М.Горький)

8. Приближение пас_ажирского поезда чувствовалось все я_стве_нее: во_зал сразу ожил.

9. По пе_чаной доро_ке бежал весну_атый парни_ка.

10. Козлята с розовыми копы_цами радос_но прыгали вверх и вниз по откосу. (С.Антонов)

Упражнение 9. В каких словах пишется удвоенная согласная? Ответ дайте в цифровой форме.

1) Едва забре_жить;

2) нагруженная трехтон_ка;

3) бры_жущий весельем;

4) взять в руки во_жи;

5) глав_рач поликлиники;

6) задребе_жало слегка;

7) со_женный полностью;

8) выбрать груп_орга;

9) кор_еспондент газеты;

10) прое_жать мимо;

11) мо_жевеловые ветки;

12) десятибал_ьный шторм;

13) грам_офон_ая пластинка;

14) ра_житься припасами;

15) провести прес_-конференцию;

16) операция на мо_жечке;

17) положить в тесто дро_жи ;

18) ра_жать кулак;

19) матрос_кая тельняшка;

20) разрушенная колон_ада;

21) большая тер_ ас_ а;

22) газетная колон_ка;

23) кол_ективное письмо;

24) пас_овать мяч;

25) опрес_ованная труба;

26) делегация конгрес_менов;

27) кристал_ическое строение;

28) показательный полет ас_а;

29) работа контр_азведки;

30) кор_пункт газеты.

Удвоенная согласная пишется в словах: ________.

Продолжение следует

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru