Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2010

Я ИДУ НА УРОК

 

Жанр святочного рассказа у Лескова

Предлагаемый для чтения в классе рассказ Н.Лескова “Зверь” относится к циклу “Святочные истории”.

Что такое святочный рассказ, каковы особенности этого жанра? Этот вопрос ставит сам Лесков в рассказе “Жемчужное ожерелье”, с которого начинается этот цикл. Герои этого рассказа, образованные люди, за чашкой чая рассуждают о том, что святочные рассказы Диккенса прекрасны, но в них есть однообразие. И в этом “винить автора нельзя, потому что это такой род литературы, в котором писатель чувствует себя невольником слишком тесной и правильно ограниченной формы. От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело. В жизни таких событий бывает немного, и потому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе. А через это в святочных рассказах и замечается большая деланность и однообразие”.

Но один из гостей (будущий рассказчик) с этим не соглашается, уверяя всех, что рассказ, находясь в рамках, может видоизменяться и, отражая в себе время и нравы, представлять любопытное разнообразие. В доказательство начинает рассказывать историю, происшедшую с собственным братом.

Все соглашаются слушать, но перед рассказчиком одно условие, “что он (рассказ) должен быть истинным происшествием”.

Дальше читателю предоставляется возможность самому почувствовать, что же такое святочный рассказ по Лескову. Можно лишь позавидовать тем, кто впервые будет сопереживать его героям.

Нечто необыкновенное, фантастическое должно быть, по Лескову, не в сюжетных перипетиях. Сюжет может быть “закручен”, но чудо должно произойти в душе героя. Внутреннее действие важнее внешнего. Так и происходит в рассказе “Жемчужное ожерелье”. Отец невесты, ростовщик и “сквалыга”, вдруг преображается в любящего, доброго отца. Но это вдруг происходит под влиянием нравственного потрясения. Отец невесты потрясен благородством и истинной любовью жениха не только к невесте, но и к нему и другим людям.

Итак, для святочного рассказа важно такое столкновение характеров или событий, которое приводит героя, а вместе с ним и читателя к нравственному потрясению, а через потрясение – к очищению и духовному перерождению. Ведь на фоне Вифлеемской звезды нет ничего дороже человеческой души, преображенной по учению Христа.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru