Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2010

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Добрый день, уважаемая редакция газеты “Русский язык”!

Я учитель обычной средней школы таежного поселка Белый Яр (Верхнекетский район, Томская область). Работаю преподавателем 17 лет. Очень люблю вашу газету и все эти годы являюсь благодарным читателем.

Нынешним летом, пролистывая свои конспекты уроков, заметила, что ни один из них не похож на другой. Помогают мне ваши публикации, они обязательно подарят какую-то новую идею, свежую мысль. Очень интересными и полезными оказались подборки Библиотечки “Первое сентября” серии “Русский язык”.

Разрешите предложить вашему вниманию урок для 9-го класса по теме “Бессоюзное сложное предложение”, идею которого подсказала “Библиотечка”.

Урок я провела в своем любимом 9-м “А” классе, затем в параллельном, а также в другой школе района, участвуя в конкурсе “Учитель года”. Дети с удовольствием и азартом работали на каждом из этих уроков.

С помощью вашей (нашей!) газеты мне хотелось бы поделиться своим опытом с коллегами. Для сопровождения урока и его иллюстрирования мной была подготовлена небольшая компьютерная презентация. Тема “Двоеточие в бессоюзном сложном предложении” не так проста для девятиклассников, как кажется с первого взгляда. Ребенку сложно сделать выбор необходимого знака препинания на границе простых предложений в составе сложного предложения, поэтому мне захотелось сделать этот урок ярким, зрелищным, запоминающимся. Возможно, он заинтересует кого-то из коллег, а может быть, подарит новые мысли, заставит и свои уроки сделать по-новому.

Огромное вам спасибо!

Н.М.

9-й класс

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

 

Много знаков, но каждый имеет свое значение и место.
А.П. Чехов

Тип урока: урок-исследование с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Работа с информационным текстом.

Триединая цель урока:

– образовательная: систематизация сведений о знаке препинания – двоеточии;

– развивающая: развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, умение работать в парах;

– воспитательная: воспитание эстетического отношения к родному слову.

Задачи:

– создать условия для усвоения новых знаний о бессоюзном сложном предложении, используя элементы исследования;

– научить видеть местоположение двоеточия в бессоюзном сложном предложении и находить правильную интонацию;

– формировать умение применять полученные теоретические знания при работе с текстом;

– анализировать предложения с точки зрения смысловых и синтаксических соотношений их частей.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова

– Хочу вас познакомить с одной необычной историей. (Текст распечатан и лежит на парте у каждого ученика.)

Текст 1

Н.Б. Мурзина со своими учениками. Фото автора

1. Однажды в чужом городе мне встретился странный человек: он никогда не смеялся и не ругался, говорил тихо, никогда не повышал голоса, он не задавал никаких вопросов и ничего не объяснял. 2. Он был одинок: с ним никто не общался, и он не стремился обрести друзей. 3. Я подумала: должна быть причина такого необычного поведения странного человека.

4. Обратилась к главному мудрецу города.

5. И вот что поведал мне старец: “Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. 6. За несложными фразами пришли несложные мысли. 7. Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной и той же интонацией. 8. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало. 9. Он ко всему относился без эмоций.

10. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. 11. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире.

12. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

13. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи. 14. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. 15. Берегите…”

(По Г.Каневскому)

Задания к тексту (Задания с 3-го по 7-е оставляем для домашнего задания.)

1. Определите художественный прием, которым пользуется автор. (Аллегория, т.е. иносказание.)

2. Закончите последнее предложение. (Берегите знаки препинания.)

3. Какова основная мысль текста? Что означает последний призыв?

4. Каких литературных персонажей напоминает герой этого текста?

5. Что означает выражение дойти до точки?

6. В каком словаре можно получить ответ на данный вопрос? (В специализированном – фразеологическом – словаре, а также в толковом словаре, в котором даются самые известные фразеологические обороты в конце словарной статьи.)

7. Вспомните и объясните смысл фразеологизмов, в состав которых входит слово точка (поставить точки над “и”, точка зрения, ставить точку, от точки до точки, находиться на мертвой точке, дойти до точки, попасть в самую точку, точка в точку).

– Как вы закончили последнее предложение? (Берегите знаки препинания.)

– Какова основная мысль текста? Что означает последний призыв? (Знаки препинания имеют определенные значения, они помогают человеку правильно оформлять свои мысли на письме. Последний призыв – это предостережение, предупреждение о необходимости внимательного, бережного отношения к знакам препинания и к языку в целом, так как он является хранителем человеческой мысли и человеческих эмоций.)

– Какой раздел науки о русском языке изучает знаки препинания? (Пунктуация, обслуживающая синтаксис.)

– Что является объектом ее изучения? (Словосочетания и предложения – простые и сложные.)

– В 9-м классе мы изучаем сложные предложения. Можете перечислить типы сложных предложений? (ССП, СПП, БСП.)

– В ССП и СПП смысловые отношения между частями нам помогают выразить союзы. А если в предложении нет союзов? (Интонация и знак препинания.)

– Какие знаки препинания в бессоюзном сложном предложении вам известны? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.)

– Знак, о котором мы будем сегодня говорить, спрятан в загадке. Но загадка не простая. Она потребует от вас два ответа. Первый нужно дать сейчас, чтобы определить тему и цель нашего урока, а второй – в конце занятия. Посмотрите на этот рисунок (рисунок с опрокинутым кувшином изображен на слайде) и попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. О чем мы сегодня с вами будем говорить? (Тема нашего урока: “Двоеточие”, цель – систематизация знаний об этом знаке препинания и правила постановки его в бессоюзном сложном предложении.)

– Двоеточие – это знак препинания, который вам знаком. Приведите примеры его употребления. В этом вам поможет текст 1 о человеке, который потерял знаки препинания.

Мозговая атака. Ученики (по парам) составляют список того, что они знают по теме. Этот прием помогает ученикам, которым трудно высказывать свое мнение перед большой аудиторией.

II. Стадия осмысления. Составление таблицы

Задание 1 (размещено на слайде):

1. Найдите в тексте 1 все примеры постановки двоеточия, подчеркните предложения, в которых оно встречается.

2. У вас на партах лист с таблицей, в которой есть графы “Знаю”, “Хочу узнать”, “Узнал(а)”, “Примеры”. Все, что вы знаете об этом знаке препинания, вы можете оформить, заполнив графу “Знаю”. Можно привести графическую схему предложения.

3. Найдите в тексте примеры предложений и укажите их номера в колонке “Примеры”.

  Примеры
Знаю  
Хочу узнать  
Узнал(а)  

Обсуждение результатов поиска. Озвучиваем то, что найдено в парах.

– Теперь в графе “Хочу узнать” запишите свои вопросы.

Обсуждение вопросов, которые составили и записали в таблицу.

– Для того чтобы найти ответ на ваш вопрос, я предлагаю вам поработать с текстом 2. Все свои находки, то есть ответы на вопросы, записывайте в графу “Узнал(а)”.

Ученики читают новый текст (заранее распечатанный в нужном количестве экземпляров), пытаются найти ответы на поставленные вопросы.

(Сразу уточним, что под словом часть сложного предложения имеется в виду часть, содержащая грамматическую основу. Иногда для удобства говорят, что сложное предложение состоит из двух (или более) простых предложений, то есть “из двух частей”. – Прим. ред.)

Текст 2

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить сочетание а именно), например: Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народа (Л.)

2. Если в первой части при помощи глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т.п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь (А.Пушкин.); Павел чувствовал: чьи-то пальцы дотрагиваются до него выше локтя (Н.Островский.).

3. Если во второй части указывается основание, причина того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что), например: Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (А.Чехов.); Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания (Н.Островский); Степан боялся подойти к обрыву: скользко (В.Шишков).

Мы можем заметить, что основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится в первой части бессоюзного сложного предложения, а во второй части (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) приводится дополнение, пояснение, объяснение содержания первой части.

Обсуждение материалов текста 2.

– И снова обращаемся к тексту 1 о потерянных знаках препинания.

III. Стадия рефлексии.

Задание 2 (на слайде): Распределите примеры из текста по их значению в таблицу в колонке “Примеры”.

Царскосельская статуя.
Скульптура П.П. Соколова. 1816

– Пришло время ответить на второй вопрос моей загадки: что же обозначает опрокинутый кувшин? Какая связь у него с постановской двоеточия? Можем ли мы использовать предложенную метафору?

– Для того чтобы ответить на вопросы, давайте еще раз прочитаем эти предложения, но обязательно соблюдая интонацию, и попробуем определить, какую смысловую связь обозначает этот знак.

– Только прежде скажите, пожалуйста: как интонационно нужно читать такие предложения? (Нужно делать паузу.)

– Итак, читаем, учитывая паузу, наблюдаем, делаем выводы. (Двоеточие – это ворота неизвестному, таящемуся в предшествующем фрагменте.)

(Можно предложить еще раз прочитать текст о двоеточии в бессоюзном сложном предложении и найти ответ там.)

– Что же обозначает опрокинутый кувшин? (Кувшин стоял, и то, что в нем находилось, было скрыто от взора. Кувшин оказался на боку – и вытекло содержимое, т.е. стало известным. Так и в бессоюзном сложном предложении первая часть – это тайна, а вторая раскрывает, объясняет, поясняет эту тайну.)

– В эти дни, готовясь к урокам, я перечитывала рассказы А.П. Чехова, и мне встретилась такая фраза в одном из его рассказов: “Много знаков, но каждый имеет свое значение и место”. Мне показалось, что эти слова стали бы замечательным эпиграфом к нашему уроку. А как бы вы прокомментировали эти слова?

Дети комментируют, дают свое толкование, опираясь на материал урока.

IV. Домашнее задание (на выбор)

1. Прочитайте теоретический материал в учебнике.

2. Подберите примеры из художественной литературы на разные случаи постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (от 5 до 10).

3. Напишите сочинение с использованием двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

4. Выполните задания к тексту о странном человеке.

V. Анкета.

У каждого на парте лежит лист анкеты, в течение 3–5 минут ученики ее заполняют.

1. Назовите тему урока: ____________________

2. Достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?

(Подчеркните выбранный вами ответ.) Да Нет Частично

3. Оцените свою деятельность. (Что получилось, что нет, что хотелось бы еще сделать, были ли вы активны на уроке.)

4. Какая работа на уроке заинтересовала вас более всего?

5. Выскажите свои пожелания, рекомендации по проведению урока.

6. Поставьте себе отметку за работу на уроке.

В конце урока ученикам можно подарить различные иллюстрации с изображением кувшина, из которого льется вода, высыпаются драгоценности, выбирается котенок и т.д.

Литература

1. Русский язык: Учебн. для 9-го класса общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. М.: Просвещение, 2004. 206 с.: илл.

2. Аксенова Л.А. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: тренировочные упражнения / Л.А. Аксенова. М.: Чистые пруды, 2006. 32 с. (Библиотечка “Первое сентября”, серия “Русский язык”. Вып. 2. (8).) С. 7–10.

3. Кушевич Т.А. Изучение выразительных возможностей языка: повторительно-обобщающие уроки в 10–11-х классах / Т.А. Кушевич. М.: Чистые пруды, 2006. 32 с. (Библиотечка “Первое сентября”, серия “Русский язык”. Вып. 5. (11).) С. 18.

4. Практические приемы объяснения и закрепления на уроках русского языка. / Авт.-сост. Н.А. Шапиро. М.: Чистые пруды, 2006. 32 с. (Библиотечка “Первое сентября”, серия “Русский язык”. Вып. 6. (12).) С. 23–24.

Н.Б. МУРЗИНА,
“Белоярская
средняя школа № 1,
п. Белый Яр,
Томская обл

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru