Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2010

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

Игры с правилами

Сколько приемов, помогающих обучать языковым правилам, знает среднестатический учитель? Мы умеем объяснять правила, требовать, чтобы ученики знали их наизусть, приводим примеры, добиваемся того, чтобы ученик грамотно строил рассказ о том, какое правило нужно применять в каждом конкретном случае и как он это делает. Вот, пожалуй, и все. Публикуемые ниже материалы вооружат учителя еще одним приемом – обучением через ошибку – и, может быть, заставят улыбнуться всех участников процесса.

Юмор в Интернете – явление, заслуживающее внимания. В том числе юмор, связанный с русским языком. К примеру, мы обнаружили “Правила русского языка” с подзаголовком “Коллективное творчество посетителей Узла Мозгового ПИТания”.

Вот несколько “правил”.

• Подлежащее, – оно не нуждается в уточнении местоимением.

• Блестните неповерхносным чуством языка при написании непроизносимых согластных.

Если вы поняли принцип составления таких правил, вам легко будет решить предлагаемую задачку – восстановить в публикуемых ниже “правилах” пропущенные слова.

1) Кое-кто стали забывать правила ____________________________________________________________.

2) ___________ залог обычно должен быть избегаем.

3) Не забывайте про ___________, иначе не различить падеж и падеж, небо и небо, осел и осел, совершенный и совершенный, все и все.

4) Пообтершись в корридорах оффисов, в будующем мы станем сведующими и прийдем к тому, что в наших текстах будет учавствовать все меньшее колличество ____________________________.

5) Над правильной пунктуацией во ___________ нам всем еще надо работать, не покладая рук.

Рисунок из учебника “Горизонт-2”,
1988 г.

6) Проверяйте род обеих существительных для корректного написания _____________ в обоих формах.

7) Правило гласит, что “ ___________ в кавычки не берется”.

8) Неделите не делимое и несоединяйте разно родное, а кое что пишите через ___________.

9) Если хочете использовать ___________, то ___________ его нужно правильно, а не как того захотит автор.

10) Мы хотим отметить, что менять _________, от имени которого ведется повествование, автор этих строк не рекомендует.

Ответы

1) Согласования главных членов предложения; 2) страдательный; 3) букву ё; 4) лишних букв; 5) фразеологизмах; 6) собирательного числительного оба; 7) косвенная речь; 8) дефис; 9) глагол, спрягать; 10) лицо.

Материал предложен
Н.А. ШАПИРО

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru