Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2010

Я ИДУ НА УРОК

 

Роль наречий в текстах разных стилей

Обобщающее повторение по теме “Наречие”

Учебник “Русский язык, 7-й класс”,
УМК М.М. Разумовской

Цели урока:

1. Систематизация знаний учеников о наречии, о роли наречий в текстах разных стилей.

2. Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учеников.

3. Развитие навыков анализа текста.

4. Воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции, восприимчивости к выразительности речи.

Задачи урока:

Реализовать поставленные цели через систему тестовых заданий, анализ текстов разных стилей (художественного, научного, официально-делового, публицистического), выполнение творческих заданий, работу со словарями, используя индивидуальную, фронтальную, групповую форму организации урока.

Средства:

Устные сообщения, материалы презентации творческих работ, опросы в виде теста, анализ текстов, чтение, письмо, работа со словарями, работа на компьютере.

Оборудование:

Таблицы по теме “Наречие”. Компьютер, демонстрационный экран, проектор, карточки с индивидуальными заданиями.

ХОД УРОКА

I. Беседа с классом (чтение эпиграфа к уроку на демонстрационном экране).

Н.В. Гоголь.
Портрет работы Ф. Мюллера.
1841

“Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово”, – сказал Николай Васильевич Гоголь.

– Какое оно, русское слово?

– Определите, к какой части речи относятся эти слова.

– Ребята, мы изучили особенную часть речи – наречие: и трудную, и интересную. А еще, по словам А.С. Пушкина, она живописует глагол.

– Как вы понимаете слово живописует? (Работа с толковым словарем и ответы учеников.)

– Сегодня мы увидим эти качества наречий в текстах разных стилей, понаблюдаем за ролью наречий.

“Пройдемся бегло по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеемкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они”. (А.Югов)

– Вспомним изученное о наречии, послушаем творческие работы.

II. Презентация творческих работ учащихся о наречии

Репортаж Анжелики Сергеевой

“Давайте знакомиться! Я – наречие”

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признак признаков и отвечает на вопросы: как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени?: читать (как?) внимательно; ехать (куда?) далеко; приехать (когда?) завтра; очень добрый (в какой степени добрый?).

Общее грамматическое значение наречия – это признак действия или признак признаков.

Морфологические признаки наречий – они не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.

Синтаксические признаки наречий – в предложении наречия являются обстоятельствами: Береги честь смолоду.

 

А.С. Пушкин.
Портрет работы  В.А. Тропинина.
1827

 

Доклад Дарьи Мичуриной

“Роль наречий в пословицах”

• Обещай медленно, выполняй быстро.

• Кто много сулит, тот мало дает.

• Подальше положишь – поближе возьмешь.

• Сначала думай, потом ответь.

• Разрушить-то легко, попробуй-ка построить.

• Медленно идти лучше, чем стоять.

• Кто хорошо говорит, прекрасно слушает.

• За правое дело стой смело.

• В хороших книгах охотно роются.

• В долг брать легко, да отдавать тяжело.

Работа на компьютере (3–4 человека).

Работа по индивидуальным карточкам (3–4 человека).

III. Самостоятельная работа

Задание 1. Укажите предложение, в котором после раскрытия скобок получилось два слова.

1) Неужто (в)правду я влюблен?

2) Будьте (на)чеку и днем и ночью.

3) (С)просонок он бросился бежать что есть духу.

4) Когда-то давным-давно он верил(в)правду.

Задание 2. В каком ряду все наречия пишутся слитно?

1) (До)красна, (с)горяча, (на)мировую;

2) (в)двое, (в)плотную, (в)открытую;

3) (на)двое, (в)слепую, (в)кратце;

4. свести (на)нет, (в)двоем, (на)попятную.

Задание 3. Какое наречие пишется через дефис?

1) Подобру(поздорову);

2) (на)взничь;

3) бок(о)бок;

4) (по)парно.

Задание 4. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (Без)ведома врача, схватить (в)охапку, (в)связи;

2) платье (в)обтяжку, выть (по)волчьи, едва(едва) успели;

3) есть (по)немногу, запасать (в)прок, слить (во)едино;

4) броситься (в)рассыпную, (в)начале осени, плясать (до)упаду.

Задание 5. Дефис не пишется в слове:

1) (Кое)где;

2) (по)татарски ;

3) (по)летнему;

4) (до)бела.

Задание 6. Дефис не пишется в слове:

1) (Где)нибудь;

2) (по)долгу;

3) (по)русски;

4) (по)вечернему.

Задание 7. Допущена ошибка в написании слова в предложении:

1) Лошади пустились вскачь.

2) Казачки носят одежду черкесскую, платки завязывают по русски.

3) На днях мы ходили в лес.

4) Мы должны были где-нибудь и как-нибудь отдохнуть.

Задание 8. Допущена ошибка в написании слова в предложении:

1) Спортсмен упал на спину.

2) Удалому все нипочем.

3) Ергунов, плохо знавший по татарски, изредка вставлял русские слова.

4) Травы пышны и рыжи по-лисьи.

Задание 9. Какое слово пишется через дефис?

1) (По)весеннему небу;

2) (по)долгу разговаривали;

3) крался (по)лисьему;

4) (по)зади раздался.

Задание 10. Какое слово пишется через дефис?

1) (По)твоему совету;

2) (по)прежнему пути;

3) (по)осеннему лесу;

4) (по)новому жить.

Задание 11. В какой строке все слова пишутся через дефис?

1) Чисто(начисто), как(либо), (до)статочно;

2) (из)далека, (из)давна, (как)нибудь;

3) (за)светло, (по)волчьи, (во)первых;

4) (по)заячьи, (чуть)чуть, (крепко)накрепко.

Задание 12. В какой строке все слова пишутся через дефис?

1) (На)глухо, (кое)где, (за)светло;

2) (по)русски, как(либо), тихо(тихо);

3) просто(напросто), кое(куда), (за)мертво;

4) (с)начала, (до)чиста, (по)волчьи.

Задание 13. Какое слово пишется раздельно?

1) (По)этому расписанию;

2) (в)третьих;

3) едва(едва);

4) (на)сильно.

Задание 14. Какое слово пишется раздельно?

1) (В)перевалку;

2) выйти (на)встречу;

3) (на)память;

4) нырнуть (в)глубь.

Задание 15. Какое слово пишется раздельно?

1) (По)немногу мальчики опять разговорились.

2) (По)прежнему с шубой овчинной иду я на свой сеновал.

3) (По)пустому дому гулял ветер.

4) По небу (по)зимнему медленно плыли снеговые облака.

Задание 16. Какое слово пишется раздельно?

1) Яркое солнце сияло на небе (по)летнему.

2) Софья Львовна (на)скоро причесалась.

3) Мы вошли (в)пустую комнату.

4) Можно учиться (по)старому: зубрить.

Задание 17. Какое слово пишется слитно?

1) (Во)вторых;

2) (в)двоем;

3) (на)двоих;

4) (по)двое.

Задание 18. Какое слово пишется слитно?

1) (в)третьих;

2) (в)третьем;

3) (в)третьей;

4)(в)трое.

Ребята сами проверяют результаты теста.

ОТВЕТЫ

1) – 4;

2) – 3;

3) – 1;

4) – 3;

5) – 4;

6) – 2;

7) – 2;

8) – 3;

9) – 3;

10) – 4;

11) – 4;

12) – 2;

13) – 1;

14) – 3;

15) – 3;

16) – 3;

17) – 2;

18) – 4

Если вы допустили много ошибок, выполняя этот тест, вернитесь в начало и повторите еще раз правила.

Удачи!

Произнесите правильно:

Красивее

Невысоко

Тотчас

Сослепу

Насухо

Досуха

Изредка

Мельком

Набело

Добела

Звонит

Дочерна

Задолго

Издалека

Скучно

Без толку

Работа с орфоэпическим словарем.

IV. Работа в группах по анализу текста

Текст 1

Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

“Сделай по-моему, Господи, – невольно в сердцах взмолилась она, – отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нем, – и исчезнут навсегда все неправды и насилия”.

(М.Е. Салтыков-Щедрин)

Призреть, призрю, призришь и призришь; призренный; сов., кого (что) (устар.). Дать кому-н. приют и пропитание. Призреть сироту.

Текст 2

Если мы вдумаемся в слова хорошо, красиво, чисто, умело, ловко, быстро и т.д., то прежде всего заметим, что в них, как в глаголе и прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки эти те же самые, что и в прилагательных хороший, красивый, чистый, умелый, ловкий и т.д.

Однако в наречиях они представляются нам не совсем так, как в прилагательных. В прилагательных они принадлежат предметам, в наречии же – чему-то такому, что высказано о предмете. Хорошо – это не значит, что кто-то хорош, а что кто-то что-то хорошо сделал…

Если мы слышим одобрительные или порицательные восклицания: хорошо! ловко! блестяще! талантливо! глупо! низко! и т.д., то мы сразу понимаем, что это относится к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самим людям. Значит, мы здесь относим мысленно наречие непременно к глаголу, хотя самого глагола еще и не знаем.

В связной речи наречие употребляется только при глаголе и прилагательном.

(А.М. Пешковский)

Текст 3

Отдельные ячейки или области листа можно выделить по-разному. Во-первых, с помощью рамок. Рамки могут выделять ячейки дополнительными линиями сверху, снизу, по бокам, а также вокруг ячеек. Во-вторых, ячейки и области листа выделяются с помощью цвета.

(Инструкция для
пользователей компьютера)

Текст 4

Всем нам хорошо известна крылатая строчка Н.А. Некрасова: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Быть гражданином – это значит активно участвовать в окружающей жизни, делать так, чтобы она стала лучше.

Н.А. Некрасов.
Портрет работы И.Н. Крамского.
1877

Если никогда ни во что не вмешиваться, в сто раз легче будет жить. Но только неинтересно. Сразу тебе все чужими станут и ты всем чужой. Лес горит – пускай, мостик через канаву сломался – нам какое дело, мальчишка на улице ревет – пройдем мимо…

Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция. И это относится не только к взрослым, но и к тебе, тринадцатилетний подросток.

(Л.Симонова)

Вопросы к текстам:

1) Определите стиль текста. Докажите правильность своего определения.

2) Выпишите наречия, определите их функцию.

3) Объясните правописание наречий.

4) Подберите синонимы к трем наречиям.

V. Подведение итогов

– Ребята, что нового узнали вы на уроке? Обобщим все, открытое нами.

– Какова функция наречий в текстах разных стилей?

Вывод: функция наречий в текстах близка функции качественных прилагательных. Они создают образность (красиво, блестяще, ловко…), “живописуют” глаголы, служат средством связи предложений. Наречия, характеризуя действия или признак, придают точность (вчера, потом, здесь).

Писатели и поэты часто используют наречия как эпитеты, как средство выражения основной мысли. Убедимся в этом, прочитав стихотворение П.Панченко:

Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым.
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.

Автор при помощи наречий призывает задуматься о своей жизненной позиции.

Ребята, будьте внимательны к слову, и тогда вам откроются все богатства русского языка.

VI. Домашнее задание. §§ 17–25 – повторите, упр. № 310, подготовьтесь к диктанту.

А.Ф. ЗДИТОВЕЦ,
учитель высшей категории,
школа № 9,
г. Павлово,
Нижегородская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru