С сентября 1998 года в 5-м классе мы
начали работать по учебнику русского языка под
редакцией Русский язык, по Панову, не система сухих правил и чужих выводов, а яркий научный мир, в котором буйствует подлинная жизнь: успехи и взлеты одних языковых явлений, угасание и медленное умирание других, рождение нового, капризные (или гордые?) исключения, которые не признают никаких общепринятых норм... – ну точь-в-точь как и в человеческой жизни. Лингвистическая новизна, соответствующая нынешнему уровню развития науки о языке, также выгодно отличает учебники Панова от других. И – наконец-то! – найден нормальный, естественный стиль, тон общения с ребенком: ученик не пустой резервуар, который непременно нужно наполнить, а со-трудник, со-беседник, со-открыватель. Просто его жизненный и интеллектуальный опыт поменьше! Дети любят разные «почему» – пожалуйста, в учебнике их масса, любят играть – давайте поиграем, любят рисовать – вон сколько иллюстраций сделал Ю.М. Аратовский для пятиклашек. Интереснейшие вопросы, лингвистические герои во главе с респектабельным Иваном Семеновичем Полупшенным, доверительная интонация общения – все работает на то, чтобы дети учились с «открытыми» глазами, понимали, чувствовали, «трогали руками» каждый звук, слово, предложение, мысль. Единственно, чего, по-моему, недостает в
учебнике М.В. Панова, – дидактического материала
для практических занятий. (Хочешь не хочешь, а
теория проверяется практикой.) И даже книжка А.А.
и Недавно мы изучали с пятиклашками однородные члены предложения. На вступительных занятиях познакомились с сочинительной связью, союзным и бессоюзным соединением однородных членов, некоторыми особенностями пунктуации при них, построили массу схем синтаксических связей (см. «Русский язык», № 32/96). Но все научные открытия необходимо «переварить», дать им возможность «пожить» в речевой практике ребенка, особенно в письменной. (Я специально слушал в перемены разговоры ребят и пришел к выводу, что в устной речи однородные члены используются сравнительно редко.) Но в письменной форме – и в научной речи, и в художественной – они представлены очень широко. И, считаю, детям нужно попытать свои силы в использовании конструкций с однородными членами, которые сослужат много полезных служб: разовьют наблюдательность, придадут высказыванию точность, научат умению обобщать и выделять главное в предмете описания, свернут или развернут мысль (в зависимости от речевой задачи) и др. Взяв за основу фрагменты повести К.Г. Паустовского «Золотая роза» (Л.: «Детская литература», 1987. С. 80–82), мы приступили к работе в описанном выше направлении. 1) Вначале записываем предложение: Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов.
Беседа Что описывается в этом предложении? Что мы узнали об этом лете? Что выделяет автор? (Наиболее важные, существенные особенности этого лета, отличающие его от предыдущих.) Делаем первый вывод: однородные члены помогают обобщенно описать достаточно продолжительный временной промежуток. 2) Записываем еще одно предложение: Есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые, косые, окатные и ливневые. Что объединяет это предложение с предыдущим? (Здесь тоже обобщенное описание.) А в чем отличие? В первом предложении дано описание долгого временного отрезка, а здесь обобщенно описывается отдельно взятое явление. Это – второй вывод. 3) Записываем текст, объясняем пунктуацию в нем. Слово спорый означает быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
Беседа В чем своеобразие этого текста? (В нем дано конкретное описание одного явления.) Чем он отличается от двух записанных нами ранее предложений? На какие конкретные признаки спорого дождя автор обращает внимание? При каком условии возможно такое подробное описание этой разновидности дождя? Какие открытия Паустовского потрясают более всего? Как этот текст характеризует автора? Вывод третий: однородные члены предложения дают возможность конкретно, подробно описать какое-либо одно явление. 4) Записываем четвертый текст (его можно использовать в качестве контрольного среза для проверки пунктуационных умений). Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений! Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах. Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
Дополнительное задание а) определите роль однородных членов в данном тексте (с их помощью дается обобщенное описание нескольких явлений); б) перечитайте предложение о громе. Вы услышали, как он гремит? Почему нам удается слышать его грохот? Такой художественный прием называется аллитерация (звукопись). Делаем общий вывод: с помощью однородных членов предложения мы можем по-разному описывать явления окружающей действительности – широко, всесторонне, обобщенно описывать события длительного временного отрезка или одного конкретного явления, можем подробно, конкретно рассказать о каком-либо жизненном факте, эпизоде. Для этого необходимо умение всматриваться и вслушиваться в окружающий мир, жить с открытыми глазами, иметь цепкий ум и чуткое сердце.
Домашнее задание: составить «магнитное» поле слова осень. Мы исходим из того, что одни слова подобно магниту могут притягивать к себе другие в зависимости от их значения, смысловой направленности. Это тот самый закон ассоциаций, о котором говорил еще Ломоносов: ассоциация «есть душевное дарование с одной вещью, уже представленною, купно воображать другие, как-нибудь с ней сопряженные, например: когда представив в уме корабль, с ним воображаем купно и море, по которому он плавает, с морем – бурю, с бурею – волны, с волнами – шум в берегах, с берегами – камни и так далее». На следующем уроке проверяем ассоциативные связи слова осень. Картина получается довольно сумбурная, пестрая, как осеннее разноцветье лесов. Вот, к примеру, такая: Осень – золотая, дождливая, холодная, ветреная, поздняя, ранняя, шумящая листвой, пасмурная погода, нудная пора, грустная, последние птицы, хмурое небо, порывистый ветер, пожелтевшие листья, почти голые деревья, первый ледок, утренние заморозки, уборка урожая, короткие дни, золотой лес, первый день школы, низкое солнце, покупка теплых шуб, последние вздохи цветов, разноцветные листья, натопленные печки, сонные мухи, листопад, снег с дождем, серость, красота, шуршание, крики улетающих птиц... У нас получилась осень вообще. Но мы сейчас пишем не словарную статью об осени, и поэтому предлагаю из имеющегося богатства осенних примет выбрать только те, которые характерны именно для нынешней осени. То есть те выражения, которые помогут дать обобщенное описание осени-98. Вот что выделили дети: дождливая, ветреная, ранняя, порывистый ветер, первый сентябрьский ледок, утренние заморозки, рано убитые морозом цветы, снег с дождем. Опираясь на предложение Паустовского о лете, строим свое предложение об осени. Первые детские попытки удачными не назовешь: Идет эта осень дождливая, с порывистым ветром, сбрасывает последние листья с деревьев, уже были первые утренние заморозки, часто появляется первый ледок, ранние заморозки убили яркие цветы. Предложение довольно-таки неуклюжее, громоздкое – налицо неумение использовать конструкцию с однородными членами (их всего три). После коллективной «шлифовки» получаем: Идет эта осень в солнечных, но прохладных ветреных днях, редких, но сильных дождях, в ранних заморозках, в свисте проводов при порывистом ветре. Полученное предложение позволяет вычленить несколько микротем для обобщенного описания какого-либо одного явления: ветреный день, сильный дождь, ранние заморозки, порывистый ветер. Вот одна из работ.
Ранние заморозки Первые заморозки убивают осенние цветы, разрисовывают на окнах тонкие узорчики, покрывают траву серебристым инеем, образуют на лужах ненадежный ледок, красят крыши в белый цвет. Нам осталось выполнить еще одно задание: дать конкретное описание одного явления. Для этого идем в школьный сад, подходим к одной из березок, внимательно все рассматриваем и... пишем сочинение.
Осенние листья На березе и около нее очень много листьев. Когда мы вышли на улицу, то сразу заметили, что внизу они желтые, а наверху зеленоватые. Подойдя поближе, мы увидели, что листочки висят по-разному: одни смотрят вниз, другие вверх, третьи вбок. Березка не качается, а листочки падают. Некоторые вот-вот опадут, а другие пока держатся крепко. Когда мы качнули ветку, то сотни листочков бросились врассыпную. Одни крутятся, другие летят прямо, третьи приземляются боком. Летят с легким шелестом, на землю ложатся по-разному, одни побыстрее, другие помедленнее. Срываешь несколько листочков – и видишь, что одни более желтые, другие менее, есть яркая желтизна и бледная. На большинстве из них много черных пятнышек. Когда мы наступали на упавшие листья, то мне казалось, что они стонали, плакали, им было больно! Может быть, они издавали последние вздохи? Когда мы вновь потрясли березу, то заметили, что среди листьев есть и озорники. Они падают за ворот, на голову и даже на листок бумаги, на котором я пишу. Березка сбрасывает последние листочки, как будто слезы. Она плачет, потому что ей не хочется спать целых пять месяцев. Наташа Г.
Разумеется, эта работа далека от совершенства. В ней заметно «коллективное» начало: мы увидели, мы качнули... Но время для улучшения есть, чтобы ребенок заговорил своим голосом, нашел свою интонацию, свой стиль. Пока мы только внимательно смотрели и результаты своих наблюдений записывали с помощью однородных членов. И.А. Романычева, Занимательное повторение
Морфология I. Шарады.
II. Какой частью речи является слово смел в предложениях:
III. Какими частями речи могут быть слова:
Составьте по два предложения с этими словами так, чтобы они были разными частями речи. IV. Сгруппируйте данные слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.
V. Две последние буквы слов известны. Определите, какой частью речи может быть каждое слово, и приведите примеры.
VI. Какой частью речи являются слова: тысяча, миллион, миллиард? Составьте с ними словосочетания, поставьте вопрос. (Числит., т.к. отвечают на вопрос сколько? и могут быть записаны цифрами*.) VII. Как можно превратить в глаголы существительные, не дописывая новых букв в их фонетическую запись?
(Придавая мягкость или твердость последнему звуку: [жар’], [jэл]). VIII. К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок? (Попробуйте по-разному поставить ударение в каждом слове. Составьте по два предложения с каждым словом, отличающимся местом ударения, так, чтобы эти слова были разными частями речи). (Например: Было жаркое лето. На второе было подано жаркое.) IX. Определите, какой частью речи являются выделенные слова:
X. У существительных какого склонения больше всего совпадающих окончаний в разных падежах? (У сущ. III скл.) XI. Определите род существительных: георгин, ботинки, овощи, ведерки, тюль, какао, лебедь, кофе. ___________ * Как уже говорилось во многих наших публикациях, с позиции современной русистики эти слова – существительные, т.к. изменяются по числам и падежам. Однако в наиболее распространенных сегодня учебниках представлена, к сожалению, ненаучная точка зрения. – Прим. ред.) XII. Напишите правильно. Объясните орфограммы.
XIII. Найдите лишнее слово, обоснуйте свое мнение.
Фонетика I. Запишите слова, которые получатся, если прочесть данные слова справа налево, учитывая звуки, а не буквы:
II. Выпишите слова в три столбика. В первый – с ударением на последнем слоге, во второй – с ударением на первом слоге, в третий – все остальные.
III. Как из звуков данных слов получить новые слова с указанным значением?
IV. Какими звуками различаются слова:
(Только мягкостью согласных, остальные звуки одинаковые.) V. Какие слова произносятся так:
VI. Сколько прочтений у следующих слов? Меняется ли лексическое значение слова в зависимости от ударения? Докажите это, составив словосочетание с каждым вариантом.
VII. Какие звуки обозначает буква с в данных словах? От чего зависит ее звучание?
VIII. Отметьте слова, в которых подряд идут два гласных звука:
(В словах каемка, сиять, союз, струя, боец между двумя гласными есть согласный [j].) IX. Определите, какое слово лишнее:
X. Совпадает ли в данном предложении количество букв о и звуков [о]?
(Звука [о] здесь нет, так как все буквы о безударные.) XI. Соответствуют ли буквы своему произношению (не считая твердости-мягкости согласных)?
Приведите свои примеры. (Не соответствует во 2-м предложении – рыжий: буква и, звук [ы]; в 3-м предложении – варит и солит: буква и, звук [ы].) XII. Какие буквы не соответствуют своему произношению (не учитывая твердости-мягкости согласных)?
(1. д – [т], е – [э]; 2. с – [з], ё – [о]; 3. с – [з], е – [э].) XIII. Составьте слово из названных звуков, запишите его.
Сколько получилось слов? (Стог, сток.) Почему?
Лексика I. Есть ли смысловое различие в следующих словосочетаниях? (Поставьте вопросы к зависимому слову. Приведите свои примеры.)
II. Сколько слов можно прочесть, читая по часовой стрелке и против часовой стрелки? (Око, лес, лесок, сок, сокол, село, колесо, ел, кол.) III. Всегда ли сырое бывает мокрым? Составьте словосочетания со словом сырое. (Сырая одежда, сырое яйцо, сырые овощи.) IV. В пустые клетки впишите слова, обозначающие:
(Пальма, полька, гильза, килька, мольба, вольер, польза, сельдь, тельце, мыльце, келья, нельзя.) V. Отгадайте:
VI. Угадайте, какие слова, имеющие значение ‘промежуток’, пропущены в следующих строках:
(Антракт, перерыв, передышка, перемена.) VII. Напишите слова, значения которых приведены ниже:
(Кратер, сезон, брод, астрономия, перекресток, галоп, монолог, соты.) VIII. Какая разница в значении слов, помещенных ниже? Составьте предложения с этими словами.
|