Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/1999

Получить очередной хороший материал от постоянного и любимого автора – всегда радость. Ну а если он сопровождается фотографией, как у Ивана Анатольевича Громова!.. Приятно читать о себе такие, например, комплименты: «Работать с «Русским языком» стало намного легче и вдохновеннее». Нам с вами, дорогие наши авторы-учителя, тоже стало работать легче и вдохновеннее. И нам очень хочется познакомиться с вами поближе. Поэтому призываем всех наших авторов: не ограничивайтесь только рабочими материалами, пишите нам о себе, о своих проблемах и удачах, о своих учениках. И присылайте фотографии! Ведь если статья сопровождается портретом автора – это почти разговор с ним самим. Ждем ваших писем!

И.А. Громов

Изучаем с пятиклассниками однородные члены предложения

С сентября 1998 года в 5-м классе мы начали работать по учебнику русского языка под редакцией
М.В. Панова. Большое спасибо нашему спонсору, предпринимателю Виталию Анатольевичу Рудавину, который помог приобрести учебники. Чем объясняется выбор именно этого пособия? Самое важное, на мой взгляд, то, что учебники М.В. Панова в корне отличаются от других ныне действующих: в них нет обведенных траурной рамкой готовых правил и определений. А как говорил еще Гегель, голый результат без пути, к нему ведущего, есть труп, мертвые кости. К каждому положению, выводу нужно прийти либо самостоятельно, либо совместными, коллективными усилиями. Высочайший уровень научности значительно облегчает работу учителя (как это ни парадоксально звучит!): работая по стандартным учебникам, часто оказывался в тупике – а почему именно так? кто это утверждает?.. У Панова же показан весь научный путь того или иного открытия: постановка вопроса, формулировка проблемы, задачи, убедительно разрешаются, казалось бы, неразрешимые противоречия. При подготовке к занятиям меньше одолевают сомнения: а так ли делаю? а зачем это упражнение? а что этим хочу сказать детям? Научная логика, обоснованная последовательность изложения материала (что-то из чего-то обязательно вытекает!) высвобождают учителю массу времени для более продуктивной подготовки к уроку. Учебник Панова выступает, таким образом, как своеобразный «выпрямитель» мозгов, в свое время недостаточно «растревоженных» нашими пединститутами. С этим, конечно, связаны и трудности – многие темы приходится вспоминать заново. Поэтому мне, например, очень хотелось бы видеть в газете отдельную рубрику «Работаем по учебнику М.В. Панова».

Русский язык, по Панову, не система сухих правил и чужих выводов, а яркий научный мир, в котором буйствует подлинная жизнь: успехи и взлеты одних языковых явлений, угасание и медленное умирание других, рождение нового, капризные (или гордые?) исключения, которые не признают никаких общепринятых норм... – ну точь-в-точь как и в человеческой жизни.

Лингвистическая новизна, соответствующая нынешнему уровню развития науки о языке, также выгодно отличает учебники Панова от других. И – наконец-то! – найден нормальный, естественный стиль, тон общения с ребенком: ученик не пустой резервуар, который непременно нужно наполнить, а со-трудник, со-беседник, со-открыватель. Просто его жизненный и интеллектуальный опыт поменьше! Дети любят разные «почему» – пожалуйста, в учебнике их масса, любят играть – давайте поиграем, любят рисовать – вон сколько иллюстраций сделал Ю.М. Аратовский для пятиклашек. Интереснейшие вопросы, лингвистические герои во главе с респектабельным Иваном Семеновичем Полупшенным, доверительная интонация общения – все работает на то, чтобы дети учились с «открытыми» глазами, понимали, чувствовали, «трогали руками» каждый звук, слово, предложение, мысль.

Единственно, чего, по-моему, недостает в учебнике М.В. Панова, – дидактического материала для практических занятий. (Хочешь не хочешь, а теория проверяется практикой.) И даже книжка А.А. и
В.В. Луховицких «Художественные тексты с вопросами и заданиями», предназначенная в помощь работающим «по Панову», не спасает положения. Приходится пользоваться давнишним, проверенным методом – подходишь к полке и берешь либо первую попавшуюся книгу, либо память подскажет: уж больно хороши причастия у Бунина!

Недавно мы изучали с пятиклашками однородные члены предложения. На вступительных занятиях познакомились с сочинительной связью, союзным и бессоюзным соединением однородных членов, некоторыми особенностями пунктуации при них, построили массу схем синтаксических связей (см. «Русский язык», № 32/96).

Но все научные открытия необходимо «переварить», дать им возможность «пожить» в речевой практике ребенка, особенно в письменной. (Я специально слушал в перемены разговоры ребят и пришел к выводу, что в устной речи однородные члены используются сравнительно редко.) Но в письменной форме – и в научной речи, и в художественной – они представлены очень широко. И, считаю, детям нужно попытать свои силы в использовании конструкций с однородными членами, которые сослужат много полезных служб: разовьют наблюдательность, придадут высказыванию точность, научат умению обобщать и выделять главное в предмете описания, свернут или развернут мысль (в зависимости от речевой задачи) и др.

Взяв за основу фрагменты повести К.Г. Паустовского «Золотая роза» (Л.: «Детская литература», 1987. С. 80–82), мы приступили к работе в описанном выше направлении.

1) Вначале записываем предложение:

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов.

 

Беседа

Что описывается в этом предложении? Что мы узнали об этом лете? Что выделяет автор? (Наиболее важные, существенные особенности этого лета, отличающие его от предыдущих.)

Делаем первый вывод: однородные члены помогают обобщенно описать достаточно продолжительный временной промежуток.

2) Записываем еще одно предложение:

Есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые, косые, окатные и ливневые.

Что объединяет это предложение с предыдущим? (Здесь тоже обобщенное описание.) А в чем отличие? В первом предложении дано описание долгого временного отрезка, а здесь обобщенно описывается отдельно взятое явление. Это – второй вывод.

3) Записываем текст, объясняем пунктуацию в нем.

Слово спорый означает быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

 

Беседа

В чем своеобразие этого текста? (В нем дано конкретное описание одного явления.) Чем он отличается от двух записанных нами ранее предложений? На какие конкретные признаки спорого дождя автор обращает внимание? При каком условии возможно такое подробное описание этой разновидности дождя? Какие открытия Паустовского потрясают более всего? Как этот текст характеризует автора?

Вывод третий: однородные члены предложения дают возможность конкретно, подробно описать какое-либо одно явление.

4) Записываем четвертый текст (его можно использовать в качестве контрольного среза для проверки пунктуационных умений).

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

 

Дополнительное задание

а) определите роль однородных членов в данном тексте (с их помощью дается обобщенное описание нескольких явлений);

б) перечитайте предложение о громе. Вы услышали, как он гремит? Почему нам удается слышать его грохот? Такой художественный прием называется аллитерация (звукопись).

Делаем общий вывод: с помощью однородных членов предложения мы можем по-разному описывать явления окружающей действительности – широко, всесторонне, обобщенно описывать события длительного временного отрезка или одного конкретного явления, можем подробно, конкретно рассказать о каком-либо жизненном факте, эпизоде. Для этого необходимо умение всматриваться и вслушиваться в окружающий мир, жить с открытыми глазами, иметь цепкий ум и чуткое сердце.

 

Домашнее задание: составить «магнитное» поле слова осень.

Мы исходим из того, что одни слова подобно магниту могут притягивать к себе другие в зависимости от их значения, смысловой направленности. Это тот самый закон ассоциаций, о котором говорил еще Ломоносов: ассоциация «есть душевное дарование с одной вещью, уже представленною, купно воображать другие, как-нибудь с ней сопряженные, например: когда представив в уме корабль, с ним воображаем купно и море, по которому он плавает, с морем – бурю, с бурею – волны, с волнами – шум в берегах, с берегами – камни и так далее».

На следующем уроке проверяем ассоциативные связи слова осень. Картина получается довольно сумбурная, пестрая, как осеннее разноцветье лесов. Вот, к примеру, такая:

Осень – золотая, дождливая, холодная, ветреная, поздняя, ранняя, шумящая листвой, пасмурная погода, нудная пора, грустная, последние птицы, хмурое небо, порывистый ветер, пожелтевшие листья, почти голые деревья, первый ледок, утренние заморозки, уборка урожая, короткие дни, золотой лес, первый день школы, низкое солнце, покупка теплых шуб, последние вздохи цветов, разноцветные листья, натопленные печки, сонные мухи, листопад, снег с дождем, серость, красота, шуршание, крики улетающих птиц...

У нас получилась осень вообще. Но мы сейчас пишем не словарную статью об осени, и поэтому предлагаю из имеющегося богатства осенних примет выбрать только те, которые характерны именно для нынешней осени. То есть те выражения, которые помогут дать обобщенное описание осени-98. Вот что выделили дети: дождливая, ветреная, ранняя, порывистый ветер, первый сентябрьский ледок, утренние заморозки, рано убитые морозом цветы, снег с дождем.

Опираясь на предложение Паустовского о лете, строим свое предложение об осени. Первые детские попытки удачными не назовешь:

Идет эта осень дождливая, с порывистым ветром, сбрасывает последние листья с деревьев, уже были первые утренние заморозки, часто появляется первый ледок, ранние заморозки убили яркие цветы.

Предложение довольно-таки неуклюжее, громоздкое – налицо неумение использовать конструкцию с однородными членами (их всего три). После коллективной «шлифовки» получаем:

Идет эта осень в солнечных, но прохладных ветреных днях, редких, но сильных дождях, в ранних заморозках, в свисте проводов при порывистом ветре.

Полученное предложение позволяет вычленить несколько микротем для обобщенного описания какого-либо одного явления: ветреный день, сильный дождь, ранние заморозки, порывистый ветер. Вот одна из работ.

 

Ранние заморозки

Первые заморозки убивают осенние цветы, разрисовывают на окнах тонкие узорчики, покрывают траву серебристым инеем, образуют на лужах ненадежный ледок, красят крыши в белый цвет.

Нам осталось выполнить еще одно задание: дать конкретное описание одного явления. Для этого идем в школьный сад, подходим к одной из березок, внимательно все рассматриваем и... пишем сочинение.

 

Осенние листья

На березе и около нее очень много листьев. Когда мы вышли на улицу, то сразу заметили, что внизу они желтые, а наверху зеленоватые. Подойдя поближе, мы увидели, что листочки висят по-разному: одни смотрят вниз, другие вверх, третьи вбок. Березка не качается, а листочки падают. Некоторые вот-вот опадут, а другие пока держатся крепко. Когда мы качнули ветку, то сотни листочков бросились врассыпную.

Одни крутятся, другие летят прямо, третьи приземляются боком. Летят с легким шелестом, на землю ложатся по-разному, одни побыстрее, другие помедленнее.

Срываешь несколько листочков – и видишь, что одни более желтые, другие менее, есть яркая желтизна и бледная. На большинстве из них много черных пятнышек.

Когда мы наступали на упавшие листья, то мне казалось, что они стонали, плакали, им было больно! Может быть, они издавали последние вздохи?

Когда мы вновь потрясли березу, то заметили, что среди листьев есть и озорники. Они падают за ворот, на голову и даже на листок бумаги, на котором я пишу.

Березка сбрасывает последние листочки, как будто слезы. Она плачет, потому что ей не хочется спать целых пять месяцев.

Наташа Г.

 

Разумеется, эта работа далека от совершенства. В ней заметно «коллективное» начало: мы увидели, мы качнули... Но время для улучшения есть, чтобы ребенок заговорил своим голосом, нашел свою интонацию, свой стиль. Пока мы только внимательно смотрели и результаты своих наблюдений записывали с помощью однородных членов.


И.А. Романычева,
школа № 7, г. Москва

Занимательное повторение

Надеюсь, что предложенные материалы смогут помочь учителю разнообразить формы работы на уроках русского языка, сделать урок занимательным и в то же время помогут школьникам убедиться в том, что грамматика – увлекательная наука. Упражнения, рассчитанные на сообразительность, помогут ученикам углубить знания по тому или иному разделу грамматики, фонетики или лексики.

Цель занимательных упражнений – на интересном материале расширить и закрепить у учеников знания о русском языке, дать им возможность лучше усвоить разделы школьной программы.

В зависимости от уровня подготовленности класса учитель может отбирать задания разной степени сложности, регулировать их объем.

Задания (без ответов) могут также быть использованы как домашняя работа, проверить которую ученики смогут сами, получив распечатку с ответами.

Практика показала, что дети с интересом выполняют подобные упражнения и в дальнейшем быстрее добиваются хороших результатов.

Морфология

I. Шарады.

1.Если взять корень от слова полагать, приставку от слова природа, суффиксы от слова обязательный, окончание от слова велик ое , то получим слово, обозначающее признак предмета.

2. Возьмите приставку от слова сдача, корень от слова пряжа, суффикс и окончание от слова растение . Какой термин у вас получился? Объясните его значение.

II. Какой частью речи является слово смел в предложениях:

1. Один против всех?! Как он смел! (Кр. прилаг.)

2. Как он смел обманывать меня?! (Глагол)

Замените эти слова синонимами.

III. Какими частями речи могут быть слова:

дали, жгут, стих, пила?

Составьте по два предложения с этими словами так, чтобы они были разными частями речи.

IV. Сгруппируйте данные слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Читаю, читал, час, везите, читка, чтецы, вести, часы, чтец, (на) военном (заводе), военная (походка), (пришел) за часами, прошел мимо, пройдет мимо дома, шум в доме.

(Читаю, читал; часы, (за) часами; (на) военном, военная; прошел, пройдет; дома, (в) доме.)

V. Две последние буквы слов известны. Определите, какой частью речи может быть каждое слово, и приведите примеры.

1) -ло (сущ. средн. рода, II скл. – стекло; нареч. – тепло; глагол пр. вр., ед. ч., ср. р. – ушло);

2) -ти (неопр. форма глаг. – везти; сущ. мн. числа или род., дат., пр. пад. ед. ч. III скл. – вести).

VI. Какой частью речи являются слова: тысяча, миллион, миллиард? Составьте с ними словосочетания, поставьте вопрос.

(Числит., т.к. отвечают на вопрос сколько? и могут быть записаны цифрами*.)

VII. Как можно превратить в глаголы существительные, не дописывая новых букв в их фонетическую запись?

[жар], [jэл’].

(Придавая мягкость или твердость последнему звуку: [жар’], [jэл]).

VIII. К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок?

(Попробуйте по-разному поставить ударение в каждом слове. Составьте по два предложения с каждым словом, отличающимся местом ударения, так, чтобы эти слова были разными частями речи).

(Например: Было жаркое лето. На второе было подано жаркое.)

IX. Определите, какой частью речи являются выделенные слова:

1. Нужна печь, чтоб пироги печь.

2. Снежное покрывало все поле покрывало.

3. Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

X. У существительных какого склонения больше всего совпадающих окончаний в разных падежах?

(У сущ. III скл.)

XI. Определите род существительных: георгин, ботинки, овощи, ведерки, тюль, какао, лебедь, кофе.

___________

* Как уже говорилось во многих наших публикациях, с позиции современной русистики эти слова – существительные, т.к. изменяются по числам и падежам. Однако в наиболее распространенных сегодня учебниках представлена, к сожалению, ненаучная точка зрения. – Прим. ред.)

XII. Напишите правильно. Объясните орфограммы.

Прежде чем вся 7я сядет о5 за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

XIII. Найдите лишнее слово, обоснуйте свое мнение.

1. Дышать, глядеть, слышать, видеть.

2. Речь, ночь, дочь, плачь.

3. День, пень, лень, конь.

4. Сказуемое, глагол, подлежащее, дополнение.

(1. Второе; 2. четвертое; 3. четвертое; 4. второе.)

 

Фонетика

I. Запишите слова, которые получатся, если прочесть данные слова справа налево, учитывая звуки, а не буквы:

лог, гол, пара, дуб, раб.

(Кол, лог, арап, пуд, пар.)

II. Выпишите слова в три столбика. В первый – с ударением на последнем слоге, во второй – с ударением на первом слоге, в третий – все остальные.

Арбуз, алфавит, ворота, документ, звонишь, каучук, квартал, компас, магазин, начать, облегчить, портфель, свёкла, столяр, углубить, цемент.

III. Как из звуков данных слов получить новые слова с указанным значением?

1) лен – название цифры;
2) лей – название дерева;
3) лоб – название настила в помещении;
4) ток – название домашнего животного;
5) шел – ‘неправда’;
6) шей – просьба принять пищу.

(1) ноль; 2) ель; 3) пол; 4) кот; 5) ложь; 6) ешь.)

IV. Какими звуками различаются слова:

дал – даль;

лук – люк;

флаги – фляги?

(Только мягкостью согласных, остальные звуки одинаковые.)

V. Какие слова произносятся так:

[грус’т’] (грусть, груздь);

[л’эс’т’] (лезть, лесть);

[в’эс’т’и] (везти, вести).

VI. Сколько прочтений у следующих слов? Меняется ли лексическое значение слова в зависимости от ударения? Докажите это, составив словосочетание с каждым вариантом.

Атлас, хлопок, пироги.

VII. Какие звуки обозначает буква с в данных словах? От чего зависит ее звучание?

Просьба, сшить, сжечь, слушать, спать, сбить. ([з’], [ш], [ж], [с], [с], [з].)

VIII. Отметьте слова, в которых подряд идут два гласных звука:

театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, оазис, пианино, каучук.

(В словах каемка, сиять, союз, струя, боец между двумя гласными есть согласный [j].)

IX. Определите, какое слово лишнее:

1) конечно, нарочно, игрушечный;
2) что, чтобы, нечто;
3) чувство, баловство, да здравствует;
4) безмолвствовать, сочувствие, нравственный.

(1) Третье; 2) третье; 3) второе; 4) третье.)

X. Совпадает ли в данном предложении количество букв о и звуков [о]?

Звонят во все колокола.

(Звука [о] здесь нет, так как все буквы о безударные.)

XI. Соответствуют ли буквы своему произношению (не считая твердости-мягкости согласных)?

1. Кошка спит, а мышку видит.

2. Рыжий кот ловит рыбу сам.

3. Даша варит и солит кашу.

Приведите свои примеры.

(Не соответствует во 2-м предложении – рыжий: буква и, звук [ы]; в 3-м предложении – варит и солит: буква и, звук [ы].)

XII. Какие буквы не соответствуют своему произношению (не учитывая твердости-мягкости согласных)?

1. Труд кормит, а лень портит.

2. Саша сдал зачет.

3. Егор сделал змея.

(1. д – [т], е – [э]; 2. с – [з], ё – [о]; 3. с – [з], е – [э].)

XIII. Составьте слово из названных звуков, запишите его.

1-й – глухая пара звука [з],

2-й – глухая пара звука [д],

3-й – ударный гласный [о],

4-й – глухая пара звука [г].

Сколько получилось слов? (Стог, сток.) Почему?

 

 Лексика

I. Есть ли смысловое различие в следующих словосочетаниях? (Поставьте вопросы к зависимому слову. Приведите свои примеры.)

1. Подарок Коле.

2. Подарок Коли.

II. Сколько слов можно прочесть, читая по часовой стрелке и против часовой стрелки?

(Око, лес, лесок, сок, сокол, село, колесо, ел, кол.)

III. Всегда ли сырое бывает мокрым? Составьте словосочетания со словом сырое.

(Сырая одежда, сырое яйцо, сырые овощи.)

IV. В пустые клетки впишите слова, обозначающие:

1) название дерева;
2) название бального танца;
3) часть патрона;
4) название маленькой съедобной рыбки;
5) очень сильную просьбу;
6) территорию в зоопарке, где гуляют животные;
7) антоним слова вред;
8) название рыбы, которая особенно вкусна, когда ее засолят;
9) туловище маленького ребенка;
10) маленький кусочек того, чем моют руки;
11) комнату, где живет монах;
12) запрет.

1

ль

2 ль
3 ль
4 ль
5 ль
6 ль
7 ль
8 ль
9 ль
10 ль
11 ль
12 ль

(Пальма, полька, гильза, килька, мольба, вольер, польза, сельдь, тельце, мыльце, келья, нельзя.)

V. Отгадайте:

1. Какое слово состоит из трех слогов, а содержит 33 буквы? (Азбука, алфавит.)

2. Каких камней не найдешь в море? (Сухих.)

3. Какой болезнью на земле никто не болеет? (Морской.)

VI. Угадайте, какие слова, имеющие значение ‘промежуток’, пропущены в следующих строках:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Называется...

На время что-то прекратив,

Мы объявляем...

Если вы устали слишком,

То дают вам...

После урока непременно

Звонит звонок на...

(Антракт, перерыв, передышка, перемена.)

VII. Напишите слова, значения которых приведены ниже:

1) отверстие вулкана;
2) период, продолжающийся четверть года;
3) место на реке, где можно ее перейти;
4) наука о небесных светилах;
5) место, где скрещиваются улицы;
6) самый быстрый ход лошади;
7) речь, произносимая одним лицом;
8) маленькие ячейки из воска, куда пчелы кладут мед.

(Кратер, сезон, брод, астрономия, перекресток, галоп, монолог, соты.)

VIII. Какая разница в значении слов, помещенных ниже?

Составьте предложения с этими словами.

Волчонок – волчок;
гостиница – гостиная;
греческий – грецкий;
дворовый – придворный;
замерзший – замерший;
поступок – проступок;
хозяйский – хозяйственный;
разослать – разостлать.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru