Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/1999

С.Гиндин

Слово Пушкина

Исполнен мыслями златыми,
Непонимаемый никем,
Перед распутьями земными
Проходишь ты, уныл и нем...

А.Пушкин. Из поэмы «Езерский»

И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать...

А.Пушкин. «Евгений Онегин», гл. 7.

Юбилей классика – всегда повод для радости и благодарности. Но он одновременно и повод для тревоги: не утеряли ли мы живой связи с творчеством и делами юбиляра, храним ли ощущение его присутствия и соучастия в нашей сегодняшней жизни? Не превратили ли его в мертвый экспонат – один из многих в заброшенной галерее памяти?

Применительно к Пушкину тревога особенно остра. Слишком часто поминается его имя всуе, слишком легко пишут о нем все кому не лень. Крылатая формула Брюсова, подхваченная и прославленная потом Мариной Цветаевой: Мой Пушкин – быстро стала у нас индульгенцией, защитой от любой критики. Мол, если я говорю о моем Пушкине, то кто, кроме меня, смеет судить о точности создаваемого мной портрета?

Но Пушкин слишком много значит для всех нас, чтобы можно было согласиться с подобным бесконтрольным умножением «самозванцев». Да, Пушкин у каждого из нас свой, но одновременно он и один на всех. И потому сквозь все заслоны и соблазны осовременивания, субъективизма, просто голого произвола мы обязаны пробиваться к подлинному, исторически конкретному Пушкину. Хотя мы всегда будем видеть его со своей точки зрения, – мы должны сделать все, чтобы увидеть именно Пушкина, а не его мнимое подобие, не его призрак.

В выполнении этой задачи особая роль принадлежит учителям русского языка и литературы. Объяснить ученикам отличия пушкинского языка от нашего современного, научить их ориентироваться в строении пушкинских произведений, чувствовать и понимать смысловое богатство пушкинского текста и одновременно радоваться его знаменитой «воздушности» – вот нелегкое (особенно в наше время), но необходимое и почетное дело учителя.

Стремясь помочь вам в его выполнении, редакция в наступившем пушкинском году будет систематически печатать, целиком или в отрывках, классические исследования языковедов, историков и теоретиков литературы, посвященные общим особенностям языка Пушкина или лингвистическому анализу его произведений. Собственно, мы уже начали эту серию публикаций, напечатав в № 21 минувшего года работы Л.В. Щербы и Вяч. И. Иванова о стихотворении «Воспоминание». Теперь подобные публикации станут постоянными и образуют особую рубрику «Слово Пушкина».

В качестве эпиграфа к ней сегодня мы печатаем заметку Валерия Брюсова из его цикла «Miscellanea» («Смесь»), четко объясняющую возможные причины неполного или неправильного понимания пушкинских текстов. Пусть новая рубрика станет нашим добрым проводником в мире Пушкина.


 

Понимаем ли мы Пушкина? Большинство ответит, что Пушкин всем понятен, в отличие от декадентов и футуристов, и это будет неверно. Для «среднего» читателя в сочинениях Пушкина три элемента «непонятности». Во-первых, чтобы вполне понимать Пушкина, необходимо хорошо знать его эпоху, исторические факты, подробности биографии поэта и т.п. Для несведущего читателя, например, пропадает подлинный смысл стихотворения «Снова тучи надо мною...», намек эпиграфа ко 2-й главе «Евгения Онегина»: «O rus! Hor[atius] – О Русь!» (каламбур, распространенный в начале XIX в. во Франции между роялистами), выражение: «Надев широкий боливар», упоминание: «Приди в чертог ко мне златой» и мн., мн. др. Во-вторых, необходимо знать язык Пушкина, его словоупотребление. Не зная, например, что для Пушкина пустынный значило «одинокий», нельзя понять стихов: «Звезда пустынная сияла», «Свободы сеятель пустынный» и др.; подобно этому необходимо знать, что ничтожество значило «небытие», презрительный – «достойный презрения», добыча – «жертва» и т.д., и т.д. В-третьих, необходимо знать все миросозерцание Пушкина, чтобы не ошибиться в толковании таких стихотворений, например (обычно толкуемых неверно), как «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Клеветникам России» и др. Сказанное – только намеки, но несомненно «средний» читатель, если не изучал Пушкина особо, в 4 случаях из 5 не понимает подлинного смысла в стихах великого поэта... А в-четвертых, у Пушкина очень много выражений, допускающих два или три понимания. Так, например, стихи по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит можно толковать: «зашумит соломой (abl. instr), т.е. ворочая солому на крыше, или «зашумит, как солома» (abl. modi), т.е. подобно тому, как шуршит солома; стихи И пусть у гробового входа можно толковать: пусть – как пожелание (обычное понимание) и пусть – как уступление, в смысле «пусть даже». Опять, это лишь – примеры из сотен. Пушкин кажется понятным, как в кристально прозрачной воде кажется близким дно на безмерной глубине.

 

Валерий Брюсов


Н.А. Борисенко,

учитель гимназии № 18, г. Королев

«Москвич Пушкин»

Урок подготовки к изложению с элементами сочинения

Текст изложения «Москвич Пушкин», представляющий собой сокращенный вариант одноименного очерка Ю.Нагибина, взят нами из экзаменационного сборника. Задание же к изложению, на наш взгляд, не совсем адекватное предложенному тексту («Как я отношусь к творчеству Пушкина»), мы решились заменить другим, непосредственно связанным с темой «Пушкин в Москве» (формулировку задания см. ниже, в разделе V).

Изложению предшествовала большая подготовительная работа: изучение «московских» периодов биографии Пушкина на уроках литературы, заочное путешествие по пушкинским местам столицы, экскурсии по пушкинской Москве, посещение Государственного музея А.С. Пушкина. Все это явилось фоном для понимания нагибинского очерка и разгрузило урок от длительных комментариев.

Оборудование урока: портреты А.С. Пушкина, Н.Н. Гончаровой, П.В. Нащокина; стенд с фотографиями пушкинских мест столицы и видами старой Москвы, увеличенная карта «Пушкинская Москва» (карта имеется в «Дневнике московского школьника. 5–11-е классы». М., 1998), выставка книг по теме «А.С. Пушкин в Москве».

 

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Между москвичами и петербуржцами нередко возникает спор: Москве или Петербургу принадлежит главное место в жизни и творчестве Пушкина, какой из городов вправе называться «городом Пушкина»? Для науки этот «спор славян между собою» не важен, а вот каждый из нас отвечает на него по-разному. Писатель Юрий Нагибин посвятил этой теме очерк с характерным названием «Москвич Пушкин». По нему мы сегодня будем писать изложение с творческим заданием.

Тема «Пушкин и Москва» необъятна. Ей посвящены многочисленные исследования. Мы с вами побывали на замечательных экскурсиях по пушкинским местам, дома вы подготовили выписки с цитатами из произведений Пушкина о Москве. Давайте вспомним все увиденное и прочитанное.

 

II. Беседа, предваряющая чтение текста изложения

Какое место Москва занимала в жизни Пушкина? (Москва – родина Пушкина, город, где прошло его детство, где поэт получил первые впечатления, где впервые стал писать стихи. Здесь Пушкин прожил около трети всей своей жизни. С 1826 по 1836 год он приезжал в Москву 16 раз.)

Как тема Москвы отразилась в творчестве великого поэта? (Любовь к родному городу, московские впечатления и страницы ее славной истории питали его творчество. В романе «Евгений Онегин», в повести «Рославлев», в драме «Борис Годунов», во многих стихах Пушкин запечатлел облик родного города.)

Читаем отрывки из произведений Пушкина, посвященных Москве.

Многие дома на улицах Москвы хранят воспоминания о Пушкине, в одних он жил, в других бывал у своих друзей и знакомых. Рассмотрите еще раз фотографии пушкинских мест в столице (памятник Пушкину на месте рождения поэта, церковь Богоявления в Елохове, дом Н.Б. Юсупова, церковь Большого Вознесения у Никитских ворот, музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате, памятник поэту на Пушкинской площади и др.).

Мест, связанных с жизнью и творчеством Пушкина, в столице очень много, около ста. Все они бережно сохраняются. Мы вправе с гордостью говорить о Пушкине как о москвиче. Писателю Ю.Нагибину удалось в небольшом очерке создать точный образ Пушкина-москвича. Послушайте очерк «Москвич Пушкин».

 

III. Чтение текста изложения. Первое слушание

IV. Анализ содержания и композиции текста

 

Вопросы и задания.

Какова тема очерка? (Москва в жизни Пушкина. Тему текста непосредственно отражает его заголовок.)

Сформулируйте основную мысль текста сначала кратко, а затем развернуто. (Москва – город Пушкина. Москва разделила с Петербургом честь считаться городом Пушкина.)

С кем мысленно спорит Ю.Нагибин? Как в тексте отражена эта внутренняя полемика? (Писатель спорит с теми, кто считает, что Москва уступила Пушкина Петербургу. Позиция автора видна в использовании приема антитезы (Москва – Петербург), в употреблении синтаксических конструкций, которые характерны для полемических форм речи: А ведь был Александр Сергеевич..., И все же пришло время...).

К какому стилю и типу речи относится этот текст? (Текст относится к художественной публицистике. Информативное повествование сочетается в нем с изобразительным. Кроме того, повествование включает несколько описаний местности.)

Как построен очерк? (Композиционно текст распадается на три части: вводную (скрытый полемический зачин – 1-й абзац), основную часть, в которой содержатся факты, свидетельствующие о важной роли Москвы в жизни Пушкина, и довольно большое заключение – два последних абзаца.)

Какова последовательность микротем в основной части? Перечислите их с помощью глаголов. (Пушкин родился в Москве, здесь провел самые ранние годы, запечатлел Москву в своем творчестве («Евгений Онегин»), женился, не раз приезжал.)

Составьте план очерка. Один из вариантов может быть таким:

I. Москва уступила Пушкина Петербургу.

II. 1. Пушкин – уроженец старой столицы.

2. Дом Юсупова. Детские впечатления.

3. Образ Москвы в «Евгении Онегине».

4. Женитьба.

5. В доме Нащокина.

III. 1. Москва вернула себе великого уроженца.

2. Открытие памятника поэту на Тверском бульваре. Речь Достоевского.

V. Сообщение творческого задания

Мы с вами пишем не просто изложение, а изложение с элементами сочинения. Вам предлагается на выбор несколько творческих заданий различной степени трудности. Каждый выберет себе задание по силам и по вкусу.

1) Ответьте на вопрос: «Почему Москву называют городом Пушкина?»

2) Ответьте на вопрос: «Какие вы знаете в Москве памятные места, связанные с жизнью и творчеством Пушкина?» Опишите одно из таких мест. Озаглавьте сочинение.

3) Напишите небольшое сочинение-эссе «Пушкинской тропой по Москве».

4) Включите воображение. Напишите небольшой этюд «Путешествие в Москву пушкинского времени».

5) Твоя тема.

Кроме того, первая часть работы – изложение – сопровождается общим для всех творческим заданием: ввести в текст цитаты – строки Пушкина о Москве; по возможности подобрать эпиграф ко второй части – собственному тексту.

 

VI. Второе слушание и анализ лексико-стилистических особенностей текста

Известно, что во время письменного экзамена учащимся разрешено делать пометы в черновике в виде записи ключевых слов, фактов (дат, фамилий, имен и др.), выразительных приемов, использованных автором. Однако, как показала практика, многие не знают, что и как нужно записывать, и пишут все, что успеют записать. При проведении обучающих работ оставлять ученика один на один с чистым листом бумаги нежелательно, гораздо целесообразнее показать, как нужно отбирать материал, как лучше разместить записи в черновике. Для удобства возьмем двойной тетрадный лист и разделим его на три части. Первая графа заполняется после первого слушания текста, вторая и третья – во время второго слушания. Особо трудные места текста читаются третий раз. Кроме вступления, это прежде всего фрагмент, в котором описывается долгое и мучительное жениховство поэта, а также микротекст, посвященный речи Достоевского о Пушкине (учащимся ничего о ней не известно).

Вот как может выглядеть начало такой работы (записи ведутся параллельно на доске и в тетрадях учащихся, одновременно проводится лексико-стилистический анализ текста).

 

Рабочий план

I. Москва уступила Пушкина Петербургу.

II. 1. А ведь был А.С. уроженцем старой столицы.

2. Дом Юсупова.

3. Детские впечатления.

Факты

На Немецкой улице, 4 месяца, О.А. Ганнибал

В 1801 г., окрестности Чистого пруда,

дом 21 во владении князей Юсуповых.

 

Слова и словосочетания

Пришелся ко двору, дело не заладилось, к большому двору российской столицы, читатели и почитатели Пушкина;

увидел свет;

облюбовали для жительства деревянный желтенький особняк под боком каменных юсуповских палат;

красные палаты, сад напротив, аллеи, беседки, гроты, искусственные руины и статуи, впечатлительный мальчик.

Здесь же, на схеме, отмечаем места возможных цитат из Пушкина, в очерке Ю.Нагибина цитаты имеются. После описания дивного юсуповского сада следуют строки из неоконченного стихотворения Пушкина «В начале жизни школу помню я»:

...И часто я украдкой
убегал
В великолепный мрак
чужого сада,
Под свод искусственный
порфирных скал.

Эту цитату можно подсказать учащимся. Остальные они находят сами. Так, слова из текста «Самый развернутый образ Москвы присутствует, конечно, в «Евгении Онегине» нужно подтвердить строками из седьмой главы романа:

...Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.

Или более известными:

Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!

VII. Лексико-орфографическая работа

С помощью толкового словаря уточняем значение трудных для понимания слов и оборотов (см. ниже Справочные материалы для учителя).

Затем составляем орфографический словарик к изложению:

почитатели, уроженец, окрестности, коренной, особняк, как бы ни загружала, последующий, в «Евгении Онегине», обветшавший, судьбоносный, Мадонна, словесность и др.


Н.А. Еськова

«На берег выброшен грозою...»

Как может подвести синтаксис

Приведу полностью текст хрестоматийного стихотворения.

Арион

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я – беспечной веры полн, –
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! –
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

Общеизвестно, что в этом стихотворении в аллегорической форме (чтобы обмануть цензуру) Пушкин рассказывает о движении декабристов и своей роли в нем. В комментарии к стихотворению С.М. Бонди пишет: «Самым важным местом в стихотворении является заявление Пушкина, что после разгрома декабристов <...> и спасения самого поэта он не отрекся от своих передовых убеждений. “Я гимны прежние пою”, – решительно заявляет поэт». (Стихотворения Александра Пушкина. М., 1967. С. 56.)

Приходится встречаться с воспроизведением этого стихотворения без конечных трех строк, т.е. с последней строкой: На берег выброшен грозою. Так оно было процитировано в передаче цикла «Вечера на улице Качалова» 8.08.92. В «Литературной газете» (7.09.94) в информации о романе А.Рыбакова «Прах и пепел» эпиграф к нему приведен так: Погиб и кормщик и пловец! – Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою... Между тем в эпиграфе к роману конец стихотворения цитируется полностью.

Как это ни странно, конец стихотворения процитирован с отсечением последних трех строк даже в связи с упоминанием о портретах декабристов и изображениях виселицы на полях пушкинских рукописей, в контексте которых «с новой остротой постигается близость поэта с декабристами и смысл последних слов «Ариона»:

Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! –
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою...»

(Е.Высочина. Образ, бережно хранимый. М., 1989. С. 215)

Самое важное место стихотворения здесь опущено!

Но не приходится удивляться, когда такая «хирургическая операция» проделывается с концовкой стихотворения «Арион» автором, придерживающимся иного взгляда на отношение Пушкина к движению декабристов, отражающего современные «веяния».

В статье Ирины Сурат «Кто из богов мне возвратил...» декабристская тема затрагивается главным образом в контексте «чудесного спасения» Пушкина, отправившегося в декабре 1825 г. в Петербург, но передумавшего и вернувшегося в Михайловское. Обсуждается множество версий (не обходятся молчанием и знаменитые зайцы, заставившие поэта повернуть назад), а кончает автор так:

«Через полтора года после событий он облек историю своего спасения в сюжет античного мифа об Арионе:

Погиб и кормщик и пловец! –
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою.

Герой «Ариона» спасен не случайно, а потому, что он «таинственный певец» – существо избранное, особое, рожденное не для общих путей, отмеченное печатью высшего покровительства». («Новый мир», 1994. № 9. С. 223.)

Я привела это не для того, чтобы дискутировать с автором статьи по существу затронутой проблемы. Моя задача – разоблачить допущенную автором ошибку, касающуюся не понимания смысла стихотворения, а более элементарную. И.Сурат не разобралась в синтаксическом строении пушкинской фразы, что выразилось в постановке точки (вместо запятой) в конце последней процитированной строки; в результате выброшен оказалось сказуемым. Между тем это часть обособленного причастного оборота (лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою, я гимны прежние пою...).

В исследованиях об особенностях синтаксиса русского литературного языка XIX века рассматривается эволюция такого рода конструкций, постепенно становившихся принадлежностью главным образом стихотворной речи, а к концу века почти утраченных и в стихах.

Но мы постоянно с ними сталкиваемся, читая поэтов прошлого века. Вот несколько примеров из «Евгения Онегина».

...Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом...
(Гл. 1, XXVII)

Взлелеяны в восточной неге,
На северном, печальном снеге
Вы не оставили следов...
(Гл. 1, XXXI)

В уныние погружена,
Гостей не слушает она...
(Гл. 3, VIII)

Одна, печальна под окном,
Озарена лучом Дианы,
Татьяна бедная не спит
И в поле темное глядит.
(Гл. 6, II)

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
(Гл. 7, XXXVII)

Надежды нет! Он уезжает,
Свое безумство проклинает –
И, в нем глубоко погружен,
От света вновь отрекся он.
(Гл. 8, XXXIV)

Для современного языка характерны полные формы: на берег выброшенный грозою, усеянный плошками, окруженный своей дубравой и т.д. Но разве исследователь творчества Пушкина не обязан знать особенности синтаксиса русского литературного языка прошлого века?

Однако для И.Сурат, в концепцию которой не укладывается самая важная мысль стихотворения (Я гимны прежние пою), оказалась весьма кстати ее «синтаксическая неискушенность», позволившая закончить цитату словами на берег выброшен грозою.


Я иду на урок

Особое внимание обращаем на написание прилагательных, образованных от имен собственных с помощью суффикса -ск-: российская столица, юсуповские палаты, московский чудак, пушкинская эпоха, пушкинские места.

VIII. Написание изложения с элементами сочинения

Рекомендаций по написанию «сочинительной части» мы не даем, эту часть работы учащиеся выполняют совершенно самостоятельно. Ей предшествовала вся подготовительная работа (чтение монографий, экскурсии, оформление стендов и альбомов).

Справочные материалы для учителя

А. Историко-литературный и краеведческий комментарий

1. «...он увидел свет на Немецкой улице (ныне Баумана)...» Дом, в котором родился Пушкин, не сохранился. Сведения о том, что поэт родился на Немецкой улице (Баумана, 40, где сейчас находится здание школы № 353), документально не подтверждаются. Несколько лет назад исследователь творчества поэта краевед С.К. Романюк установил, что современный адрес места рождения Пушкина был бы Малая Почтовая улица, 4, угол Госпитального пер., 1–3. (Волович Н.М. Пушкинская Москва. М., 1996. С. 16.) Писатель Ю.Нагибин в своем очерке следует старой версии.

2. «...дом 21 во владении князей Юсуповых»

Юсупов Николай Борисович (1750–1831) – екатерининский вельможа, князь, любитель и знаток искусства, владел собственным крепостным театром. В 1801–1803 гг. Пушкины жили в одном из флигелей богатой усадьбы Юсупова. Сам флигель не сохранился, однако каменные палаты – великолепный памятник русского зодчества XVII в. – прекрасно сохранились до наших дней (ныне Большой Харитоньевский пер., 21). Юсупов сад находился напротив дома Н.Б. Юсупова. В 1827–1831 гг. Пушкин бывал у Юсупова в Москве и в его загородном дворце в Архангельском. Юсупову посвящено послание Пушкина «К вельможе».

3. Нащокин Павел Воинович (1801–1854) – близкий друг Пушкина. Пушкин познакомился с ним еще в лицейское время (Нащокин вместе с братом поэта Львом учился в Благородном пансионе при Царскосельском лицее). Встречи с Нащокиным возобновились после 1830 г. в Москве. Нащокин отличался причудливым нравом и широтой души. Приезжая в Москву, Пушкин всегда останавливался у друга, несмотря на то, что тот часто менял квартиры. Наиболее известные адреса – дом в Гагаринском пер., 4 (существует и поныне, хотя и в перестроенном виде, Пушкин жил здесь в декабре 1831 г.); дом в Воротниковском пер., 12, где поэт останавливался в последний свой приезд в Москву в мае 1836 г. (в очерке Нагибина речь идет именно об этом доме).

Б. Лексический комментарий

(пришелся) ко двору – подошел по своим качествам, вписался в данный круг людей, соответствовал определенным требованиям;

почитатель – человек, относящийся с глубоким уважением к кому или чему-либо;

уроженец ( Москвы)– родившийся в (Москве), родом из (Москвы);

палаты (мн. ч.) – большое богатое здание, помещение (устар.);

грот – пещера, преимущественно искусственная;

руины (обычно мн. ч.) – развалины (книжн.);

чертог – пышное, великолепное помещение или здание, дворец (высок., устар.);

бытие – здесь: жизнь (книжн.);

судьбоносный – имеющий большое значение, важный, значимый (высок.);

Мироздание – мир, вселенная (книжн.);

жениховство – сватовство (разг.);

коронованная особа – монарх, царь.

Литература

1. Ашукин Н.С. Пушкинская Москва. СПб., 1998.

2. Волович Н.М. Пушкинская Москва. М., 1996.

3. Стародуб К. Литературная Москва: Историко-краеведческая энциклопедия для школьников. М., 1997.

4. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л., 1975.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru