Рослякова Л.Н.
Валентинов день – праздник влюбленныхОбъяснение в любви Давние подписчики газеты «Первое сентября», наверное, помнят один из праздничных номеров ее, названный «Восьмое марта» и почти полностью отданный детским письмам о любви. Наивные, трогательные и доверчивые, они звали к продолжению очень нужного и очень серьезного разговора. Вот тогда и родилась мысль об уроке развития речи, посвященном объяснению в любви, который я решила провести с шестиклассниками, самыми младшими своими учениками в то время. Предварительное знакомство ребят с материалами газеты, в течение нескольких дней путешествовавшей с парты на парту, облегчило переход к обсуждению этой неожиданной для урока русского языка темы.
– Сегодня мы будем говорить о письмах, которые занимают особое место в нашей жизни. Написать такое письмо – задача не из легких: ведь так непросто объяснить все, что с тобой происходит, найти самые верные слова, чтобы рассказать о своих чувствах. А вдруг тебя не поймут и послание твое вызовет насмешку? Этот вопрос неизбежно встает перед каждым, кто решился открыть свое сердце. К счастью, по-настоящему влюбленные не поддаются страху быть осмеянными, о чем свидетельствуют их письма, бережно хранимые годами и десятилетиями и возвращающие людям неповторимые мгновения радостных надежд, отвоеванные у неумолимого времени. Оценить такой подарок могут лишь те, кто умеет читать между строк. Им открывается то, что остается тайной для многих. А можно ли научиться такому чтению? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к письмам, опубликованным в газете. Начнем с самого короткого (здесь и далее цитирую детские письма из газеты «Первое сентября», 1993, 6 марта, стр. 2–3):
– Можно ли прочитать больше, чем здесь написано? – Да. Наверное, эта Таня красивая, добрая, приветливая. Недаром ей решили признаться в любви сразу четыре мальчика. – И какие мальчики! Они заметили непохожесть Тани на других и рассказали ей об этом, выразив свое восхищение. Настоящая любовь вырастает из особой чуткости, из умения вслушиваться и вглядываться в окружающий мир. Люди, лишенные такой чуткости, постепенно уходят в себя, перестают радоваться жизни и рано стареют. Об одном из таких юных старичков рассказал в небольшом диалоге А.П. Чехов (А.П. Чехов. Записные книжки. Полн. собр. соч. и писем в 30 томах. М.: Наука, 1980. Т. 17, с. 92): – Ваша невеста хорошенькая? – Да все они одинаковые. Попробуем представить себе этого жениха. – Он невнимательный, черствый, эгоистичный. И совсем не любит свою невесту. – Почему же она собирается за него замуж? – Может быть, из-за денег? – А может, считает, что ее жених ничем не хуже других. – Наверное, бедную невесту просто некому переубедить: поглощенные собой люди настолько привыкли к черствости и грубости, что не замечают их. В этой внутренней глухоте писатель увидел главную беду своего времени. Обретение чуткости, помогающей избежать многих несчастий, начинается с интереса к людям, с внимания к ним, с готовности ответить на вопросы, которые постоянно ставит перед нами жизнь. Ну что примечательного, например, в письме третьеклассника Вадима?
– Кажется, Вадим рассказывает только о себе, а на самом деле он все время думает о Лене, скучает и ждет встречи. Это главное, что он хочет ей передать. – А в письме шестиклассницы Вики вроде бы нет никаких тайн. Но все ли открывает она своему другу?
– Вика боится потерять Диму и никак не может справиться с этим страхом. Она так волнуется, что без конца повторяет слово очень и не замечает этого. – Вика хочет, чтобы Дима тоже написал ей, пожалел, успокоил, но она не решается попросить об этом. – Страх потерять любимого человека невозможно изгнать из сердца. А что делать, если у тебя появился соперник или соперница? Самое главное в этот момент – не поддаться порыву чувств, не забыть о своем достоинстве. Вот что написала в подобной ситуации своему другу ваша ровесница:
Предельно искренняя в своих чувствах девочка требует такой же искренности от любимого, не опускаясь до упреков и обвинений. Хватит сил у ее избранника, которого она готова простить заранее, смягчить удар и честно рассказать обо всем? А может быть, ее тревоги напрасны и веселый телефонный звонок уже подтвердил это? Есть в русском языке удивительное слово – нежность. Бережливой нежностью называл любовь Л.Н. Толстой, а французский писатель Ж.Сименон считал, что настоящая нежность встречается гораздо реже, чем бриллианты. Но она существует, согревая человека, защищая его от ревности и зависти, от грубости и подлости, от жестокости и цинизма. Вот одно из доказательств:
Любовь и нежность – это те добрые чувства, которые помогают человеку выдержать все испытания. Но существуют и другие чувства, буквально ослепляющие его и потому особенно опасные. Одним из них и продиктовано следующее письмо. Наверное, вы уже догадались, о чем пойдет речь.
– Это ревность. Когда ревнуют, то сильно обижаются и желают обидчику зла. – Ревновать – значит завидовать своему сопернику, а зависть всегда связана с местью. Поэтому девочка просит своего друга унизить Маринку, причинить ей боль. – Но могут ли стыд и боль стать доказательством добрых чувств? Можно ли вернуть любовь с помощью упреков и угроз? К сожалению, оглушенный обидой человек не желает слышать этих вопросов, и только самые разумные и терпеливые вступают в борьбу с разбушевавшейся ревностью. Вот еще одно письмо:
«Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать», – сказал однажды А.Вампилов (Поэзия есть только на земле. Из записных книжек. «Литературная Россия», 1986, 20 июня, стр. 18). Не менее важно научиться просить прощения. А если вас не захотят выслушать, повторите попытку, доверив свои чувства листу бумаги, как это сделал один из старшеклассников:
|