Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/1999

Как работать над сочинением-рецензией

Рецензия – один из жанров школьного сочинения. Жанр непростой, обладающий своей спецификой, но уже прочно вошедший в школьную практику. Сочинение-рецензия позволяет не только развивать творческие способности ученика, логическое и образное мышление, но и помогает овладеть навыками выражения оценочных суждений и их аргументации.

На протяжении долгого времени «школьное сочинение рассматривалось как самостоятельный жанр со своими законами и требованиями»*. По своим жанровым особенностям оно приближалось к литературно-критической статье или соответствовало типу текста: сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение. (Такие типы сочинений и сейчас выделяются некоторыми методистами.) Хотя предлагались и другие подходы к классификации сочинений, они не прижились, и на выпускном экзамене по литературе до 1989 года господствовало жанровое однообразие.

Сегодня школьное сочинение многообразно по тематике, стилистике и предполагает наличие у учащихся знаний и умений по созданию различных речевых жанров, в том числе и рецензий.

Высокого результата в обучении рецензированию как способу выражения аргументированной оценки можно достичь только при условии системности проводимой работы, тесной взаимосвязи уроков русского языка и литературы. Работу над рецензиями можно начинать в 5-м классе с рецензий на устные ответы и сочинения товарищей и, постепенно усложняя, завершить к концу 11-го класса рецензиями на самостоятельно прочитанные произведения современной литературы.

В обучении рецензированию важно не забывать и о других речевых жанрах. Близкими к рецензии жанрами являются:

1) библиографическая заметка – краткая информация о произведении;

2) аннотация – краткая характеристика произведения печати с точки зрения его содержания, оформления, направленности и т.д.;

3) отзыв – выражение эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

4) обозрение – анализ-характеристика нескольких произведений, объединенных хронологически, тематически и т.п.;

5) литературно-критическая статья – рассмотрение актуальных общественных, политических, нравственных и других
проблем на основе анализа одного или нескольких произведений искусства.

Работая над рецензией в 8–9-х классах, мы привлекали знания об аннотации и отзыве. С обозрением и литературно-критической статьей учащиеся познакомятся в старших классах.

Что же представляет собой рецензия?

Рецензия – это речевой жанр, в котором даются общая характеристика и оценка произведения искусства, науки на основе его анализа.

Характеристика жанра

Рецензия – это жанр:

• полифункциональный (совмещает функции информации, воздействия, убеждения, анализа);
• аргументированный (обязательны обоснованность, объективность авторской оценки);
• эмоциональный (допустимы субъективность, личные вкусы и пристрастия критика);
• полиадресный (предназначен для широкого круга читателей);
• преимущественно письменный;
• индивидуальный (автор – конкретный человек);
• стилистически гибридный (совмещает элементы публицистического стиля как основного и научного).

 

Обязательными структурными элементами рецензии являются:

• сообщение о произведении искусства (автор, название, место и время создания и публикации);
• общая характеристика-оценка произведения (с привлечением пересказа и комментария сюжета, описания кульминационного момента, цитирования и других приемов);
• анализ содержания и формы произведения;
• определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом;
• привлечение внимания читателя (зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению.

Этот материал предназначен учителю, а что и как сообщить ученикам, он решит сам.

Эффективность обучения рецензированию во многом зависит от последовательности и системности проводимой работы. Но именно последовательность и системность труднее всего обеспечить. Рецензии на устные ответы и на сочинения товарищей широко используются в школьной практике и даже вошли в современные учебники (например, учебник «Русская речь» Е.И. Никитиной). Рецензиям на литературные произведения тоже уделяется сейчас много внимания, но такую работу рекомендуют проводить только в старших классах. А что же рецензировать ученикам 8–9-х классов? Сочинения – уже слишком просто, да и скучно, литературные произведения – рано и сложно. Мы предлагаем научить детей рецензировать творческие работы одноклассников. Необходимо пояснить, что мы называем творческими работами. Несомненно, любую учебную работу школьника можно назвать творческой. Но среди разнообразных сочинений, основанных и на литературном материале, и на жизненном опыте, резко выделяются работы с самостоятельно придуманным сюжетом, оригинальным жанровым решением, индивидуальным стилем. Это могут быть эссе, дневниковые записи, путевые заметки, стихотворения, поэмы, пьесы и т.п., разнообразные по теме, а главное – непредсказуемые по содержанию. К таким работам нельзя подходить с позиций традиционного сочинения. Мы называем их творческими работами и предлагаем условно рассматривать как литературное произведение. Этот материал удобен для рецензирования, так как очень интересен, но достаточно прост. В то же время это учебный материал, который может использоваться более свободно, чем литературное произведение. Это способствует большей самостоятельности учащихся. Кроме того, детские работы, как правило, не очень сложны для анализа, и практика показывает, что ученики во время анализа гораздо глубже проникают в текст, чем сам автор. Взаиморецензирование помогает учащимся еще и по-другому посмотреть на себя и товарищей, учит доброжелательному отношению друг к другу, терпимости к чужому мнению.

Итак, целесообразно предложить такую последовательность работы:

5-й класс – устные рецензии на ответ товарища;

6–7-й классы – рецензии на сочинение товарища;

8–9-й классы – рецензии на творческие работы одноклассников;

10–11-й классы – рецензии на произведения современной литературы.

Покажем, как можно построить работу в 8-м классе. К 8-му классу учащиеся знакомы с понятием «рецензия». Предваряя специальный разговор о рецензировании, мы предложили восьмиклассникам написать рецензию на творческую работу товарища самостоятельно. Выполнение этого задания заставило учащихся понять, что к творческой работе нельзя подходить как к обычному сочинению. Это побудило их к поиску других подходов и подготовило к серьезному разговору.

Задача первого занятия – показать различия между рецензией на сочинение и рецензией на творческую работу. В хорошо подготовленном классе с этой задачей могут справиться и сами ученики. Основные отличия определяются изменившимся предметом анализа: теперь перед учениками работа, которую можно рассматривать как литературное произведение, а значит, ее надо анализировать с позиций литературоведения: определить тему, идею, жанр, рассмотреть сюжет, композицию, систему образов, обратить внимание на особенности языка и стиля произведения (эта терминология уже хорошо известна восьмиклассникам). Меняется представление об адресанте: это уже не просто одноклассник, это автор-писатель, следовательно, и адресат не только товарищ, а и читатель, критик. В этом есть элемент игры, но игры серьезной, и ее правила учащиеся с удовольствием принимают.

Помимо постановки задачи и уточнения коммуникативного намерения, на этом же занятии необходимо выделить обязательные структурные компоненты рецензии, которые в том или ином объеме должны быть представлены в ученической рецензии. Некоторые компоненты можно уточнить, предлагая самим школьникам выбрать, на чем лучше остановить свое внимание.

1. Представление произведения. Общая характеристика-оценка.

2. Анализ содержания:

• тема и основная идея;
• сюжет;
• система образов (в том числе образ автора, рассказчика);
• роль заглавия и эпиграфа;
• особенности жанра.

3. Анализ формы:

• композиция (в том числе роль пейзажей, портретов, вставных эпизодов);
• особенности языка и стиля.

4. Общая оценка произведения.

5. Пожелания другим читателям (возможно, и автору).

В качестве домашнего задания предлагается написать рецензию на творческую работу ученика (работы должны быть просмотрены учителем, но оценки лучше не ставить, тогда суждения учеников будут более самостоятельными). В зависимости от особенностей класса работы можно раздать по желанию, попарно или произвольно.

Написанные рецензии стали полнее, серьезнее. Ученики внимательнее относятся к анализируемому тексту, чаще используют литературоведческие темы, уменьшился объем пересказа. Но существенным недостатком оказалась бедность языка, однообразие синтаксических конструкций, ошибочное использование литературоведческих понятий. Это определило содержание следующего занятия.

На втором занятии после анализа рецензий учителем предлагаем ученикам познакомиться с типичными речевыми конструкциями, наиболее часто встречающимися в рецензиях. Речевые конструкции, написанные на доске или на плакатах, сгруппированы по смысловому единству и представляют собой речевые модели различных структурных компонентов рецензии. Напомним, что мы учимся писать «настоящие» рецензии, поэтому будем называть одноклассника автором, себя считать критиком. Можно немного пофантазировать, представить себе, что произведение опубликовано и доступно широкому кругу читателей. (Заглавия пока не показываем.)

 

Об авторе

Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)

Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (рассказчик, поэт...), но и...

Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки).

 

О сюжете

Это рассказ о...

Сюжет построен так, что...

Центральной сюжетной линией стала...

В центре внимания автора...

 

О героях

Герой-рассказчик пытается объяснить...

Автор населил свои книги героями (людьми...)

Мир, в котором живут герои...

Главный герой есть...

Его герой...

 

О впечатлениях от произведения

Первое впечатление...

На первый взгляд кажется, что...

Атмосфера рассказа...

Книга поражает (удивляет...)

 

О тематике и проблематике

Круг тем, которых касается автор, чрезвычайно широк.

Заложена стержневая тема о...

Автор пишет о...

Много места уделено проблеме...

Проблематику можно было бы определить как...

 

Об авторской позиции

Автор не определился (с чем?)

Писатель предпочел (что? чему?)

Он (автор) скрупулезно анализирует...

Автор приоткрывает...

Вывод неожидан.

Интересно для нас предложение автора о...

Автор полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)

 

Введение литературоведческой терминологии

Учитывая стиль произведения...

Удачна композиция.

Автор предпочел обычному рассказу жанр...

Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.

Интересны речевые характеристики героев.

 

Критические замечания

Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

Позволю себе с ним не согласиться.

Нельзя исключать (не учитывать) и...

В отличие от автора, я считаю, что...

Возможно, не все верно (правильно, безупречно...)

Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)

К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Писатель упускает из виду (пренебрегает).

Конечно, эти модели далеко не полны. Учитель может расширить их, изменить, упростить или усложнить, но они очень важны для обучения речевым жанрам. Типичные речевые конструкции позволяют ученикам выбрать подходящее слово, синтаксическую модель, облегчают конструирование текста и подталкивают к самостоятельному творчеству.

На этом этапе работы целесообразны следующие упражнения:

1) определить, какому структурному компоненту соответствуют группы речевых конструкций (т.е. озаглавить их);

2) продолжить или составить предложения с 5–6 речевыми конструкциями;

3) составить микротекст по одному из структурных компонентов рецензии, используя типичные речевые конструкции, на основе рецензируемой творческой работы;

4) отредактировать свою рецензию.

Результаты, полученные нами, свидетельствуют о том, что предложенный подход позволил учащимся освоить конкретные навыки рецензирования: анализировать незнакомый и несложный текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции. Приведем примеры из работ восьмиклассников.

Мне кажется, основная идея рассказа – «каждый век хорош», но надо ценить свое прошлое и дорожить им.
(Оля К.)

Это рассказ о человеке, который, всячески обманывая своего начальника, материально обогащался. (Сережа Ч.)

В целом в произведении интересен лишь сюжет.
(Сережа Ч.)

Сюжет развивается очень динамично, быстро, поэтому рассказ читается очень легко. (Юля Ш.)

Я думаю, этот рассказ стоит прочитать и подумать, не похож ли ты на Петра Ивановича Болзникова.
(Юля Ш.)

Заглавие, которое дал Сергей, прямо отражает содержание рассказа. (Александр Б.)

Сергей не использовал выразительные средства, которые сделали бы его рассказ более интересным и красочным. (Александр Б.)

Рассказ заслуживает высокой оценки. (Денис Ч.)

Автор рисует образ простодушного Крюкова и противопоставляет ему всех подозревающего Статского. (Наташа В.)

Круг тем, которых касается автор, чрезвычайно широк. (Катя П.)

Не со всем здесь можно согласиться. (Паша В.)

Большим плюсом я считаю использование эпиграфа, причем очень уместного для этого произведения. (Маша Г.)

В этом рассказе говорится о пожилом человеке, который вспоминает свою жизнь, просматривая старые дневниковые записи. (Аня К.)

Особенно мне понравилось то, что автор на протяжении всего повествования сохраняет интригу. (Аня К.)

 

После того как результаты работы над такими рецензиями, по мнению учителя, станут удовлетворительными, задания можно постепенно усложнять. Для первых опытов рецензирования литературных произведений лучше использовать рассказы А.С. Грина. Они интересны для подростков, невелики по объему и достаточно просты для анализа. Начать лучше с общего для всего класса задания. На одном из уроков развития речи можно проанализировать рассказ А.С. Грина «Победитель» (он напечатан в учебнике Е.И. Никитиной) и предложить написать рецензию. После анализа и редактирования работ (а это будет работа коллективная) интересно дать следующее задание: написать аннотацию, отзыв и рецензию на рассказ А.С. Грина «Голос и глаз». Это поможет еще раз уточнить особенности каждого жанра, сопоставить их с рецензией, а также усовершенствовать умение выбирать стиль в зависимости от речевой задачи. Покажем, как одна из учениц справилась с заданием. (Нами сохранен авторский стиль, отредактировать эти работы можно предложить ученикам.)

 

Аннотация

Грин А.С. Голос и глаз. М.: Просвещение, 1998.

 

В этом рассказе, как и в других, поднимаются вечные проблемы любви, надежды, веры в лучшее, победы чувства над действительностью. Рассказ будет интересен широкому кругу читателей.

Отзыв

Мне понравился рассказ А.С. Грина «Голос и глаз». Хотя сюжет очень простой, но нежность, с которой герои относятся друг к другу, поражает. В произведении есть моменты, когда начинаешь сомневаться, хорошо ли все кончится. Но в том, что Рабид не разлюбит Дези, увидев ее, я была уверена с самого начала. Ведь он человек с добрым сердцем, судящий о людях по душе, а не по внешности. Я не сказала бы, что это оригинальный рассказ, но вечные темы любви, веры в лучшее, победы чувства над действительностью, поднимающиеся в нем, не утратят актуальности никогда.

 

Рецензия

В прочитанном мною рассказе «Голос и глаз» А.С. Грина говорится о слепом человеке Рабиде, лежащем в клинике после операции на глазах с надеждами на выздоровление, и медсестре Дези, ухаживающей за ним. Мне кажется, основная идея заключается в том, что чувство может и должно побеждать действительность. Сюжет развивается довольно быстро, динамично, нет ни затянутости, ни занудности. Главный герой, Рабид, очень добрый, чувствительный молодой человек, судящий о людях по их душам, а не по внешности. Дези, служащая в клинике, некрасивая, по ее мнению, одинокая, нежная девушка. Мир, в котором живут герои, как и люди в нем, наполнен добротой, отзывчивостью, надеждами, верой в лучшее. Но там есть чуть-чуть тревоги, сомнений, хотя хорошие чувства отодвигают их на второй план.

Заглавие подобрано очень удачно и отражает основную идею, потому что, я считаю, голос сравнивается с чувством, а глаз – с действительностью. И именно такая последовательность слов свидетельствует о победе чувства.

Композиция рассказа линейная. Я думаю, автор, описывая своих героев, использовал не столько словесное рисование, сколько психологический портрет. Это у него хорошо получилось.

По моему мнению, рассказ будет интересен многим читателям, так как читается очень легко, а сюжет увлекательный.

(Юля Ш.)

Как видим, ученица справилась с заданием. Главное – сохранены обязательные структурные компоненты в каждом жанре. В работах можно определить коммуникативное намерение автора, которое диктует и отбор стилистических средств. Во всех работах по-разному выражена одна и та же главная мысль: рассказ Грина о том, как чувство побеждает действительность. Если в аннотации и отзыве эта мысль только названа, то в рецензии она обоснована анализом сюжета и заглавия.

Таким образом, рецензии на творческие работы могут стать важным звеном в обучении рецензированию. Если в 8–9-х классах провести такую работу, то можно быть уверенным, что в 10–11-х классах учащиеся справятся с более сложным материалом и будут хорошо подготовлены к выпускным и вступительным испытаниям по русскому языку и литературе.

 

Познакомьтесь с планом выборочной рецензии, запишите его и пользуйтесь им при оценке ответов товарищей.

ПЛАН ВЫБОРОЧНОЙ РЕЦЕНЗИИ

1. Была ли удачной вступительная фраза?

2. Были ли связующие элементы между вступлением и основной частью?

3. Есть ли в ответе обобщение-концовка? Удачна ли она в языковом отношении?

4. Были ли нарушения последовательности?

5. Удовлетворены ли вы количеством и качеством примеров?

6. Был ли ответ развернутым? Использованы ли сравнения?

7. Были ли приведены основания сравнения?

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru