Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/1999

Владимир Степанов

«Начала и концы»

Литературная викторина

В этой викторине по классической русской литературе XVIII–XIX вв. использованы романы, повести и рассказы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Гончарова и Н.С. Лескова, пьесы Д.И. Фонвизина, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и А.П. Чехова. В основном при подборе материала мы ориентировались на школьную программу по предмету «Русская литература»; потом список программных произведений был несколько расширен, так как в него были включены и другие произведения, пользующиеся популярностью у читателей, и любимые автором викторины.

В качестве вопросов представлены первые или последние фразы из широко известных классических произведений названных авторов; состязающимся предлагается узнать приведенную цитату и сказать, откуда она взята.

При этом автор должен заметить, что при составлении викторины он не совсем формально подходил к проблеме определения начала или конца. Например, любые эпиграфы всегда пропускались. Некоторую сложность представляло то, что многие большие произведения имеют авторские предисловия и послесловия (среди них и так называемые предисловия-мистификации от вымышленного издателя, и вынесенные самим писателем в конец романа «дополнения»), не говоря уже о том, что в современных изданиях классики иногда после самого текста следуют главы, выпущенные по тем или иным причинам в прижизненных изданиях. В этой ситуации вопрос о том, что считать «настоящим» началом или концом, не всегда имеет однозначный ответ. Таким образом, может получиться, к примеру, что у какого-нибудь романа начало не одно, а два, а конца и вовсе целых три. Обдумав все это, автор викторины решил не следовать никакому определенному алгоритму, а полагаться на свои литературные пристрастия, и поэтому не стоит удивляться, что для одного произведения в качестве начала приведена первая фраза преди-словия, для другого – первая фраза текста, начинающегося после предисловия, а для третьего – и то, и другое.

Отметим также, что среди классического достояния русской литературы встречаются «бесконечные» произведения. Речь идет, конечно, не о том, что некоторые из использованных в викторине романов насчитывают более тысячи страниц, а о том, что русская литература занимает, возможно, первое место в мире по количеству незаконченных произведений (только среди прозы Пушкина таких не менее четырех). Поэтому в подобных случаях в качестве конца пришлось использовать те фразы, на которых текст обрывается.

Другой важной проблемой при составлении викторины явилось то, что, стремясь ввести читателя в курс дела, русские писатели старались сразу сообщить, как зовут главного героя или его отца, где он живет, чем занимается и т.д. Естественно, легко узнать «Капитанскую дочку», когда уже в первом предложении
употребляется фамилия Гринев. Решение вопроса о том, следует ли настолько упрощать состязающимся жизнь, автор викторины перекладывает на плечи ведущих; вы можете либо опускать эти имена, либо подсказывать участникам, зачитывая цитату без купюр. Возможно, многое стоит убирать в немногочисленных драматических цитатах (например, в чеховском тексте ремарки иногда превосходят по объему слова персонажей). То, что автор считает полезным опускать, приведено в квадратных скобках.

 

* * *

Автор приносит искреннюю благодарность И.Б. Иткину за помощь при составлении викторины.

 

0. (Разминочный.) Начало:
[Городничий.] Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет [ревизор].

 

1. Начало:
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

 

2. Начало:
Как только ударял в Киеве поутру довольно звонкий семинарский колокол, висевший у ворот Братского монастыря...

 

3. Начало:
Мы стояли в местечке ***. Жизнь армейского офицера известна. Утром ученье, манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты.

 

4. Конец:
Наши медики по вскрытии трупа совершенно и настойчиво отвергли помешательство.

 

5. Начало:
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин [Кирила Петрович Троекуров]. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение.

 

6. Начало:
[Предисловие.] Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики.

 

7. Конец:
В первом случае надо было отказаться от сознания неподвижности в пространстве и признать неощущаемое нами движение; в настоящем случае – точно так же необходимо отказаться от сознаваемой свободы и признать неощущаемую нами зависимость.

 

8. Начало:
[Чарский] был один из коренных жителей Петербурга. Ему не было еще тридцати лет; он не был женат; служба не обременяла его.

 

9. Начало:
Когда император Александр Павлович окончил венский совет, он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть.

 

10. Конец:
Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели, всполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана.

 

11. Конец:
– Ой ли! – сказал обрадованный [гробовщик].
– Вестимо так, – отвечала работница.
– Ну, коли так, давай скорее чаю да позови дочерей.

 

12. Конец:
– Сейчас расскажу тебе: дай собраться с мыслями и памятью. А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится.
И он рассказал ему, что здесь написано.

 

13. Начало:
В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в которой ездят холостяки...

 

14. Конец:
В тот же день [Марья Ивановна], не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню...

 

15. Конец:
Неужели любовь, святая, преданная любовь, не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

 

16. Начало:
[Алексей Федорович Карамазов] был третьим сыном помещика нашего уезда [Федора Павловича Карамазова], столь известного в свое время (да и теперь еще у нас припоминаемого) по трагической и темной кончине своей, приключившейся ровно тринадцать лет назад, и о которой сообщу в своем месте.

 

17. Конец:
[Фирс.] ...Жизнь-то прошла, словно и не жил... (Ложится.) Я полежу... Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего... Эх, ты... недотепа!.. (Лежит неподвижно.)

18. Начало:
Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена [Катерина Львовна Измайлова], разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать ее [леди Макбет Мценского уезда].

 

19. Конец:
«...но жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее – не только не бессмысленна, какою была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!»

 

20. Конец:
Сказывают, что [Сильвио], во время возмущения Александра Ипсиланти, предводиом этеристов и был убит в сражении под Скулянами.

 

21. Начало:
Давно уже имел я намерение написать историю какого-нибудь города (или края) в данный период времени, но разные обстоятельства мешали этому предприятию.

 

22. Начало:
[Лопахин.] Пришел поезд, слава Богу. Который час?
[Дуняша.] Скоро два. (Тушит свечу.) Уже светло.

 

23. Начало:
Поутру 11 июля 1856 года прислуга одной из больших петербургских гостиниц у станции Московской железной дороги была в недоумении, отчасти даже в тревоге.

 

24. Начало:
[Часть первая.] Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми заметками о Грузии.

 

25. Конец:
– Боже мой, Боже мой! – сказала [Марья Гавриловна], схватив его руку; – так это были вы! И вы не узнаете меня?
[Бурмин] побледнел... и бросился к ее ногам...

 

26. Конец:
Причем не позабыл, по прежней привычке своей, утащить старую подошву от сапога, валявшуюся на лавке.

 

27. Конец:
15. В остальном поступать по произволению.

 

28. Начало:
– Eh bien, mon prince. Genes et Lucques ne sont plus que des apanages, des поместья, de la famille Buonaparte.

(Перевод: «Ну, князь, Генуя и Лукка поместья фамилии Бонапарте».)

 

29. Начало:
Последние пожитки [гробовщика Адриана Прохорова] были взвалены на похоронные дроги, и тощая пара в четвертый раз потащилась с Басманной на Никитскую, куда [гробовщик] переселялся всем своим домом.

 

30. Начало:
Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле.

 

31. Начало:
В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире [Илья Ильич Обломов].

 

32. Начало:
Однажды играли в карты у конногвардейца [Нарумова].

 

33. Начало:
[Медведенко.] Отчего вы всегда ходите в черном?
[Маша.] Это траур по моей жизни. Я несчастна.

 

34. Конец:
Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной своей должности, потому что это уже нам всем темно представляется, и мы едва...

 

35. Конец:
Потом он примолвил, несколько подумав:
— Да, жаль беднягу... Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!.. Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано!..
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.

 

36. Начало:
– Что, Петр, не видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

 

37. Конец:
[Стародум (указав на г-жу Простакову).] Вот злонравия достойные плоды!

 

38. Конец:
– Если вам теперь не угодно слушать, я, разумеется, должен отложить продолжение моего рассказа до того времени, когда вам угодно будет его слушать. Надеюсь дождаться этого довольно скоро.

 

39. Начало:
В одной из отдаленных наших губерний находилось имение [Ивана Петровича Берестова]. В молодости своей он служил в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.

 

40. Конец:
[Жандарм.] Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

 

41. Конец:
Работники, конечно, умеют ценить выгоды, доставляемые им практическими приспособлениями механической науки, но о прежней старине они вспоминают с гордостью и любовью. Это их эпос, и притом с очень «человечкиной душою».

 

42. Конец:
[Томский] произведен в ротмистры и женится на княжне Полине.

 

43. Конец:
Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, история постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, – но теперешний рассказ наш окончен.

 

44. Конец:
Но последствия их оправдали; грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что [Дубровский] скрылся за границу.

 

45. Конец:
[Дорн] (перелистывая журнал) [Тригорину]. Тут месяца два назад была напечатана одна статья... письмо из Америки, и я хотел вас спросить, между прочим... (берет [Тригорина] за талию и отводит к рампе) ...так как я очень интересуюсь этим вопросом... (Тоном ниже, вполголоса.) Уведите отсюда куда-нибудь [Ирину Николаевну]. Дело в том, что [Константин Григорьевич] застрелился...

 

46. Начало:
Кто не проклинал [станционных смотрителей], кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность?

 

47. Конец:
– И вечно так, всю жизнь рука в руку! Ура [Карамазову]! – еще раз восторженно прокричал Коля, и еще раз все мальчики подхватили его восклицание.

 

48. Начало:
– А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой!

 

49. Конец:
История прекратила течение свое.

 

50. Конец:
– Ага! – сказал [Муромский], – да у вас, кажется, дело совсем уже слажено...

Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку.

 

51. Конец:
Скучно на этом свете, господа!

 

52. Начало:
Отец мой [Андрей Петрович Гринев] в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17... году.

 

53. Начало:
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, направился к К-ну мосту.

 

54. Начало:
В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтобы поглядеть на дочку их, [Марью Гавриловну], стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу.

 

55. Конец:
[Кабанов.] Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! [(Падает на труп жены.)]

 

56. Начало:
Приступая к описанию недавних и столь странных событий, происшедших в нашем, доселе ничем не отличавшемся городе, я принужден, по неумению моему, начать несколько издалека, а именно некоторыми биографическими подробностями о талантливом и многочтимом [Степане Трофимовиче Верховенском]. Пусть эти подробности послужат лишь введением к предлагаемой хронике, а самая история, которую я намерен описывать, еще впереди.

 

57. Конец:
И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.

 

58. Начало:
[Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане).] Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку.

 

59. Конец:
Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

 

60. (Дополнительный.) Заметим для начала, что деление литературы на прозу и поэзию несколько условно. Теперь вопрос: какое произведение, традиционно (и в целом заслуженно) считающееся прозаическим, заканчивается следующими словами:

Но только утренней порфирой
Аврора вечная блеснет,
Клянусь – под смертною секирой
Глава счастливцев отпадет.

 

Его ланиты
Пух первый нежно оттенял;
Восторг в очах его сиял;
Страстей неопытная сила
Кипела в сердце молодом...
И с умилением на нем
Царица взор остановила.

 

Ответы – в одном из следующих номеров.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru