Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/1999

Сергей Волков

Возьмем ошибку в союзники

Львиная доля времени на уроках русского языка уходит на формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Однако, когда дело доходит до создания собственных текстов, выясняется, что одной этой грамотности мало, что в сочинениях полно речевых, стилистических, грамматических ошибок, которые можно зафиксировать, но весьма сложно предугадать. Еще сложнее разработать систему борьбы с ними.

А что если бороться с этими ошибками при помощи их самих? Учитель обычно ошибку отмечает и «учитывает», а ученик принимает ее к сведению. Но он зачастую фиксирует свое внимание только на оценке, пропуская саму ошибку, не вдумываясь в нее. Между тем размышлять над своими и чужими ошибками совсем нелишне. Поэтому мы очень советуем коллегам вести картотеку стилистических и речевых ошибок и периодически предлагать ученикам реальные фразы из их же сочинений для редактирования и обсуждения.

На урок можно предлагать учащимся 10–15 фраз (строго анонимных!). Они могут быть набраны на компьютере и распечатаны. Варианты заданий разнообразны: от простого исправления до группировки ошибок в типы. Здесь все зависит от уровня класса и задач, которые ставит учитель.

Мы предлагаем в вашу копилку несколько фраз из сочинений старшеклассников. В некоторых из них ошибки очень тонкие (например, можно ли сказать – в течение романа?). Ряд фраз исправляется легко, над иными придется поломать голову. С редактированием удачно совмещается работа над словами-паронимами, которые не изучаются в школе и ошибки на которые встречаются в сочинениях чрезвычайно часто.

В каждую работу стоит вставить и просто смешные фразы, не исправляемые (мы поместили их в разделе «Перлы»). Посмеяться над ошибкой тоже полезно!

1. Базаров обречен на то, чтобы быть неправым, непонятым, несчастным, неудачным.

2. Начала и концы многих стихотворений Тютчева очень здорово контрастируют.

3. Данный эпизод как бы написан глазами Наташи Ростовой, давно не бывавшей в театре и словно увидевшей все происходящее впервые.

4. В своем знаменитом лирическом отступлении Гоголь рассуждает о ширине русской души.

5. Видно, что автор поэмы сарказматически относится к помещикам.

6. Базаров хочет, чтобы или жизнь со всеми ее сложностями вместилась в рамки его представлений о ней, или он отсечет для себя все, что за рамками.

7. В финале романа Базаров координально меняет свои взгляды на жизнь.

8. Базаров избрал себе довольно лаконичный стиль жизни, удобный почти во всех жизненных ситуациях.

9. В противоположность Базарову Аркадий не так молчалив, как Базаров.

10. В начале романа между Аркадием и Базаровым еще нет никаких склок и передряг.

11. Видно, что Аркадий ощущает чувства, которые против нигилизма.

12. В течение романа автор показывает нам героя в различных ситуациях.

13. Роман «Отцы и дети» является философичным романом, поскольку в нем затрагиваются вопросы, всегда волновавшие человека.

14. Сначала поэт «духовной жаждою томим», он издыхает, он жаждет чего-то. И приходит «шестикрылый серафим».

15. Жить стоит ради «прекрасных порывов души», «минуты вольности святой» и чтобы «на обломках самовластья» написали наши имена.

16. Пушкин, вероятно, очень чувствовал гармонию мира, поэтому у него почти нет безнадежно пессимистических стихов.

17. В стихотворении «Кинжал» Пушкин воспевает орудие убийства как «свободы тайный страж... Последний судия Позора и Обиды».

18. Теперь истинное воплощение свободы для Пушкина возможно только в романтическом пейзаже – простор и стихия, созвучные с чувствами героя.

19. Еще в лицейских посланиях попадаются различные эксперименты с рифмами и размерами.

20. «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова очень похожи. Прежде всего, оба стихотворения написаны от своего лица.

21. На Пушкина в период южной ссылки находит пессимизм относительно свободы.

22. Идеалом свободы у Пушкина в этом периоде является всеобщая свобода, к которой и призывает поэт.

23. Море – символ человеческой жизни, который может «вынести» куда угодно, к какой угодно «земле».

24. Таким образом, отделавшись от всего, что может унизить человека, человеческое достоинство, Пушкин пришел к новому пониманию свободы.

25. Пушкин выработал в ранних стихотворениях ту легкость и изворотливость, которая так восхищает нас в «Евгении Онегине».

26. Здесь мы тоже видим мотив одиночества, только несколько деформированный.

27. В кризисном 1823 году душа Пушкина наполнена унынием и безверием в осмысленность жизни.

28. В стихотворении «Пророк» Пушкин обобществляет поэта и пророка.

Перлы

ПЕРЛЫ

Пушкин

  • Татьяна ждет, чтобы кто-нибудь подал ей лапу, и вдруг из сугроба вылез медведь и подал ей руку с большими когтями.

  • Онегин познал все: он влюблял в себя не только молоденьких девушек, но и умудренных опытом матрен.

  • Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.

  • Татьяна, француженка по образованию и плохо умеющая говорить и писать по-русски, все же русская душой: во сне ей представляется медведь, во многих странах ассоциирующийся с Россией.

 

Лермонтов

  • Печорин стоял, уперевшись всем, чем можно, в скалу.

 

Гоголь

  • Выступающий далеко вперед подбородок Плюшкина создает образ скряги.

  • У Коробочки все в беспорядке. Эта обстановка отражает хозяйственную скупость характера.

  • Всем своим интерьером Манилов пытается произвести впечатление на входящего. Даже детей он назвал греческими именами.

  • В деревне Плюшкина везде лежат продукты питания, покрытые плесенью.

 

Островский

  • Карандышев спас Ларису от утопления путем ее убийства.

 

Гончаров

  • Пшеницына, в отличие от Ольги, затащила Обломова обратно в постель, что Обломову и надо.

 

Тургенев

  • Базаров и Павел Петрович, при внешней противоположности, настолько схожи, что им даже не удалось создать семью.

 

Толстой

  • Князь Андрей на балу наслаждается Наташей, как наслаждаются старым, выдержанным вином. Он пьет ее молодость и невинность.

 

Горький

  • Лука ставит подпорки под слабые места человека.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru