Антон Шварц Из статьи «Пушкин в звучащем слове» У Пушкина в необычайной гармонии объединено интеллектуальное начало как ведущее с исключительно строгой и точной формой. Формальная стиховая культура у него всегда соответствует логическому развитию мысли – вплоть до того даже, что логическое ударение почти всегда совпадает с рифмующимся словом. Поэтому Пушкин не терпит интонационных преувеличений, не допускает «нажимов». В его стихах на протяжении четырех строк всегда концентрируются многие мысли. И если, передавая эти строки, вы интонационно «нажмете» на одну какую-либо мысль, – тотчас пострадает другая, средняя, – и гармония нарушена, ваше исполнение пошло вразрез с исполняемым текстом. В пушкинских стихах мирно и гармонично сосуществует огромное количество мыслей, и всякая попытка отдать преимущество одной мысли перед другой будет искажением целого. |