Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №27/1999

С.М.  Кузьмина

О принципах построения учебника
русского языка для средней школы
под ред. М.В.  Панова

Работа по созданию учебника русского языка для средней школы была начата в Институте русского языка РАН три десятилетия тому назад. В конце 60-х годов идею создания программы и учебника, которые опирались бы на научные достижения XX столетия, поддержал тогдашний директор Института академик В.В.  Виноградов.

Под руководством М.В.  Панова была разработана принципиально новая программа по русскому языку для средней школы (она вышла в 1972 г.). На ее основе коллективом научных сотрудников института, имеющих опыт работы в средней школе, была написана книга в четырех частях: «Русский язык. Экспериментальные учебные материалы для средней школы». Под ред. И.С.  Ильинской и М.В.  Панова. Ч. 1–2. М., 1979. Ч. 3–4. М., 1980. Книга изложена в виде учебника, но рассчитана на ознакомление с ней учителей-словесников, методистов, научно-педагогических организаций – для ее обсуждения, критического рассмотрения.

В течение многих лет по материалам программы и «Экспериментальным учебным материалам для средней школы». проводился обучающий эксперимент в русскоязычной школе № 17  г.  Харькова. Этим экспериментом руководили видные психологи и педагоги В.В.  Репкин и П.С.   Жедек. Кроме того, преподавание по книге проводилось в ряде школ Москвы, Красноярска, Барнаула, Сургута и др.

После успешной апробации экспериментальных учебных материалов и длительного периода их совершенствования авторы стали работать над написанием учебника. В 1994 году вышел учебник для средней школы «Русский язык. 5-й класс» под ред. М.В.  Панова (1-е изд.). Он вошел в практику преподавания многих школ Москвы и других городов России. В 1955 году выходит в свет 2-е издание этого учебника, значительно пополненное новым материалом, новыми разделами. В 1997 году издан учебник для 6-го класса, в 98-м – для 7-го класса, в настоящее время сдается в печать учебник для 8–9-х классов.

На каких же принципах, по мнению авторов, должно строиться обучение детей русскому (родному) языку? Эти принципы отражены в программе, выпущенной авторами учебника в 1997 году.

1. Обучение должно быть научным, то есть представлять языковедение XX века.

2. Опора на современную лингвистическую теорию позволяет воспитывать у детей умение наблюдать, вдумываться, понимать, доказывать, рассуждать, то есть дает простор для их интеллектуального развития.

3. Обучение русскому языку только в том случае станет эмоциональным (и поэтому успешным), если оно раскроет детям красоту русского языка, его выразительность, меткость, богатство. Эстетическое переживание языка и речи – важная сторона школьного обучения.

4. Занятия по русскому языку в средней школе не могут обойтись без игры. Нельзя забывать слова Ф.Шиллера: «Человек бывает в наибольшей степени человеком, когда он играет». Игра с языком открывает большие возможности для детской выдумки и изобретательности.

5. На основе этих четырех принципов надо научить детей нормам русского языка. Они должны стать для них привычными, удобными, своими. Не цепями или колодками, а основой для сознательного творчества. Говоря о нормах, мы имеем в виду не только орфографические, но и лексические (точный выбор слова) и грамматические (верное использование грамматической выразительности речи).

Вот пять оснований, на которых мы стремились построить наш учебник.

В основе учебника лежит теория Московской лингвистической школы (МЛШ), основоположником которой был Ф.Ф.  Фортунатов и которую развивали такие известные языковеды, как Д.Н.  Ушаков, Н.Н.  Дурново, В.Н.   Сидоров, Р.И.  Аванесов, А.А.   Реформатский. Эта теория в целом сформировалась в научное направление в 30-е годы, так что успела пройти основательную проверку. Она оправдала себя и в учебниках для средней школы 30–40-х годов. В них была проведена практическая проверка этой теории.

Мы считаем, что научный подход, естественно, ограниченный рамками возрастного развития учащихся, не только не усложняет описание языка, но, наоборот, облегчает понимание языковых законов. Научное понятие способно точно назвать то, что обычно описывается многословно и приблизительно. Это видно хотя бы на примере понятия «фонема», введение которого позволило назвать ту языковую единицу, которой соответствует в русском письме буква. Введение ключевых понятий МЛШ: фонетическая позиция, позиционные чередования звуков – помогает избавиться от принятой в школе бессодержательной формулировки «сомнительные гласные и согласные» и просто сформулировать главный принцип русской орфографии – необозначение на письме позиционных изменений звуков.

Наш учебник отличается от действующих учебников и языком: при научной строгости мысли авторы стремятся говорить просто – в младших классах с ориентацией на язык Б.Житкова. При этом авторы не потешают, не забавляют детей, не снимают с них обязанности думать. Вот как подаются в 5-м классе важные научные понятия. «Звонкий – брат глухого» – так дается понятие о парности звуков. «Второй согласный заражает своей мягкостью первый», «один звук приноравливается к другому». «Глухость своя или от соседа» – о различении самостоятельного и вызванного позицией качества звука. «Слабой позиции не верим, верим сильной» – это о принципе передачи звуков в русской орфографии. Авторы стремятся доказать, что о научных тонкостях можно говорить живым и даже шутливым языком.

Форма подачи материала. Теоретические положения не преподносятся, не сообщаются; учащимся не дается готовое знание. В учебнике принят и постоянно выдерживается определенный способ подачи нового материала: понятия и правила вводятся через решение проблемных задач, разгадывание загадок и цепочку рассуждений, приводящих к нужной формулировке. Нет ни одной проходной формулировки. И отсутствует поучительный, наставнический тон!

Авторы используют приемы, активизирующие самостоятельную работу учащихся, с тем чтобы они сами приходили к выводам, совершали научные открытия. Это очень нравится детям, вселяет в них уверенность в своих силах, развивает в них творческое начало. В учебнике действуют сквозные, переходящие из раздела в раздел герои, каждый со своим характером. В их рассуждениях, догадках, сомнениях, спорах учащимся предлагается принять участие и выступить арбитрами. Увидев в рассуждениях героев ошибки, которые они и сами могли бы допустить, дети глубже понимают суть проблемы.

Система упражнений и заданий. В учебнике много разнообразных по типу заданий: творческих (например: «Объясните, в каких случаях, с какой целью вы могли бы употребить следующие крылатые слова из басен Крылова», «Придумайте рассказ»), на сообразительность, подводящих к самостоятельным выводам (многие из заданий вписаны в общий контекст как звенья рассуждений). Задания, в которых предлагается эстетически оценить отрывок из художественного произведения, задания, отсылающие к работе со статьями толкового словаря, – дети приучаются пользоваться толковыми словарями, знакомятся с другими словарями, например, орфоэпическим. Это принципиально новый подход к подаче заданий, упражнений, он обеспечивает высокий уровень интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся.

По сравнению с действующими учебниками значительно большее место отводится стилистике. Ей посвящены многочисленные задания в разных разделах.

Приводимые в тексте учебника исторические справки расширяют кругозор детей. Например, справка о кратких прилагательных, склонявшихся в древнерусском языке и сохранивших следы склонения в поговорках, пословицах и устойчивых выражениях (от мала до велика, на босу ногу); справки «Из истории имен собственных», об изменениях в произношении, об истории русского письма и другие. В текст учебника введены рассказы: об индоевропейских языках, о литературном языке, о русских диалектах; рассказы-портреты видных языковедов помогают живо представить личность ученого и его роль в науке.

Учебник, как отметила Комиссия по преподаванию русского языка при Отделении литературы и языка Российской Академии наук, «направлен на воспитание думающей, творческой личности и, следовательно, отвечает требованию настоящего времени».

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru